Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Учебно-воспитательный процесс в классах инклюзивного образованием как одно из условий формирования этнотолерантности учащихся на уроках каз
Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться. Дети с некоторой интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствие уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитие мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, слабая любознательность. Процессы сравнения и обобщения затруднены, отмечается слабость логического анализа и синтеза, трудность абстрогирования. Для развития и коррекции личностного развития школьника необходимы системы коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приёмов активизации мыслительной деятельности. Работая с детьми с задержкой психического развития я убедилась, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Стремление ребенка к познанию такая же необходимость, как голод и жажда. А скука – самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладиться и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение. Перед учителями школы и, в частнос¬ти, перед учителями казахского язы¬ка, стоит труднейший вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им во¬обще изучать казахский язык? Ведь для ряда детей с задержкой психического развития характерны кроме вышеперечисленных особенностей и «трудности в звуковом анализе, нарушен¬ный фонематический слух. Они нечет¬ко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки» и т. д. Способны ли они выучить казахский язык в объеме школьной программы? В обычных общеобразовательных школах существуют специализированные классы ЗПР, где дети могут находятся с различным уровнем развития, а также дети с первичным дефектом – нарушение органики. Попытаемся ответить на возникший вопрос. Да, это возможно, но при условии смещения акцента в постановке целей с точки зрения практического владения языком - на об¬щее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активи¬зация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему казахский язык способст¬вует как никакой другой предмет. Практическое владение языком стано¬вится не целью, а действенным средст¬вом решения этой задачи. Планируя конечный уровень практического владе¬ния языком в классе коррекции и ЗПР, нужно исходить из того, что речь детей со сни¬женным интеллектом на родном языке ограничивается уровнем бытовых по¬требностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически непра¬вильна, следовательно, грамматически сложнопостроенную речь на чужом язы¬ке им не освоить, так как степень обученности казахскому языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить казахскому языку, они смо¬гут говорить на другом языке, но на уров¬не своего развития.

Цель изучения казахского языка в классах инклюзивного образования.
Я уже говорила о цели изучения казахского языка в классах инклюзивного образования, но хочется подчеркнуть ещё раз.
Основная цель изучения казахского языка в классах инклюзивного образования «не знания, а развитие». На уроках казахского языка необходимо развивать у учащихся:
- память
- речь
- восприятие
- мышление
- кругозор
Сложные конструкции и клише… - такими учащимися не будут усвоены, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Возможно проводить такую работу лишь с целью ознакомления.
Ошибки – не исправлять. Составил ученик «винегрет» - хорошо, я тебя поняла.
Оценка – вербальная, с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать отношение благоговейности к казахскому языку.

Приоритетные виды деятельности на уроках казахского языка.
Приоритетным видом деятельности являются:
 чтение, а также умение пользоваться словарем;
 игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;
 развитие моторики через интегрированные уроки –
казахский язык + музыка
казахский язык + рисование
казахский язык + труд

Рекомендации для проведения уроков казахского языка.
1. Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.
2. Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).
3. Частая повторяемость учебного материала:
Учитель ® класс ® ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).
4. Обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая, разные
варианты одного и того же слова).
Необходимо отметить, что дети в классах ЗПР не соответствуют своему психологическому возрасту, то есть не желают взрослеть (имеют уровень пятилетнего ребенка), хотя все учебные программы ориентированы на классы «норма», то есть детей, желающих побыстрее стать взрослыми.
5. Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).
6. Введение материала небольшими порциями в контексте.
7. Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
8. Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах.

Что необходимо знать и выполнить учителю-предметнику для работы в классах с инклюзивным образованием:

Учитель казахского языка при составлении программы для обучения детей с ограниченными возможностями вносит изменения в общеобразовательную программу. Эта программа утверждается на школьном МО и на педсовете.
Учитель имеет право:
- уменьшить объем изучаемой лексики;
- выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
- подобрать упрощенные тексты;
- снизить требования к изучению казахского языка.
Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. В тестировании и контрольных срезах знаний классы с инклюзивным образованием не принимают участие.
В учебно-воспитательном процессе ориентируются на возможности ученика. Пороги ощущений (реакции ребенка на внешние раздражители) изменены: ребенок обладает повышенной чувствительностью, реагирует на минимальные по силе раздражители, имеет повышенную обидчивость. Рекомендовано проводить занятия в классах ЗПР в закрытых рекреациях, там где спокойная обстановка и минимум шума.
Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дети с ограниченными возможностями требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.
Основными принципами работы учителей, а особенно учителей работающих в классах с инклюзивным образованием, считаю:
• доброжелательный тон;
• ясность цели;
• проблемность на каждом этапе обучения;
• подмечать положительные качества в ребёнке, показывать его сильные стороны;
• вкладывать сердце и душу;
• преподавать строго так, чтобы захватывать не только ум, но и развивать чувства ребёнка;
• создание ситуации успеха;
• активизировать мыслительную деятельность через различные формы и методы обучения;
надо помнить народную мудрость «Дитя растёт не от еды, а от радости».
Категория: Школа, как она есть | Добавил: лучший (2013-10-13) | Автор: Кабдирашова Айкумис Кабимоллиновна E
Просмотров: 1202 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-01-20, 2:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru