Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Наши особенные дети
Грецингер Нелли Георгиевна, педагог – психолог I категории, ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного».

Наши особенные дети

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зави-симости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска. Среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 – 8 % детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выра-женную врожденную или приобретенную патологию, 4 – 5 % составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.
Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Еще Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».
В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития.
ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально – средовых и психологических факторов.
В Законе «Об образовании» Республики Казахстан говорится: «....основным принципами государственной поли-тики в области образования являются:
1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование;
2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологи-ческих и индивидуальных особенностей каждого гражданина...»
Требования современного общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуального подхода к личности, учитывающую, во – первых, готовность детей к школе; во – вторых, состояние их здоровья; и, в – третьих, индивидуально – типологические особенности.
Дети и подростки с особыми образовательными потребностями требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных классах, где с ними проводится большая коррекционная работа, зада-ча которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Каждый ребёнок индивидуален и у каждого свои особенности и способности. Развитие способностей, которые плохо развиты в силу психологических и индивидуальных особенностей детей с задержкой психологического развития воз-можно в классах коррекционно развивающего обучения.
В свете перехода общеобразовательной школы на двенадцатилетнее обучение нужно отметить, что целью являет-ся формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих интересах, так и интересах общества.
Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариа-тивного содержания образования, гармоничного сочетания репродуктивных и творческих, преобразующих технологий обу-чения на основе сотрудничества учителя и ученика.
В модели образования ориентированного на результат определяются следующие цели деятельности учите-ля:
- регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися;
- создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций от до-стижения индивидуальных результатов;
- поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъектного опыта по использованию полученных знаний и приобретение готовности к самоопределению и самореализации;
- оценка текущих результатов, своевременная коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Главная цель названной педагогической системы – развитие общих способностей к учению и преодоление инди-видуальных недостатков в работе.
Преодоление индивидуальных недостатков у детей неотрывно связано с развитием индивидуальных способно-стей. Не существует детей, у которых не было бы абсолютно никаких способностей. Одни учащиеся не понимают смысл сложения и вычитания, но прекрасно читают и пишут диктанты, у других наоборот, способности в решении примеров и задач по математике, но низко развит фонематический слух и плохие навыки чтения. В классе коррекционно – развивающего обучения развиваются именно эти индивидуальные особенности детей.
Классы коррекционно – развивающего обучения в нашей школе функционирует седьмой год. Большинство детей пришли в классы после года обучения в общеобразовательной школе.
На данный момент в нашей школе функционирует 9 коррекционных классов, в которых обучается более 100 уча-щихся.
Психолого – педагогической службой средней школы № 17 была успешно апробирована и внедрена программа по компьютерной диагностике среди учащихся 2-х – 9-х классов. Данный вид диагностики позволил сократить время на обра-ботку данных и повысить заинтересованность наших детей к достижению лучших результатов.
Детям с особыми образовательными потребностями, поступающим в школу присущ ряд специфических особен-ностей. Прежде чем начать работать с детьми, мы проводим диагностику умений и навыков детей и определяем особенности развития каждого ребёнка. Свою работу в дальнейшем мы строим в зависимости от того, какие способности нужно развивать у детей. В первую очередь необходимо развивать психологические процессы.
Психологическая служба совместно с учителями проводит целенаправленную коррекционную работу по обуче-нию учащихся. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.
Перед поступление ребёнка в коррекционный класс мы консультируем родителей по вопросу дальнейшего обу-чения и более подробно разъясняем необходимость специального коррекционного обучения.
Организуется индивидуальное психолого – педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно – развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми групповой план работы.
Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с особыми образовательными потребностями организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции.
У каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).
Система коррекционно – развивающих занятий строится на основе заключений и, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Мы применяем в нашей практике как симптоматическое, так и каузальное (причинное) направление в коррекционной работе. В которой основным содержательным компонентом мы берем познавательную сферу, личностную, аффективно-волевую, и поведенческую. Преимущественно занятия проходят индивидуально с каждым ребенком, но при этом мы не пренебрегаем и групповыми формами коррекции, в которых применяем по масштабу решаемых задач общую, частную и специальную психокоррекцию. Беря тем самым за основу принцип единства диагностики и коррекции, нормативность развития, а так же принцип коррекции «сверху вниз» и «снизу вверх» не исключая при этом системность развития психологической деятельности. Так как эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
За последние пять лет работы с детьми с особыми образовательными потребностями мы вывели из коррекции 26 учащихся, которые достаточно успешно обучаются в общеобразовательных классах, что свидетельствует о результативности целенаправленной и комплексной психологической и педагогической коррекции.
Нельзя не отметить и то, что учащиеся и родители намного чаще стали обращаться за помощью к психологу что, несомненно, свидетельствует о повышении психологической культуры современного школьника и необходимости кабинетов психологической разгрузки в школах.
Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники классов коррекции получают документы общего образца, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в профессиональные лицеи, в колледжи и др.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: terra (2013-12-24) | Автор: Нелли Грецингер E
Просмотров: 1020 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-01, 11:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru