Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Строение голосового аппарата. Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей: 1)Дыхательный аппарат; 2)Гортань с голосовыми связками; 3)Резонансная область (рупор или надставная трубка). 1. Дыхательный аппарат представляет собой: а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами; б) дыхательные пути - бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло; в) диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др. В дыхании также принимают участие мышцы г) брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других - расширение и вдох. В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания, о чём мы будем говорить чуть позже. 2. Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов. Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования. Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука. В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух (см. рис. внизу). Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки. 3. Резонаторная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой: 1) усилениЕсли мы посмотрим на рисунок, приведённый выше, то обнаружим сходство между рупорным громкоговорителем и голосовым аппаратом певца. Один из законов механики Ньютона утверждает: действие всегда равно противодействию. Колебания мембраны рупора, как и колебания голосовых связок, оказывая давление на прилегающие слои воздуха, вызывают ответное сопротивление. Чем больше это сопротивление, тем большую энергию мембрана (или голосовые связки) смогут передать во внешнюю среду, тем больше КПД и, следовательно, громкость. Общее сопротивление (противодействие), создаваемое ротоглоточным рупором, его формой и различными сужениями, а также колеблющемся в нём столбом воздуха (Z), называется импедансом. Чтобы достичь большой мощности звука оперным певцам требуется умение создавать предельно высокий импеданс, что включает в себя способность опускать гортань вниз, расширение ротовой полости во время пения, специфическое выдвижение губ, так называемый "тюбаж" , и другие приёмы. Всё это приводит к одному недостатку: некоторой неестественности пения по сравнению с разговорной речью у оперных певцов. Но такова цена платы за то, чтобы петь в огромных оперных залах без микрофона и не срывать при этом голос. Вторая характеристика резонаторной области - создание тембра. Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость. Нарушения и заболевания носовой полости приводят к ухудшению звучания голоса. По меткому замечанию профессора Ермолаева "хороших певцов с плохим носом, как правило, не бывает". 1. Мягкое нёбо ротовой полости играет активное участие в формировании тембра: при его недостаточной активности голос приобретает гнусавый призвук. 2. Важным органом, создающим тембр, является и нижняя челюсть. От её активности и подвижности зависит ясность и красота гласных звуков. 3. Самые активные и важные в создании тембра голоса, а также (как его существенной характеристики) правильной артикуляции являются язык и губы. Мұхаметқали Ақзер, преподаватель школы искусств №2 города Караганды Источник: http://индивидуальная статья | |
Просмотров: 1343 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|