Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Цафт Т.В. "Память без срока давности".
Цафт Т.В., заместитель директора по воспитательной работе КГУ ОШ № 134 г. Караганды, Эко-Школы.

«Память без срока давности».
Судьба пишет сценарий для жизни.
Время вносит свои коррективы.
Исключает ненужных и лишних,
Оставляя для счастья причины.
Умножает хорошее дважды,
Вс плохое из сердца стирая.
После замечательного мероприятия в Музее жертвам политических репрессий посёлка «Долинка», которое состоялось накануне замечательного праздника «Дня победы» (4 мая 2013г.), вспомнилась мне история моей семьи, моего детства. Ведь, именно, тогда - шесть лет назад, решила - обязательно, коллектив научного общества учащихся и педагогов школы «Хранители ноосферы» продолжит проект «Моя Караганда – прошлое рядом», открывая новые горизонты в истории города Караганды и Карагандинской области.
Часто сталкиваясь с тем, насколько хрупкая штука - человеческая память. Разговариваешь с людьми и видишь, как события
сравнительно недавнего прошлого растворяются, очертания их становятся все более и более зыбкими. В беседе со всеми пытаешься восстановить какие-то детали, штрихи, связанные с судьбой прошлого нашей страны, нашего города, надолго сохранившиеся в памяти.
Мероприятие в Музее жертвам политических репрессий началось с документального фильма КГУ ОШ № 134 г. Караганды «Не стареют душой ветераны», подготовленного к конкурсу Городского отдела образования.

Май сорок пятого Победа.
Усталость. Тяжесть рук и ног.
Ее так ждали наши деды,
Прошел уже немалый срок.
Четыре года перестрелок,
Бомбёжек, яростных атак.
Тупая боль сковала тело.
Всё! Сдался вражеский Рейстаг!

Со словами благодарности ветеранам Великой Отечественной войны, в преддверии праздников «Дня Победы» и «Днём Защитника Отечества», обратились учащиеся и преподаватели школ № 85 и № 56. В стенах известного на весь мир Музея ученик 11 класса «Общеобразовательной школы № 85» поделился своим проектом. Благодаря, авторской программе Рушана Бараева «Моя Караганда», многим телепроектам, в том числе, одному из первых телепроектов «Караганда. Страницы истории», документальных фильмов «Однажды в Караганде», поддерживая связь с журналами и газетами Издательского дома «Классик», журналистами газеты «Индустриальная Караганда» и детской газетой Казахстана «Алтын арай» решили внести свою лепту в проект по краеведению, экологии, эко-туризму, экологии, географии и истории родного края. Научное общество «Хранители ноосферы» Эко-школы № 134 г. Караганды с 2007 года ведёт активную проектную деятельность на разных уровнях, совместно с КарГУ им. Е.А.Букетова (химический факультет), с общественным объединением «Эко-Образ», на сайтах: «Молодые репортёры для окружающей среды», журнала педагогов Казахстана «Коллеги», газеты «pedagog.kz», «pandia.ru», «Золотые купола химии», «Чиэко г.Караганды» и т.д.

Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, наконец, проектная деятельность школьников. в Интернете показывает, что нет ни одного школьного сайта, где не упоминалась бы проектная деятельность школьников, не говоря уже о тренингах. В Концепции модернизации общего образования до 2010 г. написано: «Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Учитывая эти аспекты, необходимо начать проектную работу, с учётом Малокомплектной школы, которая находится в черте города Караганды, на территории степной зоны, с уникальной историей строительства с 1932 года железнодорожной ветки «Осакаровка-Караганда». С 2007 года, начиная исследовательскую деятельность по данной программе, обратили внимание, что в степной зоне станции Кокпекты, посёлка «Солоничка» имеются развалины КарЛАГа депортированных строителей Железнодорожного полотна от Осакаровки до города Караганды. При исследовании данной территории выяснили, что внутри разрушенных стен имеется цокольный этаж, но попасть в него, без специальной техники небезопасно. Из рассказов сторожилов посёлка стало известно о строениях с 1932 года - это здания достаточно прочные. Заметно, что в строительстве использовались сложные строительные материалы. Недалеко от посёлка «Солоничка» имеется заболоченное озеро, где проживает огромное количество различных грызунов. Никаких строений на этой территории не замечено, хотя есть огромное количество высаженных растении: кустарников, полу-кустарников и деревьев. С 30-х годов в этих местах проживали депортированные чечено-ингушские спецпереселенцы, которые строили Железнодорожную ветку до Темиртау: посёлки – «Солоничка-новая» и «Солоничка-старая», в данное время там осталось 2-3 дома, далее станция Жана-Аул. Жители города Караганды не «по-наслышке» знают данные территории с названием посёлков, ведь многие годы, с периода строительства Железной дороги и до нынешних лет. В реках Нура и Кокпекты (приток реки Нуры) проходит зона отдыха, с возможностью ловли рыбы. Недалеко от городов Караганды и Темиртау – это прекрасная нерукотворная зона отдыха горожан, жаль, что сейчас самые удивительные места для отдыха находятся в частных владениях. Многие проектные работы защищали на Международных, Республиканских и Областных уровнях, где принимали активное участие школьники, педагоги и родители Эко-Школы. Учащиеся при защите проектной работы «Моя Караганда – прошлое рядом» на 43-ей научно-практической Академии наук юных исследователей ДДиЮ получили Диплом 3 степени, решили, непременно, снять документальный фильм, оставив свой творческий след в истории городи и области. Организаторы фильма ни на секунду не задумались над тем: где и когда начинать серию документальных фильмов научно-исследовательской деятельности школьников, изучающих историю родного края, участвуя в Презентации новых кабинетов Музея Жертвам политических Репрессий в посёлке «Долинка».

Пропащее время, сгоревшие души,
Твоих дочерей и сынов самых лучших,
Страна, запалившая вечный костёр,
И пеплом погибших устлала простор
Бескрайних лесов и полей, и степей,
Где в тысячах страшных твоих лагерей,
Сжигалось и время, и души, и жизни,
В чадящих кострах нескончаемой тризны.

Ясным майским днём, в конце 2012-2013 учебного года, при активной поддержке - Депутата Областного Маслихата Черного Дмитрия Дмитриевича, Карагандинского филиала партии «НУР – ОТАН» Октябрьского района, в лице Аманжоловой Бахытжан Аманжоловны, Городского Отдела Образования города Караганды, директора ТОО «Карагандинского автопарка № 2» - Жаксыбаева Галымжана Мастаевича, директора ТОО «Карагандинского автопарка № 5» - Урстенова Марата Жакеновича и Совета Музея, наконец-то, стартовал телепроект научного общества «Хранители ноосферы» - «Моя Караганда – прошлое рядом». Мне, как опытному педагогу и ведущей многих мероприятий, непременно, вспомнились строки статьи Кузьменко Андрея, 6 «Б», после посещения школьниками Музея жертвам политических репрессий в посёлке «Долинка» для продолжения научно-исследовательской проектной деятельности, которая напечатана на сайте «Чиэко Караганды». Один, из модераторов сайта сообщил: в г.Астане, 2014 году, к 70-летию депортации чечено-ингушского народа, при поддержки Ассамблеи Народов Казахстана будет выпущен сборник, где, обязательно, напечатают статью «Поездка в КарЛАГ». Андрей был, одним из организаторов проекта «Моя Караганда – прошлое рядом», именно, благодаря, ему и его маме, члену Попечительского совета Эко-Школы № 134 - Величко Наталье Анатольевне, информацию о проекте узнали жители города в новостях «5 Канала», после защиты исследовательской работы в Малой академии наук ДДиЮ.
«30 октября 2012г. мы ездили в Музей жертвам политических репрессий в посёлке «Долинка». До глубины души меня затронули события тех лет, когда существовал лагерь для депортированных людей. Именно, тогда все узнали о страшной исторической трагедии государственной политики: с 6 августа по 21 декабря 1937 года Политбюро и НКВД было запущено десять операций, подобных тем, что проводились по приказу 00447 с целью ликвидировать национальность за национальностью немцев, корейцев, поляков, литовцев, греков, латышей, эстонцев…как «шпионские и диверсионные группы». Никогда не забуду этот день, ведь 30 октября – это День жертвам политических репрессий, 31 мая Всемирный День жертвам политических репрессий. В начале, мы были участниками мероприятия, которое проводили сотрудники музея и родственники, знакомые, которые рассказывали о том, какие известные на весь мир люди, в 30-50-х годах отбывали срок в КарЛАГе. Много интересного, нового и познавательного я услышал о биографии поэтов, писателей, художников, учёных, об их нелёгкой и трудной жизни в КарЛаге. Мы узнали о замечательном учёном Н.Чижевском, который сделал много открытий по биологии, физике, написал много познавательных книг и картин. Он был близко знаком с Циалковским. У лица в центре города Караганды носит имя этого известного на весь мир учёного, поэта и художника. Страшно было осознавать, что такие замечательные люди находились в ужасных условиях, но они жили и давали жизнь своим картинам, книгам и научным изобретениям. Затем, когда мы слушали замечательного гида музея Ксению Олеговну, я словно оказался в прошлом: камеры с заключёнными, кто-то стоит, кто-то сидит. Лазарет, где лежат больные, уже обречённые на смерть люди, камера допроса, лаборатория, где проводились научные работы знаменитыми учёными, не за что отбывающими срок, не совершивших никаких преступлений. Кабинет начальника КаЛАГа, который стоит, смотрит в окно и ждёт новую партию , несчастных депортированных людей. Меня потрясло, что сотрудникам музея удалось найти письма и рисунки детей, которых насильно разлучили с родителями. Их заставляли писать своим родным, что у них всё замечательно и прекрасно в стране Советов. Мы сейчас все знаем, где находились дети депортированных, осужденных спецпереселенцев?! В то время, детей заставляли отрекаться от своих близких - у них было клеймо «врага народа». Мне было очень больно читать строки из детского письма в комнате Музея для детей, изменников Родины, отбывающих
срок в КарЛАГе.... Судьба детей всем нам сейчас известна – отбывать свой срок в детских колониях и детских домах посёлков Компанейска, Осакаровки, Литвиновки»....
Когда я читала статью Кузьменко Андрея «Поездка в КарЛАГ» сдерживая слёзы, поняла, как важно для всех знать историю нашего государство, чтобы трагедия не повторилась, ведь именно, наши ученики - будущее прекрасной страны. Моя статья «70 лет спустя...Отзвуки прошлого» напрямую, связана, с проектом «Моя Караганда прошлое рядом».

Работая над проектом «Моя Караганда: прошлое рядом», благодаря, неутомимому выпускнику школы Крицкому Денису Анатольевичу, экономисту школы, наткнулась на статью «Похождение «волчьего» потомка» Мусы Айдамирова. Сын спецпереселенцев из Чечни, 1943г.,подробно описал свою жизнь в Компанейском детском доме с 1944 года. Моё воображение подключилось мгновенно, вспомнив, посещение территории бывшего Компанейского детского дома до 1998г., который детально обследовали 28 августа и 29 сентября 2012года, посетив, Монумент «Братская могила» на кладбище посёлка Компанейск. Кладбище посёлка Компанейск: братская могила 19 тыс. погибших депортированных в 1932г. спецпереселенцев, могила солдата из Компанейска, у погибшего в 1944 году.

Посетив посёлок «Долинку», КарЛага, новое здание 2011года, где находится Музей жертвам политических репрессий. Память педагога детского дома сохранила, некогда известный на весь Советский Союз дом для детей со сложными судьбами, чтобы никогда такое не повторилось в судьбах современной молодёжи.

«…После больницы, на седьмой день меня без сестры Сарат направили в Компанейск , больше мы с ней уже никогда не виделись. Она умерла сразу же после лечения парши странным способом при обработки раны электротоками, затем смазывали лекарствами. Она долго плакала, но её могли успокоить только на время дети - чеченцы, которых приглашала к ней её лечащий врач. Сарат так и смогла говорить по-русски. После её смерти сторож больницы – чеченец, из Надтеречного района, показал мне её могилу. Я был несказанно рад, что со мной в Компанейский детский дом поедут со мной пятеро ребят-чеченцев спецпереселенцев из Ачхой Мартана и Аллероя: Алхазур гучигов,вахта Салманиев и Ваха Шамсудинов, две девочки были из Надтеречного района, не помню их имена. Жизнь в компанейском детском доме Карагандинской области Казахской ССР началась с карантинного изолятора. Наша группа состояла из 32 детей и с 15 сентября 1944г. находилась в течении одного месяца в распоряжении врачей. Врачебный персонал был обходительный, ласковый, заботливый о будущих гражданах Страны Советов. Детский дом имел свой посёлок, отгороженный от основного посёлка забором высотой 1,5 метра. Здесь было всё, даже в то военное время: больницу, семилетнюю школу, большую спортплощадку. Блоки общепита, складские помещения, помещения для физического труда и другие мастерские для обучения и ремонта обуви и одежды. В месяц раз надо было посещать курсы по пошиву одежды и обуви, где мастера на примере своей работы показывали, как чинить обувь и шить одежду. С захудалой одеждой и рваной обувью детдомовец сам шёл в швейный цех или в сапожную мастерскую и под наблюдением мастеров чинил всё сам. Имелся также клуб для демонстрации кинофильмов и выступлений самодеятельных артистов. В распоряжении детей построили 24 жилых дома из самана, с мазанными глиной крышами, которые мы ежегодно ремонтировали, чтобы они не протекали. В детском доме в военное время находилось 760 детей, из них 60 грудного возраста. Каждый дом имел спальную комнату на 35-45 человек, также имелся «красный уголок», чтобы готовить уроки. У детдома был свой колодец, из которого в сутки требовалось натаскать дежурным 200 литров.» Читая строки Мусы Айдамирова, со слезами на глазах, вспоминала, те строения, которые сохранились до 1981г., когда холодным днём января, впервые переступила порог современного здания Компанейского детского дома им. Н.К.Крупской. Сохранились многие строения Компанейска, в том числе и саманные домики, в которых проживали ветераны-сотрудники детского дома. Помню всеми любимую бабу Ксению (жаль, что не помню её фамилии!), которая после выпуска до 85-летнего возраста работала в детском доме нянечкой. Она много рассказывала о своей судьбе сосланной спецпереселенки из Украины. Часто посещала монумент Компанейского кладбища «Братская могила». «Наверное, там покоятся мои родные, я одна осталась в 1935г., никак не могу покинуть Компанейск. Многое заставляет меня остаться здесь, в этом саманном домике». Часто приходила к ней за советом, иногда с ребятами из моей группы, чтобы помогли вместе со мной в хозяйстве бабушке. Она сажала нас на самодельные табуретки и лавочки, долго рассказывала об истории детского дома, о своей судьбе. Меня, современного человека, всегда поражала жизнь старушки, в старом саманном домике с земляным полом, со старой, но ещё достаточно прочной мебелью, а самое главное, что сама она никогда не хотела из этого дома уезжать. После того, когда ей за многолетний труд в компанейском детском доме дали двухкомнатную квартиру в Майкудуке, поселив в ту квартиру свою внучку. (Не знаю, почему, но после вселение в новую квартиру внучка перестала посещать свою любимую бабушку) «Не поеду туда, не могу жить в хоромах. Воздух не тот, да и зачем мне уезжать от своего огорода, как я без него?» Так и осталась одна в маленьком доме, который домом-то назвать трудно, построенном ещё в 1932году. Бывшая территория Компанейского детского дома за 13 лет значительно изменилась. Осталось 3-4 саманных домиков с далёких годов 30-х годов, построенных спецпереселенцами разных национальностей для колонии несовершеннолетних преступников. В 1936 году колонию переименовали в Компанейский детский дом, благодаря, замечательным сотрудникам: Архипову Д.И., директору детского дома, одной из первых завучей Касминской Зои Павловны. За могилой, которой на Компанейском кладбище многие годы воспитанники детского дома им. Н.К.Крупской тщательно ухаживали. «За дисциплину в отряде отвечали командир и старшина, как в армии. Они выносили дисциплинарные наказания, что надлежало исполнению. В нашем отряде № 19 было 35 человек, а с поступлением новых детдомовцев отряды пополнились до 40-45 человек. Определили нам воспитательницу-немку, из таких же переселенцев, как и мы. Звали её – Эмма, но в отличии от нас отлично говорила на русском языке, высокого роста, незначительно прихрамывала на правую ногу. Она была высокообразованная женщина, из приволжских немцев. Всех посадили в первый класс, независимо от возраста, незнание русского языка всё сводило к нулю! Первой учительницей была Любовь Фёдоровна Шевцова. Вежливая, молодая, обходительная женщина. Начала учить нас азбуке. Мне это удавалось «на отлично», заучивал домашнее задание наизусть «буква к букве»». Старое здание школы Компанейского детского дома простояло бы до сегодняшнего дня, если бы, не то, что случилось со многими строениями в 90-е годы, подвергшимися оптимизации, не могли разрушить почти три дня, используя различные современные, по тем временам, транспортные средства. Все, кто ещё работал в детском доме и жил в пятиэтажке, построенной в 1981году для педагогических работников детского дома им. Н.К. Крупской. Дом построен под руководством первого секретаря Городского комитета партии Устиновского Михаила Михайловича ( светлая ему память!), за три месяца строительства сооружения по Ленинградскому проекту был решён кадровый вопрос для внедрения в образовательный процесс Компанейского детдома замечательных сотрудников. Регулярно, в течении многих лет, приезжая в гости, Михаил Михайлович знал всех воспитанников и сотрудников по-имённо, с каждым здоровался, что называется «за руку», беседовал лично, помогал во всём, а если требовалось, давал советы. Мы смотрели, как разрушают старинное здание школы, плакали. Работники детского дома потом рассказывали друг другу о том, какая была школа, как проводились занятия, вспоминали даже о том, что когда не было центрального отопления, школу отапливали по-старому, углём. Встроенные печи никогда не засорялись, в школе всегда было тепло. Проводили ремонтные работы, но старинные печи довоенной поры, никак не могли разрушить. Значит, делалось всё на века, не то, что сейчас, если вспомнить историю Бесобы. Одно не пойму до сих пор: почему надо было всё разрушать, когда на капитальные строительные работы до разрушения всех строений детского дома потрачены государственные денежные средства, ведь по тем временам сумма колоссальная, пять миллионов рублей. Наверное, это была первая, коррупционная, продуманная, акция «приватизации» зданий Компанейского детского дома, с присвоением денежных средств, под прикрытием официальных документов. В то время мы ничего не знали о незаконных действиях ОблОНО, под руководством Каминского, смотрели, как разрушается школа, но не понимали, что после этого разрушения, такое будет происходить со всеми строениями Компанейского детдома им. Н.К.Крупской. До сих пор там собирают каждое лето и осень грибы, имеются старые фруктовые деревья, замечательная лесная оздоровительная зона, молодёжь посёлка Компанейск проводит пикники. Воздух чистый, лесной, не разрушена экология, несмотря, на проезжающий автотранспорт. Недалеко от детдома удивительный дачный массив, где есть возможность иметь своё подворье, находятся дачи жителей Сортировки.Сама лично сажала со своими воспитанниками берёзы, сосны и ели. Воздух замечательный, в отличии от нынешнего расположения детского дома на 11 квартале Майкудука. Там дорога для автотранспорта далеко небезопасная, воспитатели просто опасались за жизнь ребят, постоянные аварийные ситуации данной трассы для детей, которых приходилось водить через дорогу в массовою «Общеобразовательную школу № 73». Такие проблемы с безопасностью воспитанников существуют в данное время. В 1996 - 2000г не будет света, воды, жителям дома для сотрудников срочно придётся покидать свои квартиры. Позже узнали, что пятиэтажного дома для сотрудников, по плану, уже 10 лет, как и всех строений детского дома не существует. Период оптимизации, при таких условиях, позволил участникам уничтожения наладить свой бизнес, стать предпринимателями, причём с приличным капиталовложением! Не хочется называть фамилии этих руководящих сотрудников, по чьей вине в 1998году детский дом переезжает в Майкудук, в здание, которое долго надо обживать детям, лишённым родителей. Новое здание долго ремонтировалось, напоминало больницу, без условий проживания. Палаты, палаты и огромный коридор. Прекрасно, если сейчас в этом здании детям создали домашний уют, как это было в Компанейске, где у каждого ребёнка была своя комната. Посещение школы № 14 в посёлке Компанейске, было безопасным, провожали детей на учёбу через обильную растительность, прекрасные лесные пейзажи, а потом любители рисовать составляли свои пейзажи для конкурсов. Дальше опять читаю строки о школе детского дома в военное время. «Любовь Фёдоровна просила рассказывать материал, как понимаешь, своими словами. А, как можно было это сделать, если у тебя нет этих слов? Ведь чеченский я знал хорошо, а с русским языком были проблемы. Приходилось зубрить и учительница ставила мне в журнал пятёрки, наверное, за мой труд « по зубрёжке». Детдом имел свой подсобный совхоз, который полностью, в военные годы и после, обеспечивал детей нужными продуктами питания. Было своё мясо, молоко и зерно. Постоянную рабочую силу, в основном, составляли выходцы нашего детдома. В летние каникулы старшеклассники помогали совхозу в прополке, уборке овощных, зерновых и заготовке кормов. Затем делали засолки на зиму: квасили капусту, помидоры и огурцы….»
После таких строк мне вспомнилось, как со своими ребятами приходилось в 80-х годах работать на огородах, причём, недалеко от столовой, ездили на уборку урожая за Сортировку, сравнительно, далеко…в степную зону. Сотрудники детского дома (бывшие выпускники) ухаживали за животными, были свои огромные стада, пасли разнообразный скот. Городского жителя, меня значительно потрясло то, что воспитанники неплохо умеют добывать молоко, обслуживая большое количество коров. Всё помогало в ведении хозяйства, поэтому детский дом долгие годы, практически, ни в чём не нуждался. Сотрудники имели возможность приобрести за деньги недорогое молоко, мясо и овощи. Осенью ребята, под руководством поваров, зав.складами Зориной Надежды учились солить огурцы и помидоры, грибы и капусту. Как всем это помогало в трудные 90-е годы! «За плохую учёбу надо было отвечать. Оставляли на второй год, если совсем отстающий, отправляли на работу в подсобный совхоз. Если же и работать не захочет, то такого воспитанника приводили на детский стадион, выстраивали 700 детдомовцев на линейку, складывали в сумку сухари. Директор Ким Иван Васильевич читал приказ об изгнании из детского дома: за нежелание учиться, трудиться и плохое поведение. Говорил, что коллектив детдома стремился сделать его достойным гражданином общества, но ничего не получилось, из своей семьи выгоняем его на все четыре стороны. Детдомовский участковый милиционер проводил до ворот и двери для такого нарушителя уже никогда не открывались. Далее была колония для несовершеннолетних преступников или ещё хуже! Такие меры принимались к детям за воровство, злостное хулиганство. Детей, окончивших семилетку и получивших среднее образование, детский дом направлял в средние специальные и высшие учебные заведения. В процессе учёбы, на правах родителей выступал детдом, оплачивая стипендию, если студенты учились далеко. Обучающиеся в пределах области приезжали, брали продукты питания на неделю, летние каникулы приезжали в свои отряды и жили, как у своих родителях. После окончания обучения, администрация строила всех ребят на линейку и по приказу директора все, кто закончил обучение и получивший образование приступал к строительству социалистического общества. Бывшие воспитанники выступали со словами благодарности в адрес детдомовского коллектива и уходили по своим направлениям, выданным учебным заведением. Так их провожали в добрый путь». «Нас, не по-детски, обижали поселковые дети, а после того, как мы защищались жаловались своим родителям, тогда весь посёлок Компанейск приходил к нам в детдом, но участковый инспектор Марат и директор Ким всегда приходили на помощь. У нас была какая-то бронированная «спайка», хоты ребята представляли все нации и народности, проживающие в СССР. Не хватало среди нас только инопланетян, остальные были все как единое целое! Чтобы выжить нам выделили два танка со снятыми башнями и приделанными кузовами, на которых в период войны воевали танкисты-воспитанники этого дома. Танки брали большой груз при любой погоде и делали в день несколько рейсов. Кроме танков была у нас одна автомашина «полуторка» (1,5 тонны) и гужёвый транспорт. Одновременно, на территории детдома шла работа по заготовке привезённых с поля продуктов путём затаривания в деревянные кадушки. Каждый из нас мог солить помидоры, огурцы и капусту. Хотя солили капусту своеобразно: в бетонированной траншее, боковые ямы которой, вы ступали над землёй от 80 см до 1,2 метра, с обоих сторон траншеи загружали капусту, морковь и все специи. Затем там укладывались отшлифованные доски, которое, в последствии, нужно было затрамбовать. Всё это делали вручную, особым, способом, как мы это делали у себя в Чечне с виноградом…» В 1981 году Компанейскому детскому дому присвоили имя Надежды Константиновны Крупской. Помню торжественную линейку, когда после открытия музея Н.К.Крупской, руководители поисковой работы - Ветлугина Раиса Петровна (ныне проживает в РФ, городе Новосибирске) и Исаева - Тарабанчук Светлана Захаровна (ныне почившая), сотрудницы музея детского дома, рассказали о том, что им удалось выяснить в процессе поисковой деятельности. История города Караганды: после того, как со своими проблемами к Н.К.Крупской обратился первый директор Компанейской колонии для несовершеннолетних преступников Архипов Д.И., которого отправили в Караганду из Ленинграда по распоряжению Луначарского. Надежда Константиновна выслала два вагона с мануфактурой, бригаду врачей, ведь дети находились в страшных условиях, каждый день умирали от болезней, голода и холода. Наспех построенные саманные лачуги нечем было отапливать, тогда там была степная зона, здесь не было постельных принадлежностей, колонисты спали на холодном земляном полу, с одеждой были проблемы. Весной были высажены многолетние деревья и кустарники.Многие воспитанники участвовали в создании музея, находили интересную информацию по истории детского дома. Хорошо, ещё остались свидетели переселения разных национальностей, старые жители посёлка Компанейск, многие из них работали в детдоме долгие годы, конечно, в живых в городе Караганде никого уже нет. Есть только память. Не могу не написать о замечательной сотруднице Компанейского детского дома Богословской Дарьи Васильевны. Всю свою жизнь она посвятила детям. Учила их шить, вязать, готовить, оформлять интерьер, в общем, многому научила простая сотрудница детдома, не имея специального образования. Долгие годы, работала после наступления пенсионного возраста, а когда вышла на пенсию до последних дней работала в детдоме. Помню, что к ней на занятия приходили даже мальчишки, наверное, понимали, что в последующей жизни, им надеется не на кого, на свои возможности и с нетерпением ждали начала уроков Дарьи Васильевны. Уроки запоминали воспитатели, не простые уроки, а с обязательным приготовлением вкуснейших блюд. Особенно, все любили её блины, таких блинов никто не умел печь. Воспитанники, с интересом наблюдавшие за работой учителя труда, старались ни в чём её не огорчать. Мне кажется, всем пригодились в жизни эти уроки. С 1932 года воспитатель детского дома Галина Матвеевна (сейчас ей 86 лет, проживает в РФ, к сожалению, фамилии не помню!) вместе со своей семьёй сослана из Украины. «Когда нас привезли в Компанейск, мои братья и сёстры умерли. Было тяжёлое время. Жили в землянке, топить печь было нечем, на улице был февраль. Грелись, как могли, питались, чем придётся, не знаю, как мне удалось выжить. Строились саманные дома для колонистов, потом, когда все мои погибли, меня забрали и оформили, как сироту. Не могу жить без памяти, всю жизнь в детдоме буду работать, однако по моей специальности можно работать везде», - рассказывала Галина Матвеевна, потом долго молчала, слёз у неё я никогда не видела, кажется, привыкла к своей нелёгкой судьбе. Знала, конечно, что не на кого было надеется, кроме себя. Вместе с Галиной Матвеевной многие годы работала замечательный педагог Дедяева Лидия Порфирьевна (светлая ей память!). Судьба у неё сложная, похожая на судьбы многих сотрудников и воспитанников детского дома. Помню, когда в 1981 году проводили линейку, посвящённую Дню победы, Лидия Порфирьевна отвернулась от всех. После окончания праздника подошла ко мне и сказала: «Танюша, извини меня, не могу спокойно без слёз слушать про войну. Память возвращает меня в далёкое военное детство, каждый день вспоминаю и думаю, как выжить мне пришлось, просто не знаю». После таких слов поняла, что в памяти этих легендарных женщин сохранилось всё, что пережили в то время спецпереселенцы, теряя своих близких, покидая насиженные дома, уезжая «в никуда», чтобы уже никогда не вернуться! Страшное было время. С коллегами Эко-Школы решили продолжать исследовательскую деятельность по истории, краеведению, эко-туризму и экологии, обязательно с привлечением сотрудников СМИ. Важно, чтобы ничего не забывалось. Замечательных педагогов воспитали стены родного дома. Сейчас на заслуженном отдыхе, борется, не покладая сил, со страшным диагнозом Нина Ивановна Иванцова-Шеерман. Терпения, усилия и воли ей. Несколько лет назад мною написана о ней статья в газете «Индустриальная Караганда». Тогда хотелось поддержать подругу, ведь проработав с ней 20 лет в Компанейском детском доме, многому научилась в работе у неё. Воспитанница детдома с послевоенной поры, всю жизнь отдала работе детям-сиротам со сложной судьбой, как и у себя. Начинала техничкой, работала учителем, воспитателем, зам.директором по хозяйственной части, в летнее время, в пионерском лагере «Юный», который находится на правом берегу города Темиртау, всегда была незаменимым начальником лагеря. «Дети не забывали заботу о себе, можно сказать, что почти 100% детдомовцев становились достойными, честными и преданными гражданами своей Родины, которым можно было доверить самый тяжёлый участок работы и защиты Отечества. Нам говорили, что из нашего Компанейского детского дома за годы войны ушли на фронт более 700 человек, а назад по окончанию войны вернулись не больше 12 детдомовцев. Данные, поступающие о воспитанниках, характеризовали их, как бесстрашных героев. Командование фронтов выражало благодарности администрации детдома за воспитание мужественных солдат». Благодаря скудным архивным данным удалось выяснить, что в годы Великой Отечественной Войны более 700 воспитанников детского дома сражались на фронте. Командовал танком, пал смертью храбрых - Леонид Теньков, бывший беспризорник, потом колонист. В 1936 году, при оказании помощи администрации, в лице директора Архипова Д.И., в организации направленной деятельности против преступных элементов колонии для несовершеннолетних преступников, благодаря, Тенькову Леониду, колонию переименовали в детский дом. Первый директор детского дома переведён в город Караганду для работы заведующим в Областной отдел Управления Образования. «По окончании войны в наш отряд № 19 в отпуск вернулись двое: танкист Иван Бобров, выписанный из госпиталя и матрос Черноморского флота – Фёдор Находько. Фёдор был здоровым парнем, с двумя орденами и медалями, имея насколько ранений. Танкист Иван имел три ордена и пять медалей был сухощав, на лице виднелись шрамы, как после ожога. Никогда, даже ложась спасть, он не снимал шлем с головы, ходил всегда в одежде танкиста. Нам было интересно узнать о них всё. Матрос Фёдор делился с нами всем увиденным на фронте. Поочерёдно одевали его бескозырку, награды и тельняшку. Танкист все звали его дядя Ваня, был очень замкнутый, невесёлый, чувствовалось его жизненно подавленное состояние за своё здоровье. О нём всё знали только Эмма, наш воспитатель и девочки наши командиры Валя и Наталья., которые ничего про него нам не рассказывали. Однажды, когда он снял свой шлем с наушнками: вместо ушей торчали отверстия, на лице и шее пришитые латки кожи, снятые с кожи во время перенесённых операций. Такие же шрамы на всём его теле, оказывается он трижды горел в танке. После каждого ранения шёл опять в бой бить фашистких захватчиков, не жалея себя. После увиденного нам, по-человечески, стало очень жаль этого парня, дальше мы держались с ним очень обходительно, берегли его всегда и во всём. Дядя Ваня остался в детском доме. Директор оформил его водителем танка, переделанного под грузовик для перевоза продуктов из подсобного совхоза. Всё же жизненная угнетённость сохранялась в нём, не был он никогда весёлым, только, когда все узнали, что войне – конец. Основная часть его жизни была унесена войной, оставив живой памятник на Земле. В 1981 году , в здании школы детского дома им. Н.К.Крупской открыли Музей, где была собрана удивительная информация истории удивительного дома для детей: о выпускниках, которые нашли в военные годы троих сынов полка. Позже, совместно, с Райкомом Комсомола Железнодорожного района, в лице 1 секретаря Каримовой Г.К. организовали, замечательную встречу в стенах Компанейского детского дома. После этого события, ежегодно, лучшие воспитанники детского дома проводили летние каникулы в пионерском лагере «Артек», на побережье Чёрного моря, в Международном лагере «Боржава», в селе «Приборжавское», Иршавского района, а также в Виноградовском районе, города Хуста, Западной Украины. «Я уже учился в 7 классе, когда спецпереселенцам начали доверять и делать уступки. Родственникам разрешили объединяться, переезжать с места на место, поставив в известность комендатуру. В Караганде, в посёлке Пришахстинске у меня оказались двоюродные братья – Аднан, Абубакар, Салавди и Садалви. Затем из Кустаная переехал брат моей матери Касумов Яхья. Меня стали чаще посещать и уговаривали, чтобы я переехал жить к ним из детдома в Компанейске, у чеченцев не положено, чтобы семья при наличии близких родственников оставляла в беде детей или в чужих семьях. И в январе 1951 года я переехал жить к брату Усману Аднану. Началась новая история в жизни маленького спецпереселенца, который тогда так и не понял, за что погубили его семью, а ему до сх пор не дают жить в родной Чечне… В 1953 году устроился работать на перевезённый из Донбасса в 1942г. крупнейший в то время завод угольного машиностроения им. Пархоменко. Завод находился в шести километрах от нас. Это история Старого города или, как его называли тогда Копай-города. Летом надо было ходить пешком или на старом велосипеде, а зимой на автомашинах. Отработав, на заводе электросварщиком три года, я всё же устроился на шахту № 12 треста Кировуголь. И одновременно учился в вечерней школе рабочей молодёжи. Шахта находилась рядом с домом и руководство позволяло мне учиться, работая с 8 утра по 4 часа в день, предоставляя отпуск на период сдачи экзаменов». Шефами у воспитанников детского дома были все шахты города Караганды, которые многое сделали для сотрудников и ребят. В том числе экскурсионные поездки в города СССР. Последней поездкой, в 1990 году организовали экскурсию в город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Жаль, что сейчас не возможны такие поездки. Стоимость одной путёвки стоила - 400 рублей, но всё равно руководство и профсоюзный комитет шахты «50 лет Октябрьской Революции»(ранее называлась шахта № 22) решило организовать для детей незабываемый отдых. Воспитанники детдома с воспитателем Кузнецовой Антониной Егоровной проживали в знаменитой гостинице «Ленинград», сотрудники гостиницы удивлялись шахтёрам, которые отправили на отдых воспитанников, в гостиницу для интуристов. Ныне на заслуженном отдыхе, но до сих пор «в строю», Антонина Егоровна Кузнецова, бывшая воспитанницей Компанейского детского дома им. Н.К.Крупской. Спасибо ей за её нелёгкий труд, здоровья и терпения в работе воспитателя детей-сирот. Слова благодарности шахтёрам за неравнодушие, ведь многие годы каждый праздник приезжали в детдом с подарками, тёплыми словами в адрес ребят со сложной судьбой, помогали во всём, никогда ни в чём не отказывали. Долгое время профсоюзные комитеты шахт № 22 («50 лет Октябрьской Революции»), шахты им. Кузембаева, полностью содержали подростковый клуб в Компанейском детском доме, где занимались ребята в духовом оркестре, театральной студии, вокально-хоровом и сольном исполнении, всеми спортивными секциями, единоборствами, в построенном для детского дома огромном спортивном комплексе. Сюда приезжали любители спортивных состязаний дети, подростки и взрослые из Майкудука. Сортировки, жаль, что в начале 90-х годов всё было разрушено! «На Родину вернулся в конце 1957 года. Получил средне-специальное образование агронома. Затем в городе Ростов-на –Дону на высших политических курсах окончил четырёхгодичную Высшую партийную школу в 1970году. (сельскохозяйственное отделение). Работал в советских, партийных и хозяйственных органах до 1990года. Ушёл с работы добровольно, чтобы не вываляться в «грязи» горбачёвско-ельценской демократической перестройки. Всегда был порядочным человеком, не лез в карманы гос-ва, не обворовывал коллектив, которым мне доверили руководить. Я плавал в низовых эшелонах партийной, советской и хозяйственной деятельности, потому, что не брал взятки и сам никому не давал. Если мои добрые дела не нравились коллективу, в котором я работал, подавал заявление по собственному желанию и уходил с работы. Может зря уступал место взяточникам и взяткодателям? 1992-1996г.» Проезжая мимо разрушенных строений посёлка Компанейск, вспоминаю историю дома, которого нет. Часто слышу слова: «Может не стоит ворошить прошлое, зачем вспоминать, то чего никогда не будет?», - задумываюсь, правда, нужно ли это кому-то?
Для себя нахожу ответ: историю забывать нельзя, надо знать, помнить. По возможности, передавать молодым поколениям, чтобы никогда не повторить страшное и ужасное, всё зависит от нас самих. Следовательно, будем продолжать проектную работу «Моя Караганда: прошлое рядом», в истории много «белых пятен», а свидетелей тех далёких событий ещё можно найти».
Из статьи Кузьменко Андрея: «Тогда я подумал, может это и есть преступление во имя людей, без причины, обрекая их на такие страдания! Не хочу, не хочу...,чтобы такое повторилось! Когда мы увидели вагон, в котором перевозили спецпереселенцев, юрты с людьми, которых отправляли в изгнание, их жильё, орудия труда все поняли, что это прошлое нашего народа и его надо знать. Я решил, что непременно, буду преподавать историю в будущем, нацеливая своих учеников на правильную политику, чтобы такого не повторилось н и к о г д а!«Белый росток» - деревце, обмотанное колючей проволокой и обрубленное на макушке – росток в будущее. Когда гид объясняла нам об этом, все поняли – это сломанные судьбы великих и простых людей. Они одинаковы, но росток пустил свои корни, значит жизнь продолжается, и мы все были рады, что живём сейчас в замечательной стране. Спасибо нашему президенту, что у нас нет никаких переживаний за своё будущее – оно у нас будет прекрасным! В последней комнате музейных экспонатов, где собран материал о нашем могучем государстве меня охватила гордость за страну, в которой мы живём, где будут жить наши дети! Вернувшись в реальность наших дней, все экскурсанты поняли смысл того, как замечательно, красиво, светло и независимо живут люди в нашем известном на весь мир государстве сейчас! Это корни того, ростка в светлое будущее, т.е. в наше прекрасное время, в котором мы живём!». Память – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, просто человеческого…Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки и, если вы сложите его вторично, – часть складок ляжет по прежним следам: бумага "обладает памятью"…Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. С помощью памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые, бытовые навыки, семейный уклад, общественный институт… Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но, благодаря, памяти прошедшее прочно входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединяется с прошедшим в одну линию.
Проектная работа НОУ «Хранители ноосферы» по краеведению, эко-туризму, географии, истории и экологии родного края позволила узнать историю депортированной семьи Докаевых из Чечни в 1944 году, которые всю свою жизнь охраняют один из главных памятников истории страны – КазДрамтеатра в городе, которого – нет. Это «Старый город», или как в простонародье его называли «Копай-городом», практически построенном руками японских военнопленных. Заинды Закреевич Докаев не мог не посетить Музей жертвам политических репрессий, ведь его судьба и судьба его народа связана со страшной трагедией депортации.
Невозможно не оценить предоставленную возможность научным обществам учащихся школ города и области организовать в Малой Академии юных исследователей Республики Казахстан Дворца Детства и Юношества г. Караганды защиту проектных работ научно-исследовательского направления. Ведь история Дворца детства и Юношества, напрямую, связана с историей города Караганды. В этом году Дворец недавно отметил своё 70-летие.
Организаторы телепроекта «Моя Караганда – прошлое рядом», с добрыми словами благодарности, обратились к Кравцовой Ирине Васильевне, которая рассказала о деятельности ресурсного центра Малой Академии наук, акцентируя внимание на возможность школьников развивать свой творческий потенциал.

Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
Повторит их волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.

При подготовке документального фильма организаторы пригласили на Презентацию новых кабинетов Музея жертвам политических репрессий преподавателей химического факультета Карагандинского Университета им. Евнея Арстановича Букетова, которые оказывают поддержку в проектной деятельности Эко-Школы № 134 с 2007 года. Деканат Высшего Учебного Заведения регулярно приглашает НОУ «Хранители ноосферы» принимать активное участив в Международных и Республиканских конференциях, олимпиадах, защитах проектных работ в стенах известного на весь мир КарГУ
им. Е.А.Букетова. Профессора химического факультета: доктор химических наук, профессор - Амерханова Шамшшия Кенжегазиновна и доктор химических наук, профессор - Байкенов Мурзабек Исполович оказывают поддержку педагогам и учащимся Малокомплектной школы в выпуске сборников, публикаций на страницах

НОУ «Хранители ноосферы» - Калгужиновой А.М. и Смагуловой А.Ж., учителям-предметникам и классным руководителям, Степановой Алёне Валентиновне, Председателю Попечительского совета, родительского комитета школы и Председателю совета посёлка «Солоничка» станции «Кокпекты», удалось заинтересовать школьников на создание второго этапа проекта «Моя Караганда: чтобы помнили...».

Идея для создания документального фильма проектной деятельности школьного научного общества выбрана не случайно, она возникла после посещения семинара-тренинга для журналистов Казахстана форума ОБСЕ в городе Караганде.

21-22 сентября 2012г. состоялся семинар-тренинг «Современные вызовы в освещении вопросов экологии» для журналистов Казахстана по экологическим проблемам. Организаторы значимого для города Караганды мероприятия:
- г-н Александр Мефодьевич Пейчев, заведующий отделом экономики и экологии, Центр ОБСЕ в Астане;
- г-н Игорь Братцев, директор Международного центра журналистики «MediaNet»
Семинары-тренинги по программе ОБСЕ проводились в здании отеля города «Дастар Алем» на Юго-Востоке.
Цели и задачи мероприятия определяли следующее направление в работе участников мероприятия:
- сессия 1: «Международные и национальные стандарты регулирования экологических вопросов»;
- сессия2: «Актуальные проблемы экологии Центрального Казахстана. Вызовы, риски, решения»;
- сессия 3: «Возможности СМИ в решении экологических проблем Республики».

В своём докладе «Экологическое законодательство Республики Казахстан и Орхусская конвенция: основные положения, права и роль СМИ» Диана Муканова, заместитель директора Департамента экологического законодательства и правового обеспечения МООС РК особо отметила роль СМИ в решении экологических проблем на законодательном уровне. Участие общественности в решении экологических проблем. Роль СМИ. Цели и возможности, в практических заданиях г-жи Светланы Могилюк, Председателя экологического форума неправительственных организаций( ЭкоФорум) определило практические цели и задачи на данном уровне практических занятий. Особую роль в обсуждениях, вопросах и ответах хотелось бы отметить докладчиков: г-на Геннадия Викторовича Сухорукова, Начальника отдела экологического регулирования Департамента экологии Карагандинской области Комитета экологического контроля МООС РК,г-жи Меруерт Курмашевой, Карагандинский ЭкоЦентр и г-жи Ибраевой Маруа Базыл Каримовны, Главного специалиста отдела экологического регулирования Департамента экологии Карагандинской области комитета экологического контроля МООС РК, которые обратили внимание присутствующих на деятельность экологических организаций РК по Международной программе МООС в решении экологических проблем региона и ответили на многочисленные вопросы экологической сферы.

На форум приглашены учителя КГУ « Основной школы №134 г. Караганды», Эко-Школы станции Кокпекты, посёлка «Солоничка»: Цафт Т.В., зам.директора по ВР, зам.главного редактора журнала педагогов Казахстана «Коллеги», руководитель НОУ «Хранители ноосферы», учитель биологии и химии, Смагулова А.Ж., руководитель МО естественно-математического цикла, руководитель НОУ «Хранители ноосферы» уч-ся 5-9 классов, учитель математики, Калгужинова А.М., руководитель НОУ «Хранители ноосферы» уч-ся 1-4 классы, учитель начальной школы и Крицкий Д.А., экономист, лаборант Интерактивного оборудования, выпускник экологической школы 2001 года. Единственная, Эко-Школа, которая приглашена на значимое мероприятие в истории города Караганды. Хотелось бы отметить уникальные доклады для всех собравшихся журналистов и педагогов с последующим обсуждением и решением экологических проблем региона. Руководители НОУ Эко-Школы № 134 г. Караганды рассказали о своих планах по решению экологических проблемах посёлка, проектной работе с 2008 по 2012г.: «Исследование структуры диатомовых водорослей рек города Караганды и Карагандинской области: Ащирайарык, Букпы, Кокпекты, Нуры и Солонички.

Совместно со СМИ г. Караганды обратили внимание собравшихся на новый пилотный проект по истории, краеведению, эко-туризму и экологии: «Моя Караганда: прошлое рядом», который был реализован с 29 августа по 29 сентября с посещением музея КарЛАГа в посёлке «Долинка». «Копай-город» (район бывшего «Старого города» в Караганде), что дало возможность для тщательного осмотра здания старого КазДрамтеатра, построенного в 1936 г.,музея завода имени А.Я.Пархоменко (завод эвакуирован с Донбасса в 1942г.), исторического места террикона шахты 1 Бис (ориентировочно, с 1878, первая шахта, которой управляли англичане), которые поделились планами и задачами по решению экологических проблем на ближайшее время. Запоминаемое начало для продолжения научно-исследовательской деятельности коллектива «Основной школы № 134 г. Караганды», при активной поддержке СМИ.

Огромное количество картин видят люди, посетившие музей, в дополнение одной из страниц документального фильма «Моя Караганда – прошлое рядом», поэтому начиналась страница истории со статьи хранителя фондов Музея жертвам политических репрессий посёлка «Долинка» Белашовой Марии «Творчество художников за стеной КарЛАГа»: «Среди огромного числа заключенных КарЛАГа были художники, которые даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах смогли проявить свои творческие способности. Мы знаем такие имена, как А.В.Григорьев, Л.М.Премиров, В.М.Ермолаева, А.Л.Чижевский».
В составе организаторов проектной деятельности школы члены партии «Нур-Отан». По многолетней традиции выполняют партийный долг перед коллегами, учениками, жителями города Караганды.
В прошлом году состоялось значимое для города Караганды и Карагандинской области мероприятие - «Экологический марафон», организованный партией «Нур-Отан» в Музее ИЗО на 45 квартале. Ведь «Основная школа № 134 г. Караганды» на протяжении более 10 лет поддерживает тесную связь с Музеем Изобразительных искусств на 45 квартале.
Сотрудники Музея не остались в стороне от мероприятия в Музее жертвам политических репрессий. Обращая внимание собравшихся на композицию картин художников судьба, которых связана с темой нашего фильма, выступила заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Черкаева Снежана Владимировна.
Память – это преодоление времени, преодоление смерти. Край, который открывает нам память, личную или народную, это край... заповедный край, который мы должны хранить, и край, который дает нам мудрые заповеди старины, тысячелетнего опыта, красоты и нравственных сил».
В продолжении телепроекта «Моя Караганда – прошлое рядом» «Основной школы № 134 г. Караганды», Эко-Школы, совместно со СМИ и Карагандинским филиалом партии «Нур-Отан» Октябрьского района планируется дальнейшая научно-исследовательская работа
«Моя Караганда: чтобы помнили....».
Категория: Школа, как она есть | Добавил: tatyana_tsaft (2013-05-11)
Просмотров: 1480 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru