Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.
Е.В. Науменко,
учитель начальных классов ГУ "Школа-гимназия №6 имени Абая Кунанбаева" г.Степногорск Акмолинская обл.
«Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечивать реальную конкурентоспособность Казахстана».
Нурсултан Назарбаев
Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.
С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни.
«Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности – и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ. Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать.
Ранее образовательная система давала глубокие фундаментальные знания, необходимые для развития индустриального общества, для того, чтобы обеспечить деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей жизни. Теперь же, поскольку изменения происходят очень быстро, необходимо создавать систему непрерывного образования, способную формировать творческую компетентность, готовность к переобучению.
Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой само образование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.
На протяжении всей истории цивилизации отчетливо проявляется устойчивая тенденция к усилению роли образования и науки в развитии общества. И это закономерно - человек непрерывно ускоряет процесс обновления информации. Стремительный рост научно-технического прогресса, интеграция РК в мировое сообщество, появление новых информационных технологий предъявляют все более высокие требования к системе высшего образования. Образование становится приоритетным направлением социально-экономического развития регионов. Высшая школа призвана не только предоставлять качественные образовательные услуги, но и способствовать формированию интеллектуального потенциала, изменению структуры экономики и развитию наукоемких производств.
В программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» отмечено, что деятельность в области высшего образования в условиях происходящих в мире изменений должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация. При этом качество является ключевым фактором доверия, релевантности, мобильности, сопоставимости и привлекательности в европейском пространстве высшего образования.
Концепция модернизации казахстанского образования в настоящий период главной задачей казахстанской образовательной политики называет обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В системе образования в целом задействовано около трети населения Казахстана, об этом говорится в статье Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда», опубликованной в официальных СМИ.
По словам Главы Государства, самое главное то, что именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети и волнует каждую семью. Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.
Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:
1) оптимизация образовательных учреждений;
2) модернизация учебно-воспитательного процесса;
3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг.
В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта - дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского.
При этом нельзя допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования.
Система образования должна оставаться общенациональной.
Во-первых, надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования.
Во-вторых, надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные.
В-третьих, важно провести процесс оптимизации вузов. В Казахстане действуют 146 вузов. Многие не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов.
«Необходимо Правительству совместно с Министерством труда и социальной защиты населения ввести практику разработки и опубликования Пятилетнего Общенационального Прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станет путеводителем для выпускников казахстанских школ при выборе профессий», - пишет президент в статье, опубликованной в «Казахстанской правде».
Также следует провести ревизию всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем объединения или упразднения отдельных учреждений.
В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий.
Также Глава Государства поручил Министерству образования и науки РК:
- начиная с 2013-2014 учебного года предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн- обучения;
- провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях;
- внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение».
В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека. Казахстан после обретения независимости выбрал свой собственный путь развития – путь масштабных реформ, направленных на строительство демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. Как подчеркивал глава нашего государства, достижение благородных целей, стоящих перед народом Казахстана, будущее страны, ее процветание и благоденствие, то, какое место она займет в мировом сообществе в XXI века, – все это зависит прежде всего от нового поколения, от того, какими вырастут наши дети. Эти мудрые слова ярко отражают суть реализуемой в стране в годы независимости государственной политики, главным приоритетом которой стала забота о воспитании гармонично развитого молодого поколения – физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее.
В соответствии с этими задачами, отвечающими требованиям проводимых в стране демократических и рыночных преобразований, осуществлено кардинальное реформирование системы воспитания, образования и подготовки кадров. Глубоко продуманное и своевременное инвестирование сферы образования способствует экономическому росту и приносит пользу обществу. Казахстанская модель образования учитывает потребности, связанные с глобализацией, и является средством обеспечения того, чтобы Казахстан играл все более важную роль в Азии и в целом мире.
Казахстанская модель подготовки кадров признана всем мировым сообществом. Анализ международного опыта показывает, что во многих развитых странах реформы в этой сфере осуществлялись, как правило, только в системе образования, не были столь масштабны по широте и глубине охвата, научной обоснованности, участию в них всего общества, как это происходит в нашей стране. Главной отличительной особенностью нашей программы модернизации стала ее целостность, системный подход, где составляющими единого процесса являются личность, государство и общество, непрерывное образование, наука и производство. Она решает задачи поэтапного совершенствования системы образования как единого учебно-научно-производственного комплекса, ориентированного на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики и сфер жизни страны, обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства, духовно-нравственное воспитание молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей, а также развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области подготовки кадров.
Безусловно, реализация столь масштабных задач возможна лишь в той стране, где устойчиво развивается экономика и где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы. За последние годы среднегодовые темпы роста ВВП нашей страны в среднем составили 6 процентов. По этому показателю Казахстан находится среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Все это позволяет постоянно увеличивать средства, выделяемые на социальную сферу, в том числе на образование.
Рисунок 16. Динамика объема ВВП за 2000 - 2011 гг.

