Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Разработка уроков по биологии
Разработка уроков по технологии ТИСО. Учитель ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Павлодара» Токпанова Камария Мутаповна

8 класс
Тема : Дыхательная система (3 часа)
Система уроков (модуль)
1.. Вводная (лекция 20 мин.) Значение дыхания. Строение органов дыхания.
2. Строение и функции лёгких. Газообмен. Дыхательные движения
3. Лабораторная работа № 8 «Измерение жизненной ёмкости лёгких спирометром», зачёт

Учебный лист
Тема: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания»
В результате изучения темы нужно

Теоретические понятия Специальные знания Формирование ключевых компетенций
- Дыхание
- Газообмен
- Внешнее дыхание
- Внутреннее дыхание
- Диафрагма - Характеризовать факторы способствующие сохранению и укреплению здоровья.
- Обосновывать взаимосвязь органов и систем органов, организма и среды.
-Объяснять анатомические понятия и термины. - Коммуникативные

- Информационные

- Разрешения проблемм

Список литературы по теме:
1. Биология. Человек. Учебник для 8 класса\ Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. джумабаева,- Алматы «Мектеп» 2008,2011г.
2. Биология Человек. Учебник для 8 класса/ Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Дрофа 1999 г.

Все задания выполняются по определённому в «учебном листе» порядку, это поможет тебе лучше усвоить тему.
Не забывай проходить проверку после выполнения заданий, заполнять рейтинговый лист темы.
Записывай свои затруднения на полях рабочей тетради.
В любой момент ты можешь обратиться за помощью к учителю.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому кого ты проверяешь.
Желаю тебе успеха!

Задание №1 Изучив §41,42 стр. 137 (2008 год издания) или § 39,40 (2011 год издания), запиши в
тетради определения всех понятий, включённых в учебный лист. Выучи и расскажи
соседу по парте.
(3 бала)
Задание №2 Прочитав строение органов дыхания, выпишите в тетрадь, что происходит с воздухом в
носовой полости и ты узнаешь, почему нужно дышать через нос.
(3 бала)
Пройди проверку №1 у учителя.

Задание № 3 Заполни таблицу «Органы дыхания», которая поможет тебе лучше понять взаимосвязь
строения органа дыхания с выполняемыми функциями.

Название органа Особенности строения Функции
Носовая полость
Гортань
Трахея
Лёгкие
(4 бала)

Пройди проверку № 2
Молодец! Можешь приступать к проверочной работе № 1

Задание 4. Изучи абзац «Лёгкие» параграфа 42 стр. 141, запиши в тетради особенности строения
лёгких и расскажи соседу по парте. (3 б)
Задание 5. Изучив абзац «Газообмен в лёгких» на стр.143, сравни и запиши отличие содержания
газов между вдыхаемым и выдыхаемым воздухом. Объясни причину разницы.
(4 бала)
Пройди проверку №3 у учителя.

Задание 6. Выполни задание
Тема задания: «Газообмен в лёгких и тканях
Вид компетентности: информационная
Аспект: первичная обработка информации;
Введение в проблему:
Стимул: если ты выполнишь это задание ,то узнаешь, что такое внешнее и внутреннее дыхание и
как происходит газообмен в лёгких и тканях
Задачная формулировка: прочитав текст параграфа, и рассмотрев рисунок в учебнике, дайте
определение понятиям «внешнее дыхание» и «внутренне дыхание», обратите внимание,
какие газы участвуют в газообмене и каким путём (при помощи чего) происходит газообмен.
Источник информации: параграф 42 стр. 143- 144 и рис. 99 стр. 143.
Бланк для выполнения задания:
1 заполни таблицу «Газообмен в лёгких и тканях» в рабочей тетради

Газообмен в лёгких называется -

Газообмен в тканях называется -
(опишите особенности процесса газообмена в лёгких)

(опишите особенности процесса газообмена в тканях)
(4 б)
2. Сделай вывод : что происходит с кровью в лёгких и в тканях.(2 б)
Модельный ответ:

Газообмен в лёгких называется -
Внешним дыханием
Газообмен в тканях называется –
Внутренним дыханием
Венозная кровь поступившая в лёгкие, превращается в артериальную и по лёгочным венам поступает в сердце.

Артериальная кровь в тканях становится венозной и по полым венам поступает в сердце.
2 Вывод: венозная кровь в лёгких превращается в артериальную, а в тканях артериальная кровь
становится венозной.
Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 балу.
Задание 7: Изучив текст «Дыхательные движения» на стр.144, составь в тетради схему вдоха и
выдоха (6 балов)
Пройди проверку № 4 у учителя

Молодец! Можешь приступать к проверочной работе № 2

Рефлексия: работа по интерактивной доске, заполнение таблицы (флипчарт) «Газообмен в процессе
дыхания»

Название вида газообмена Где происходит Что проникает в кровь Что выходит из крови Физическая причина В каком круге кровообращения
происходит Какая кровь в какую превращается
Лёгочный газообмен
Тканевой газообмен

Д/з параграф 42 стр141-145, выполни задание в конце параграфа на соответствие

Выполни лабораторную работу №8 «Измерение жизненной ёмкости лёгких спирометром»

Проверочная работа № 1
Вариант 1
1. Одна из функций : носовой полости:
А. Задержка микроорганизмов; С. Охлаждение воздуха
В. Обогащение крови кислородом; D. Осушение воздуха.
2. Внутренняя поверхность носовой полости равна:
А. 100 см2; В. 500 см2; С. 1500 см2.
3. Функцию звукообразования выполняет:
А. Носовая полость; В. Гортань; С. Трахея; D. Бронхи; Е. Лёгкие.
4. Стенка трахеи состоит из:
А. Мышечной ткани; В. Хрящевых колец; С. Хрящевых полуколец; D.Костных полуколец.
5. Продолжение трахеи является:
А. Носоглотка; В. Глотка; С. Гортань; D. Бронхи.

Проверочная работа № 1
Вариант 2
1.Трахея делится на:
А. Два бронха; В. Три бронха; С. Бронхиолы.
2. Орган, не относящийся к воздухоносным путям:
А. Гортань; В. Трахея; С. Лёгкие; Д. Глотка; Е. Желудок.
3. Орган , образованный из полукружных колец:
А. носовая полость; В. Лёгкие; С. Глотка; Д. Трахея; Е. Гортань.
4. Выбери правильную схему дыхательной системы:
А. Носовая полость – гортань – глотка - трахея - бронхи – лёгкие
В. Ротовая полость – глотка – гортань – бронхи- трахея - лёгкие
С. Носовая полость- пищевод – гортань – бронхи- трахея - лёгкие
D. Носовая полость - глотка – гортань - трахея - бронхи – лёгкие
Е. Носовая полость – глотка – трахея – гортань – бронхи – лёгкие
Проверочная работа № 2
Вариант 1.
1. Воздух поступает в организм через …
2. Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе …
3. Прибор определяющий жизненную ёмкость лёгких …
4.Решите задачу. Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут
урока, если один ученик делает в среднем 16 вздохов в минуту по 500 см3 воздуха.
Проверочная работа № 2
Вариант 2
1.Пространство между голосовыми связками называется …
2. Концентрация углекислого газа в вдыхаемом воздухе …
3. Орган, где образуется звук …
4.Решите задачу: Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 23 человек в течение 45 минут
урока, если один ученик делает в среднем 18 вздохов в минуту по 500 см3 воздуха.

Ключи по теме: Дыхательная система.
Задание 2
Дышать нужно через нос, потому что в носовой полости воздух согревается , увлажняется, очищается от пыли и микробов.
Задание 3.
Название органа Особенности строения Функции
Носовая полость делится на две полости, выстланные слизистой оболочкой, имеющая реснички воздух согревается , увлажняется, очищается от пыли и микробов.

Гортань имеются голосовые связки, надгортанник. образуется звук
Трахея состоят из хрящевых полуколец способствует свободному доступу воздуха
Лёгкие состоят из альвеол происходит газообмен

Задание 4.
Лёгкие парный орган, снаружи покрытые соединительнотканной оболочкой – плеврой. Между двумя листками плевры имеется плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью. Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков - альвеол.
Задание 5.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Газы Во вдыхаемом воздухе ( wacko В выдыхаемом воздухе (%)
Кислород 21% 16%
Углекислый газ 0,03% 4%
Азот 79% 79%

Задание 6
1.
Газообмен в лёгких называется -
Внешним дыханием
Газообмен в тканях называется –
Внутренним дыханием
Венозная кровь поступившая в лёгкие, превращается в артериальную и по лёгочным венам поступает в сердце.

Артериальная кровь в тканях становится венозной и по полым венам поступает в сердце.

2 Вывод: венозная кровь в лёгких превращается в артериальную, а в тканях артериальная кровь
становится венозной.
Задание 7
Схема вдоха и выдоха
Сокращение межреберных мышц- приподнимаются рёбра- диафрагма уплощается- грудная клетка увеличивается- происходит вдох
Расслабление межреберных мышц – рёбра опускаются-диафрагма поднимается- объём грудной клетки уменьшается- происходит выдох
Таблица по рефлексии
Название вида газообмена Где происходит Что проникает в кровь Что выходит из крови Физическая причина В каком круге кровообращения
происходит Какая кровь в какую превращается
Лёгочный газообмен в лёгких кислород углекислый газ диффузия малый круг кровообращения венозная превращается в артериальную
Тканевой газообмен в тканях углекислый газ кислород диффузия большой круг кровообращения артериальная превращается в венозную

Проверочная работа № 1
Вариант 1
1. Одна из функций : носовой полости:
А. Задержка микроорганизмов; С. Охлаждение воздуха
В. Обогащение крови кислородом; D. Осушение воздуха.
2. Внутренняя поверхность носовой полости равна:
А. 100 см2; В. 500 см2; С. 1500 см2.
3. Функцию звукообразования выполняет:
А. Носовая полость; В. Гортань; С. Трахея; D. Бронхи; Е. Лёгкие.
4. Стенка трахеи состоит из:
А. Мышечной ткани; В. Хрящевых колец; С. Хрящевых полуколец; D.Костных полуколец.
5. Продолжение трахеи является:
А. Носоглотка; В. Глотка; С. Гортань; D. Бронхи.
Вариант 2
1.Трахея делится на:
А. Два бронха; В. Три бронха; С. Бронхиолы.
2. Орган, не относящийся к воздухоносным путям:
А. Гортань; В. Трахея; С. Лёгкие; Д. Глотка; Е. Желудок.
3. Орган , образованный из полукружных колец:
А. носовая полость; В. Лёгкие; С. Глотка; Д. Трахея; Е. Гортань.
4. Выбери правильную схему дыхательной системы:
А. Носовая полость – гортань – глотка - трахея - бронхи – лёгкие
В. Ротовая полость – глотка – гортань – бронхи- трахея - лёгкие
С. Носовая полость- пищевод – гортань – бронхи- трахея - лёгкие
D. Носовая полость - глотка – гортань - трахея - бронхи – лёгкие
Е. Носовая полость – глотка – трахея – гортань – бронхи – лёгкие

Проверочная работа № 2
Вариант 1.
1. Воздух поступает в организм через …носовую полость
2. Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе … 27 %
3. Прибор определяющий жизненную ёмкость лёгких … спирометр
4.Решите задачу. Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут
урока, если один ученик делает в среднем 16 вздохов в минуту по 500 см3 воздуха.
1) 16 * 500 = 8000
2) 45 мин * 8000 = 360 000 (один человек)
3) 25 человек * 360 000 = 9 000 000
Вариант 2
1.Пространство между голосовыми связками называется …голосовая щель
2. Концентрация углекислого газа в вдыхаемом воздухе …0,03 %
3. Орган, где образуется звук … гортань
4.Решите задачу: Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 23 человек в течение 45 минут
урока, если один ученик делает в среднем 18 вздохов в минуту по 500 см3 воздуха.

1. 18 * 500 = 9 000
2. 25 * 45 = 1 125 мин.
3. 1125 * 9 000 = 10 125 000

Рейтинговый лист
По теме: Дыхательная система

ФИ учащегося_______________________________________________________ класс __________

№ задания Баллы Максимальная оценка Кто проверял
№1 3
№2 3

№3 4

Проверочная работа 1 5

№4 3
№ 5 4
№ 6 6
№ 7 6
Проверочная работа № 2 6
Всего баллов 43

Ошибка - (- 0,5 б )
«5» - 43 – 36
«4» - 35 - 29
«3» - 28 - 22

Рейтинговый лист
По теме: Дыхательная система

ФИ учащегося_______________________________________________________ класс __________

№ задания Баллы Максимальная оценка Кто проверял
№1 3
№2 3

№3 4

Проверочная работа 1 5

№4 3
№ 5 4
№ 6 6
№ 7 6
Проверочная работа № 2 6
Всего баллов 43

Ошибка - (- 0,5 б )
«5» - 43 - 36
«4» - 35 - 29
«3» - 28 - 22

Источник: http://Биология. Человек. Учебник для 8 класса\ Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева,- Алматы «Мектеп» 2008,2011г. 2.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: ksmsaule (2013-05-14) | Автор: Токпанова Камария Мутаповна E
Просмотров: 2126 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-01-20, 10:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru