Главная » Статьи » Школа, как она есть |
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. Е.В. Науменко, учитель начальных классов ГУ "Школа-гимназия №6 имени Абая Кунанбаева" г.Степногорск Акмолинская обл. «Реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечивать реальную конкурентоспособность Казахстана». Нурсултан Назарбаев Современное общество сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни. С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. «Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности – и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем», - говорит современный философ. Трудно не согласиться с этим. Образовательная система эффективно выполняет свои функции, если она четко представляет, какого представителя общества она хочет сформировать в новых поколениях. То есть, четко нужно определить, кого и как создавать. Ранее образовательная система давала глубокие фундаментальные знания, необходимые для развития индустриального общества, для того, чтобы обеспечить деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей жизни. Теперь же, поскольку изменения происходят очень быстро, необходимо создавать систему непрерывного образования, способную формировать творческую компетентность, готовность к переобучению. Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой само образование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью. На протяжении всей истории цивилизации отчетливо проявляется устойчивая тенденция к усилению роли образования и науки в развитии общества. И это закономерно - человек непрерывно ускоряет процесс обновления информации. Стремительный рост научно-технического прогресса, интеграция РК в мировое сообщество, появление новых информационных технологий предъявляют все более высокие требования к системе высшего образования. Образование становится приоритетным направлением социально-экономического развития регионов. Высшая школа призвана не только предоставлять качественные образовательные услуги, но и способствовать формированию интеллектуального потенциала, изменению структуры экономики и развитию наукоемких производств. В программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» отмечено, что деятельность в области высшего образования в условиях происходящих в мире изменений должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация. При этом качество является ключевым фактором доверия, релевантности, мобильности, сопоставимости и привлекательности в европейском пространстве высшего образования. Концепция модернизации казахстанского образования в настоящий период главной задачей казахстанской образовательной политики называет обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В системе образования в целом задействовано около трети населения Казахстана, об этом говорится в статье Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда», опубликованной в официальных СМИ. По словам Главы Государства, самое главное то, что именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети и волнует каждую семью. Поэтому одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования. Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: 1) оптимизация образовательных учреждений; 2) модернизация учебно-воспитательного процесса; 3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг. В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта - дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского. При этом нельзя допускать существенных разрывов в качестве образовательных услуг, предоставляемых частными и государственными учреждениями образования. Система образования должна оставаться общенациональной. Во-первых, надо принять меры по повышению качества директорского корпуса в системе среднего образования. Во-вторых, надо наладить контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в частных школах, колледжах и вузах, включая международные. В-третьих, важно провести процесс оптимизации вузов. В Казахстане действуют 146 вузов. Многие не обеспечивают надлежащего качества выпуска специалистов. «Необходимо Правительству совместно с Министерством труда и социальной защиты населения ввести практику разработки и опубликования Пятилетнего Общенационального Прогноза казахстанского рынка труда. Такой документ станет путеводителем для выпускников казахстанских школ при выборе профессий», - пишет президент в статье, опубликованной в «Казахстанской правде». Также следует провести ревизию всех действующих вузов и по ее итогам оптимизировать их число путем объединения или упразднения отдельных учреждений. В-четвертых, важно развивать дуальное профессиональное образование. Необходимы современные центры прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий. Также Глава Государства поручил Министерству образования и науки РК: - начиная с 2013-2014 учебного года предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн- обучения; - провести анализ учебных планов, учебников и учебных пособий по истории Казахстана, осуществить меры по изменению содержания и формата преподавания истории Казахстана в учебных заведениях; - внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение». В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека. Казахстан после обретения независимости выбрал свой собственный путь развития – путь масштабных реформ, направленных на строительство демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. Как подчеркивал глава нашего государства, достижение благородных целей, стоящих перед народом Казахстана, будущее страны, ее процветание и благоденствие, то, какое место она займет в мировом сообществе в XXI века, – все это зависит прежде всего от нового поколения, от того, какими вырастут наши дети. Эти мудрые слова ярко отражают суть реализуемой в стране в годы независимости государственной политики, главным приоритетом которой стала забота о воспитании гармонично развитого молодого поколения – физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее. В соответствии с этими задачами, отвечающими требованиям проводимых в стране демократических и рыночных преобразований, осуществлено кардинальное реформирование системы воспитания, образования и подготовки кадров. Глубоко продуманное и своевременное инвестирование сферы образования способствует экономическому росту и приносит пользу обществу. Казахстанская модель образования учитывает потребности, связанные с глобализацией, и является средством обеспечения того, чтобы Казахстан играл все более важную роль в Азии и в целом мире. Казахстанская модель подготовки кадров признана всем мировым сообществом. Анализ международного опыта показывает, что во многих развитых странах реформы в этой сфере осуществлялись, как правило, только в системе образования, не были столь масштабны по широте и глубине охвата, научной обоснованности, участию в них всего общества, как это происходит в нашей стране. Главной отличительной особенностью нашей программы модернизации стала ее целостность, системный подход, где составляющими единого процесса являются личность, государство и общество, непрерывное образование, наука и производство. Она решает задачи поэтапного совершенствования системы образования как единого учебно-научно-производственного комплекса, ориентированного на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики и сфер жизни страны, обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства, духовно-нравственное воспитание молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей, а также развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в области подготовки кадров. Безусловно, реализация столь масштабных задач возможна лишь в той стране, где устойчиво развивается экономика и где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы. За последние годы среднегодовые темпы роста ВВП нашей страны в среднем составили 6 процентов. По этому показателю Казахстан находится среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Все это позволяет постоянно увеличивать средства, выделяемые на социальную сферу, в том числе на образование. Рисунок 16. Динамика объема ВВП за 2000 - 2011 гг. За годы независимости создана национальная модель образования, в основе которой – лучшая мировая практика и отечественный опыт. Сегодня Казахстан достойно позиционирует себя в международном образовательном пространстве. По данным ЮНЕСКО, по индексу развития образования для всех Казахстан в течение 3 лет находится в четверке лидеров. Расходы госбюджета на образование в 2011 году составили 4,2% от ВВП. Тем самым, мы приближаемся к нормам, рекомендуемым ЮНЕСКО – 5–6% от ВВП. Система образования Казахстана выстраивается в соответствии с современными международными нормами. Ярким примером является информатизация образования, которая вошла в ранг стратегически важных направлений государственной политики. Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе. В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся. Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы. Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142. С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков. < Следует подчеркнуть, что для всех ступеней образования в Казахстане разработаны и внедрены отвечающие требованиям времени новые государственные образовательные стандарты, учебные программы, включая мультимедийные, а также учебники и учебные пособия, которые издаются многомиллионными тиражами. Широко применяются передовые педагогические технологии и интерактивные методы обучения. В каждом учебном заведении есть свой информационно-ресурсный центр, располагающий большим фондом учебной литературы, в том числе на электронных носителях. Все это создает условия для получения качественных, глубоких, разносторонних знаний. Подтверждением ориентированности национальной модели образования на подготовку высокопрофессиональных кадров является плодотворное международное сотрудничество в этой сфере. Обучение иностранных студентов ведется в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов из 43 стран мира, включая студентов из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов - демократичны. В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям. Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел. В вузах страны развивается процесс интеграции образования, науки и производства. Студенты активно участвуют в научных исследованиях, занимаются инновационной деятельностью, в том числе по заказам предприятий. О востребованности ее результатов свидетельствует постоянное участие студенческих работ в ежегодных ярмарках, представляющих новые технологии и наукоемкую продукцию нашей страны. Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных. Налажены тесные взаимовыгодные связи с научно-исследовательскими учреждениями, где студентов привлекают к фундаментальным изысканиям. Это способствует подготовке молодых научных кадров. По инициативе Президента страны при ведущих вузах в настоящее время создаются научно-учебные лабораторные комплексы по самым перспективным направлениям науки, техники и технологий. Активно развивается структура послевузовского образования. Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям. Не меньшее внимание уделяется также повышению квалификации и переподготовке уже работающих специалистов. В этом заинтересованы сами предприятия – повышающиеся требования к качеству выпускаемой продукции, росту ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и вместе с тем снижению себестоимости вызывают необходимость постоянного обновления технологий, внедрения все более совершенных методов производства. Эффективность этого процесса в первую очередь зависит от кадров, их знаний и квалификации. Высокий уровень квалификации специалистов Казахстана известен во всем мире. Поэтому так велик интерес ведущих зарубежных компаний и фирм к созданию в нашей стране совместных предприятий. Их количество постоянно растет, как и объем иностранных инвестиций в реальный сектор национальной экономики. Важным фактором дальнейшего развития системы образования в нашей стране стала статья Президента Назарбаева Н.А. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда». В ней определен комплекс целевых мероприятий направленный на совершенствование образовательных стандартов. Неотъемлемой частью гармоничного развития молодого поколения является его духовно-нравственное воспитание. Оно направлено на формирование у юношей и девушек чувства патриотизма, современного мировоззрения, приоритета в их сознании национальных и общечеловеческих ценностей, стремления быть полезным своей стране. Органичная составляющая процесса воспитания – массовое привлечение детей и молодежи к активным занятиям спортом, который не только укрепляет здоровье, но и формирует характер, волю, умение преодолевать трудности. Во всех учебных заведениях, в том числе на селе, есть оснащенные по международным стандартам спортивные залы, спорткомплексы. В Казахстане за годы независимости выросло действительно разносторонне одаренное, талантливое, высокообразованное и интеллектуально развитое молодое поколение. Сама жизнь доказала правильность осуществляемой под руководством Президента страны нацеленной в будущее огромной работы по созданию всех необходимых условий для того, чтобы молодежь нашей страны, обладающая огромным потенциалом, в полной мере могла реализовать его на благо своей страны, своего народа, строящего новую жизнь. Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе. Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее. "Каким я вижу Казахстан будущего? Я твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках. Они граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они патриоты своей страны. Я убежден, что Казахстан 2050 года - это общество всеобщего труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царит мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Там верховенство закона. Я верю в то, что мы движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути. Если мы будем сильны, с нами будут считаться. Если мы будем надеяться на чудо или полагаться на других, мы растеряем достигнутое. И сегодня мы должны сделать единственно верный выбор." Нурсултан Назарбаев. Список литературы. 1. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. - Париж: ЮНЕСКО, 1995. 2. Макаркин Н., Салимова Т., Маколов В. Роль самооценки в стратегическом управлении классическим университетом // РИА «Стандарты и качество». - №6. – 2008. – С.58-61. 3. Захаров Ю.А., Курбатова М.В., Долганов В.С., Морозова Е.А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление. – 2004. - №1(29). – С.77-89. 4. Филиппов А. Утопия общества // Отечественные записки. – 2002. - №1 (опубликована по адресу: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/fil.html). 5. Статья Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда». 6. Zakon.kz (http://www.zakon.kz/). 7. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» | |
Просмотров: 2872 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|