Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
Отчет по одному уроку из запланированной серии
последовательных уроков
«Цель обучения – научить обходиться без учителей» Э. Г. Хаббард

Цели настоящей Программы заключаются в том, чтобы ученики научились учиться. В результате такого обучения они могут стать увлечёнными, уверенными учениками с развитым критическим мышлением, независимыми, умеющими свободно общаться и проявляющие компетентность в информационных технологиях.
В основу настоящей Программы, не смотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивная теория. (Hattie, 2009). Данная теория базируется на утверждении о том, что «развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний – с новыми знаниями, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителей, сверстников, из учебников». (Руководство для учителя, стр. 119)
Работая над составлением ССП и серии последовательных уроков, я планировала интегрировать в свои уроки все семь модулей Программы. Анализируя методы и приёмы, применяемые мною на уроках, я пришла к выводу, что некоторые приёмы, предусмотренные новой Программой, я уже частично применяла: я учила детей работать в парах, в группе, применяла некоторые стратегии критического мышления.
Для создания благоприятной образовательной среды и атмосферы сотрудничества, способствующей активности ребят на уроке, была проведена диагностика взаимоотношений учащихся и уровня школьной мотивации.
Свое исследование я проводила в 7 классе, где обучается 23 учащихся. В классе есть дети творческие, активные; а есть - пассивные слушатели, и моя задача вовлечь этих учащихся в учебный процесс, активизировать их мыслительную деятельность, посредством внедрения семи модулей.
Результаты диагностики показали, что в классе нет детей с низким уровнем мотивации. Высокий уровень мотивации - 14 учеников (61%), с хорошим уровнем – 5 учащихся (22%), со средним уровнем мотивации - 2 человека (7%) (Темирлан А., Ангелина Б.)

Диаграмма 1: Уровень школьной мотивации

Меня удивил тот факт, что в классе все ребята имеют хорошую и высокую мотивацию. Немного настораживает, что преобладает внешний уровень мотивации у детей. Я считаю необходимым присмотреться к этим детям и перевести внешнюю мотивацию во внутреннюю мотивацию. Путем развития саморегуляции учащихся, используя стратегии и методы на уроках, формируется самомотивация у детей.
Вторую диагностику мы проработали совместно с психологом школы. Этот тест позволил нам определить уровень интеллекта в 7 «В» классе для более тщательного отбора заданий на урок. Это класс имеет процент качества знаний за прошлый год 64%. Но я думаю, что в классе есть дети, которые могли бы подтянуться в учебе. Я хочу, чтобы в процессе практики мои дети раскрылись и стали более уверенны в себе и своих силах
У всех ребят сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели.
На моих уроках были созданы благоприятные условия для проявления познавательной активности учеников. Были выражены следующие признаки: поощрение стремления учеников находить свой способ работы, использование проблемных заданий для проявления учениками инициативы, самовыражения, подбор заданий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, выявляющих талантливых и одаренных детей.
Парная и групповая работа, которую я буду применять на своих уроках, поможет учащимся развить чувство товарищества и уважения к каждому ребенку. Поэтому первые два тренинга были направлены не только на отработку различных стратегий деятельности в паре и группе и составления правил работы в группе, но и обращалось внимание на необходимость быть толерантными друг к другу, принимать других людей такими, какие они есть.
В доказательство этого предоставляю анализ одного урока.
Мною был запланирован третий урок из серии последовательных уроков по теме "Северный Ледовитый океан. Атлантический океан". При планировании урока я руководствовалась Госстандартом, учебной программой, программным обеспечением к учебнику, ресурсами интернет, а также "Руководством для учителя" Кембриджского университета.
Урок планировался с учетом Новых подходов в обучении. Урок изучения новой темы, а так же закрепления уже имеющихся знаний по теме Воды мирового океана.
Целью урока было формирование знаний о Северном Ледовитом океане и об Атлантическом океане. Для подтверждения темы и цели моего урока я выбрала следующую ключевую идею: «Ученики не обучаются изолированно.

Существует актуальное сегодня понятие «учебное сообщество», при котором и ученики и учителя позиционируют себя как обучающиеся…» (Руководство для учителя, стр 142), которая прослеживается в течение всего урока. Цель исследования: продолжить развитие у учащихся умений синтезировать и анализировать, обобщать и делать выводы, вести дискуссию – таким образом развивать у них составляющие продуктивного мышления и формировать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
А: Ученики знают, называют, соотносят понятия: океан, море, течения, проливы, заливы.
В: Ученики умеют давать характеристику океанам по типовому плану.
С: Ученики составляют «Лоции Атлантического и Северного Ледовитого океана»; умеют рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить диалог, сотрудничать.
На этом уроке были поставлены следующие задачи:
• создать условия для развития логического и критического мышления (учить анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы);
• научить самостоятельно применять полученные знания в учебной и практической деятельности…
Урок был запланирован с учетом возрастных особенностей учащихся. На уроке была предусмотрена динамическая пауза для того, чтобы учащиеся могли отдохнуть и расслабиться.
На мотивационном этапе с целью создания благоприятного психологического климата на уроке и позитивного настроя учащихся, начало урока было организовано с исполнения зарядки.
Создание высокой учебной мотивации - с помощью стратегии «Дерево достижений». Я своим учащимся говорю: «Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой».
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.
Красный лист – желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Это очень понравилось моим учащимся.
На мотивационном этапе мы провели географический диктант, затем на интерактивной доске появились правильные ответы, где учащиеся оценили себя сами, и затем попытались в группе обсудить свои ошибки. Задание составлялось на основе новых подходов в преподавании и обучении –

диалоговом обучении и критическом мышлении. Ученики активно принялись обсуждать задание. Я наблюдала за учащимися, и видела, как сильные ребята пытаются что – то пояснить другим ребятам. Ребятам понравилось самостоятельно работать без помощи учителя.
Формирование домашних групп было предусмотрено по цветам, дети активизировались к третьему уроку, и научились меняться буквально за считанные секунды. Каждая группа получила задание, учащиеся должны были поработать с ресурсами и приготовить постеры, затем их защищать (слабые получают карточки с опорными, наводящими вопросами).
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … (ОКЕАН).
1 группа – Северный Ледовитый океан
2 группа – Атлантический океан
3 группа – Хозяйственная деятельность людей
4 группа – Эксперты со всех групп. Они должны подвести итоги работы каждой группы, сделать вывод по теме, оценить работы учащихся на уроке, анализировать деятельность всех остальных групп. Работа четвертой группы была самая ответственная, и ребята сами выбрали в эту группу сильных ребят – лидеров из каждой группы. Мои тихие и спокойные ребята Кристина, Катя, Эдик, Тамерлан, Лена, Вадим были с массой идей, с приготовленным домашним материалом, и со своими мыслями, которые пытались донести до всех учащихся сначала в группе, затем и в классе.
Мне очень понравилась работа учащихся на этом уроке. Целью задания было научить детей отбирать и сортировать информацию, выделять главное, структурировать материал, уметь защищать свой проект (постер), обсуждать работы других групп, задавать вопросы и научиться оценивать друг друга по критериям. Именно в таких ситуациях и четко прослеживается диалоговое обучение. К третьему уроку я все больше отмечаю положительные сдвиги детей в саморегуляции себя и самонаправленности своей работы. Так же здесь я могу отметить реализацию модуля «Талантливые и одаренные учащиеся». Аня и Арина приготовили еще дополнительные литературные минутки, где прочли стихи про океан:

Я океан люблю,
люблю его свободу,
и смелость честным быть,
и штиль, и непогоду,
и шум прибрежных волн,
и этих волн же брызги,
и силу, и покой
таинственной стихии.

При выполнении этого задания и подготовке к защите постеров, я заметила, что четко прослеживается умение работать в группе. Ангелина, ученица со способностями ниже среднего (имеет отметку "3" по географии), проявляет очень хорошие творческие способности, тем самым развивая свои коммуникативные навыки. Чувствуется их самостоятельная работа в продолжение своего обучения. Это также отражает мою работу в использовании модуля "Новые подходы в обучении".
Следует отметить то, что дети в группах аргументируют свои предложения. И если сравнить их ответы на первом уроке, то можно сделать выводы, что речь их успешно развивается. Они становятся более самонаправленны в определении и выполнении заданий. Меня радует, что практически все в классе высказались.
Составление постера по теме урока было продумано и предложено с целью развития критического мышления. На этом этапе я наблюдала за поведением учащихся, так как тема моего исследования "Развитие коммуникативных навыков через взаимодействие в группе на уроках географии в 7 классе». Анализируя работу в группе, я пришла к выводу, что учащиеся по максимуму извлекают информацию, работая вместе. Учащиеся сами организуют кумулятивную беседу с целью вспомнить и обобщить информацию по данной теме.
(В первой группе Рома и Эдик предлагали свои идеи, а в работе втрой группы Илья и Рамил активизировались и строили работу с ребятами сами)
В процессе выполнения этой работы учащиеся учились вступать в беседу для нахождения информации и использовании ее в своей работе. Очень меня удивило и порадовало то, что учащиеся Юля, Кристина, Камила, Эдик проявили также навыки общения и саморегуляции, используя, по очереди ресурсы интернет.
То есть то, что они не смогли выяснить из беседы, они нашли другим путем. Катя работала с картой и наносила лоции океанов. Рамил и Рома помогли своей группе тем, что воспользовалась дополнительными источниками, энциклопедиями. Вадим внес свой вклад в работу своей группы, найдя информацию в интернете и в словарях, приготовил ее дома. То есть учащиеся реально могут продолжать свое самостоятельное обучение. Это и является целью модуля «Новые подходы в обучении».

Среди плюсов данного типа работы можно назвать следующее, что почти все ученики с интересом работали в группе, обсуждали ключевые моменты в процессе работы, сильные ученики помогали слабым, научились преобразовывать объемный материал в доступную форму для его понимания,
участвовали в защите своих проектов и оценивали работы других учащихся. Выслушав группы, учащиеся стикерами формативно оценили друг друга. Затем выступила четвертая группа экспертов. Ученики сделали вывод по теме, подвели итоги работы каждой группы, оценили работы учащихся на уроке. Дали полный анализ деятельности всех остальных групп. Выступление зкспертной группы, сформированной из талантливых детей, было встречено с восторгом. Данные учащиеся стараются четко формулировать свои мысли, давать оценку учебному процессу и пытаться выдвигать свои критерии сравнения с другими схожими, на всех этапах уроках эти дети смогли реализовывать себя на более прогрессивном уровне, что дает им возможность творческого роста. На уроке была неслучайно организована работа лидеров в
группе, так как она способствовала, на мой взгляд, развитию умения сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата.
Используя стратегию «Добавь детали», работая в группах, нужно было расширить предложения для того, чтобы продемонстрировать приобретенные знания. Формативное и суммативное оценивание в конце уроке свидетельствует об успешности усвоения темы урока.
На этапе рефлексии проявились лидерские способности у детей, которые рассказывали о своем результате труда: составление постера и описание по плану океана. Я только организовала работу в группах и выступление учащихся. В рефлексии дети отмечали, что работать на уроке стало интереснее они выполнили практически большую часть заданий на уроке, соответственно оценили свои достижения при помощи смайлов, а созданная благоприятная психологическая обстановка способствовала проявлению активности и заинтересованности школьников.
В конце урока учащимся предлагалось ответить на вопросы, продолжив фразы, которые я показывала на карточках:

- Я понял, что…
- Урок дал мне…
- Я научился…

Фото 5: Рефлексия учащихся.
- Мне было интересно…
- Меня затруднило…
- Я справлюсь с…

Ответы ребят были самыми различными. Рамил сказал, что он очень хорошо усвоил тему.
Вадим научился работать хорошо в группе. Аня оценила свою роль в групповой работе, и отметила, что урок ей дал
определенные навыки лидера в совместной работе с ребятами. Учащиеся к ней прислушивались, она организовывала правильно работу на уроке. Кристина отметила, что она справилась со страхом высказывать свое мнение. Она говорила, пытаясь приводить свои аргументы. А Ваня затруднялся выражать свою мысль, так как Рамил пошустрей, он первым выдавал все ответы.

На этапе рефлексии использовалась методика «ладошки», которая требует от ребенка высказать его мнение по уроку, какие затруднения они испытывали на занятии, какие пути решения они находили самостоятельно, что было важно для них и почему, что делали на уроке и чего достигли.

Я считаю, что урок был очень результативен. Все задания были подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Этот урок продумывался с учетом заданий, направленных на групповое взаимодействие с целью получения информации, а также на развитие коммуникативных навыков в процессе работы у учащихся. Анализируя проведенный урок и наблюдая за моими учениками, я могу сделать вывод, что сравнивая их самостоятельную работу на первом уроке, к третьему уроке они стали более самостоятельными. Речь моих детей становится более уверенной и грамотной.
По использованию модуля «Новые подходы» на уроке мною была организована работа в группе по созданию постера, в ходе которого состоялся обмен мыслями и знаниями «ученик-ученик», «ученик-учитель», развивались навыки сотрудничества. Внедрение в практику модуля «Одаренные и талантливые» происходило на основе составления мной заданий: консультирование и помощь другим учащимся, составление критериев оценивания, подведение итогов урока, участие в решение проблемного вопроса, описание океанов по типовому плану, работа по карте.
В конечном счете, думаю, что мои ученики понимают, что к ним прислушиваются другие ребята, их мнение ценно и может учитываться при решении вопросов, они научились формативно оценивать друг друга.
При планировании следующих уроков я для себя определяю ряд задач:
- развивать навыки самостоятельного составления вопросов высокого порядка при диалоге «ученик - ученик»;
- научить учеников излагать собственные суждения, высказываться;
- способствовать критическому восприятию информации;
- продолжить работу по сплочению класса, воспитанию сотрудничества, терпимости и уважения.
Таким образом, в своём уроке я попыталась применить все семь модулей. Самая главная оценка, это когда я прихожу в класс и вижу радостные лица детей, которые знают, что сейчас начнётся что – то новое, необычное. Кроме того, основываясь на результаты проведенных психологических диагностик, считаю, необходимым во внеурочное время создавать такие ситуации, которые бы стимулировали учащихся к действиям по сплочению классного коллектива, проявлению терпимости по отношению к другим. Думаю, что при правильном и системном использовании новых подходов в обучении познавательный интерес моих учеников к изучению географии будет и дальше стимулироваться и повышаться.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: модем (2013-11-18) | Автор: Демченко Елена Михайловна E
Просмотров: 6561 | Теги: внедрение 7 модулей Кембриджской пр, новые подходы в образовании, Стратегии, изменения | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru