Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХКАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. Л.А.ЛИТВИНОВА воспитатель 2 категории КГУ «Вспомогательная школа-интернат» г.Семей «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». А.Я. Каменский. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этому важнейшую роль в своей деятельности. У умственно отсталых детей важно не только сформировать нравственные представления, но и обеспечить применение полученных сведений на практике, поскольку ребенок всеми знаниями овладевает в процессе деятельности. Этих детей необходимо вооружить таким умениям и навыкам культуры поведения, которые облегчат адаптацию в современном обществе. Проводя коррекционную работу по формированию нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта, педагог сталкивается с такими проблемами как нарушение познавательной деятельности, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение характера. Нравственное поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. В связи с нарушением познавательной деятельности у умственно отсталых детей наблюдается отсутствие интереса к предметам, явлениям и событиям, окружающих их. Это приводит к тому, что с возрастом жизненный опыт детей оказывается крайне бедным. От своих сверстников такие дети отличаются ослабленным вниманием и памятью: им сложно концентрировать свое внимание поскольку многое из того что пытается донести до них педагог, непонятно и не связано логическими цепочками. При формировании личности умственно отсталого ребенка, педагог не всегда может достигнуть результата с помощью словесных объяснений, так как это менее продуктивно. Интересы умственно отсталых детей – примитивны, деятельность – пассивна. У них нет стремлений, планов, задумок. Для этих детей все любопытно, что ново, но все новое скоро стареет, надоедает, так как они интересуются лишь внешней стороной явлений. Мышление умственно отсталых детей также имеет свои специфические особенности. Они не способны анализировать, сравнивать, обобщать, у них отсутствует абстрактное мышление. Также умственно отсталым детям весьма сложно ориентироваться как в пространстве, так и во времени. У таких детей практически не развито воображение. Дети с нарушениями интеллекта не осознают, что уровень их развития и умения не соответствует уровню других детей, они не способны критично оценить свою деятельность, они не понимают собственных неудач, что исключает стремление к совершенствованию, достижению конкретных целей. У таких детей затруднено общение с окружающим миром. Воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены нарушением познавательной деятельности, а так же нарушением эмоционально-волевой сферы. У этих детей отмечается недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Большинству из них доступны также простые эмоции, как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, в то время как встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу. Характерными особенностями умственно отсталых детей является смена настроения. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях — человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх. Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоциональной сферы, им свойственны тенденции к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определенным нормам в поведении. Одной из личностных структур умственно отсталых детей является характер. Это сложное образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни ребенка, это стиль поведения личности. В характере отражаются воля, интересы, эмоциональный склад человека. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же, как и другие структурные компоненты личности, отличается своеобразием. При этом надо отметить, что недоразвитие характера при умственной отсталости довольно ча¬стое, но не обязательное вторичное отклонение. Характер проявляется и формируется в системе отношений. Ребенок не только познает окружающий мир, но и определенным образом относится к нему. Личность ребенка находится в сфере влияния различных отношений: к близким людям, коллективу сверстников, обществу, самому себе, деятельности своей и других людей. В силу органического поражения мозга умственно отсталым детям недоступен высокий уровень обобщений. Они не способны, например, в процессе деятельности распределить внимание, предусмотреть последовательность действий; им трудно выделить главное и установить основные связи и признаки. Им свойственна склонность к стереотипным действиям. У них наблюдаются такие отклонения в характере как: жажда наслаждений, отсутствие определенной цели, безудержность, рассеянность, бесцельная ложь, бессмысленное воровство, издевательство над окружающими людьми, негативизм, деспотизм и многое другое. Снижение способности к конкретизации обобщений приводит к наблюдаемым у умственно отсталых детей расхождениям между словом и делом. Незрелость эмоций, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей являются фактором, значительно затрудняющим воспитание учащихся вспомогательной школы. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Таким образом, при нравственном воспитании умственно отсталого ребенка встречаются трудности, объяснимые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка. Умственно отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Особенности развития умственно отсталых детей не упрощают, а, наоборот, в значительной степени усложняют организацию воспитательной работы. Однако это не снимает с педагогов ответственности за решение воспитательных задач: воспитание у школьников инициативы, самостоятельности, привычек дисциплинированного поведения в школьном коллективе, в быту. Правильная организация воспитания умственно отсталых детей доказала, что они могут овладеть определенным объектом знаний и способов поведения, приобрести полезные навыки и привычки, т.е. они имеют такие компенсаторные возможности, при которых под влиянием воспитания могут развиваться все стороны их личности, формируется умение работать и жить в коллективе. Формирования нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта наиболее результативно в практической работе, имеющей коллективный характер. Только усилие каждого в совместном труде, постоянная взаимопомощь и взаимозависимость помогут сформировать правильное отношение детей друг к другу. В то же время работа педагогов с коллективом детей должна давать возможность каждому отдельному ребенку проявлять свои способности, сохранять свою индивидуальность. Все это требует от педагогов большого такта, гуманности, и профессионального мастерства, и творческого подхода к делу. Задачи проводимой воспитательной работы во внеурочное время достаточно широки. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Главное условие успешного решения задач – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. В решениях этих задач большое значение имеет система внеклассной работы. Во внеклассной жизни дети обычно активны, интересы их, как и у нормально развивающихся детей, разнообразны. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия – лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало. Жизнь в коллективе, широкое участие в разнообразных видах труда, участие в работе организаций – все это создает возможность постоянно, повседневно прививать учащимся принципы нравственного поведения. Однако в процессе обучения в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребенок и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. К концу обучения во вспомогательной школе ребенок, как правило, осознает свое место в жизни, усваивает основные нормы поведения в коллективе. Планомерная работа по воспитанию у школьников необходимых нравственных качеств, их закрепление и повседневная опора на моральные нормы поведения, с тем чтобы следование им стало их привычкой, помогут выпускникам коррекционной школы более успешно войти в трудовую жизнь, выполнять общественно полезную работу на производстве и в семье, быть полезным членом общества. | |
Просмотров: 1914 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|