За годы независимости создана национальная модель образования, в основе которой – лучшая мировая практика и отечественный опыт. Сегодня Казахстан достойно позиционирует себя в международном образовательном пространстве. По данным ЮНЕСКО, по индексу развития образования для всех Казахстан в течение 3 лет находится в четверке лидеров. Расходы госбюджета на образование в 2011 году составили 4,2% от ВВП. Тем самым, мы приближаемся к нормам, рекомендуемым ЮНЕСКО – 5–6% от ВВП.
Система образования Казахстана выстраивается в соответствии с современными международными нормами. Ярким примером является информатизация образования, которая вошла в ранг стратегически важных направлений государственной политики.

Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.
В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся. Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы. Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142. С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков. <
Следует подчеркнуть, что для всех ступеней образования в Казахстане разработаны и внедрены отвечающие требованиям времени новые государственные образовательные стандарты, учебные программы, включая мультимедийные, а также учебники и учебные пособия, которые издаются многомиллионными тиражами. Широко применяются передовые педагогические технологии и интерактивные методы обучения. В каждом учебном заведении есть свой информационно-ресурсный центр, располагающий большим фондом учебной литературы, в том числе на электронных носителях. Все это создает условия для получения качественных, глубоких, разносторонних знаний.
Подтверждением ориентированности национальной модели образования на подготовку высокопрофессиональных кадров является плодотворное международное сотрудничество в этой сфере. Обучение иностранных студентов ведется в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов из 43 стран мира, включая студентов из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов - демократичны.
В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.
Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.
В вузах страны развивается процесс интеграции образования, науки и производства. Студенты активно участвуют в научных исследованиях, занимаются инновационной деятельностью, в том числе по заказам предприятий. О востребованности ее результатов свидетельствует постоянное участие студенческих работ в ежегодных ярмарках, представляющих новые технологии и наукоемкую продукцию нашей страны.
Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.
Налажены тесные взаимовыгодные связи с научно-исследовательскими учреждениями, где студентов привлекают к фундаментальным изысканиям. Это способствует подготовке молодых научных кадров. По инициативе Президента страны при ведущих вузах в настоящее время создаются научно-учебные лабораторные комплексы по самым перспективным направлениям науки, техники и технологий.
Активно развивается структура послевузовского образования. Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям.
Не меньшее внимание уделяется также повышению квалификации и переподготовке уже работающих специалистов. В этом заинтересованы сами предприятия – повышающиеся требования к качеству выпускаемой продукции, росту ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и вместе с тем снижению себестоимости вызывают необходимость постоянного обновления технологий, внедрения все более совершенных методов производства. Эффективность этого процесса в первую очередь зависит от кадров, их знаний и квалификации.
Высокий уровень квалификации специалистов Казахстана известен во всем мире. Поэтому так велик интерес ведущих зарубежных компаний и фирм к созданию в нашей стране совместных предприятий. Их количество постоянно растет, как и объем иностранных инвестиций в реальный сектор национальной экономики.
Важным фактором дальнейшего развития системы образования в нашей стране стала статья Президента Назарбаева Н.А. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда». В ней определен комплекс целевых мероприятий направленный на совершенствование образовательных стандартов.
Неотъемлемой частью гармоничного развития молодого поколения является его духовно-нравственное воспитание. Оно направлено на формирование у юношей и девушек чувства патриотизма, современного мировоззрения, приоритета в их сознании национальных и общечеловеческих ценностей, стремления быть полезным своей стране.
Органичная составляющая процесса воспитания – массовое привлечение детей и молодежи к активным занятиям спортом, который не только укрепляет здоровье, но и формирует характер, волю, умение преодолевать трудности. Во всех учебных заведениях, в том числе на селе, есть оснащенные по международным стандартам спортивные залы, спорткомплексы.
В Казахстане за годы независимости выросло действительно разносторонне одаренное, талантливое, высокообразованное и интеллектуально развитое молодое поколение. Сама жизнь доказала правильность осуществляемой под руководством Президента страны нацеленной в будущее огромной работы по созданию всех необходимых условий для того, чтобы молодежь нашей страны, обладающая огромным потенциалом, в полной мере могла реализовать его на благо своей страны, своего народа, строящего новую жизнь.
Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.
Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

"Каким я вижу Казахстан будущего?
Я твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках.
Они граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они патриоты своей страны.
Я убежден, что Казахстан 2050 года - это общество всеобщего труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царит мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Там верховенство закона.
Я верю в то, что мы движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути.
Если мы будем сильны, с нами будут считаться.
Если мы будем надеяться на чудо или полагаться на других, мы растеряем достигнутое.
И сегодня мы должны сделать единственно верный выбор."

Нурсултан Назарбаев.

Список литературы.
1. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. - Париж: ЮНЕСКО, 1995.
2. Макаркин Н., Салимова Т., Маколов В. Роль самооценки в стратегическом управлении классическим университетом // РИА «Стандарты и качество». - №6. – 2008. – С.58-61.
3. Захаров Ю.А., Курбатова М.В., Долганов В.С., Морозова Е.А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление. – 2004. - №1(29). – С.77-89.
4. Филиппов А. Утопия общества // Отечественные записки. – 2002. - №1 (опубликована по адресу: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/fil.html).
5. Статья Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда».
6. Zakon.kz (http://www.zakon.kz/).
7. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства»
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Евгения78 (2013-10-26) | Автор: Науменко Евгения Владимировна E
Просмотров: 2872 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru