Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Грецингер Нелли Георгиевна, педагог – психолог I категории, ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного». Наши особенные дети В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зави-симости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска. Среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 – 8 % детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выра-женную врожденную или приобретенную патологию, 4 – 5 % составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Еще Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально – средовых и психологических факторов. В Законе «Об образовании» Республики Казахстан говорится: «....основным принципами государственной поли-тики в области образования являются: 1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование; 2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологи-ческих и индивидуальных особенностей каждого гражданина...» Требования современного общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуального подхода к личности, учитывающую, во – первых, готовность детей к школе; во – вторых, состояние их здоровья; и, в – третьих, индивидуально – типологические особенности. Дети и подростки с особыми образовательными потребностями требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных классах, где с ними проводится большая коррекционная работа, зада-ча которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Каждый ребёнок индивидуален и у каждого свои особенности и способности. Развитие способностей, которые плохо развиты в силу психологических и индивидуальных особенностей детей с задержкой психологического развития воз-можно в классах коррекционно развивающего обучения. В свете перехода общеобразовательной школы на двенадцатилетнее обучение нужно отметить, что целью являет-ся формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих интересах, так и интересах общества. Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариа-тивного содержания образования, гармоничного сочетания репродуктивных и творческих, преобразующих технологий обу-чения на основе сотрудничества учителя и ученика. В модели образования ориентированного на результат определяются следующие цели деятельности учите-ля: - регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися; - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций от до-стижения индивидуальных результатов; - поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъектного опыта по использованию полученных знаний и приобретение готовности к самоопределению и самореализации; - оценка текущих результатов, своевременная коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей. Главная цель названной педагогической системы – развитие общих способностей к учению и преодоление инди-видуальных недостатков в работе. Преодоление индивидуальных недостатков у детей неотрывно связано с развитием индивидуальных способно-стей. Не существует детей, у которых не было бы абсолютно никаких способностей. Одни учащиеся не понимают смысл сложения и вычитания, но прекрасно читают и пишут диктанты, у других наоборот, способности в решении примеров и задач по математике, но низко развит фонематический слух и плохие навыки чтения. В классе коррекционно – развивающего обучения развиваются именно эти индивидуальные особенности детей. Классы коррекционно – развивающего обучения в нашей школе функционирует седьмой год. Большинство детей пришли в классы после года обучения в общеобразовательной школе. На данный момент в нашей школе функционирует 9 коррекционных классов, в которых обучается более 100 уча-щихся. Психолого – педагогической службой средней школы № 17 была успешно апробирована и внедрена программа по компьютерной диагностике среди учащихся 2-х – 9-х классов. Данный вид диагностики позволил сократить время на обра-ботку данных и повысить заинтересованность наших детей к достижению лучших результатов. Детям с особыми образовательными потребностями, поступающим в школу присущ ряд специфических особен-ностей. Прежде чем начать работать с детьми, мы проводим диагностику умений и навыков детей и определяем особенности развития каждого ребёнка. Свою работу в дальнейшем мы строим в зависимости от того, какие способности нужно развивать у детей. В первую очередь необходимо развивать психологические процессы. Психологическая служба совместно с учителями проводит целенаправленную коррекционную работу по обуче-нию учащихся. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка. Перед поступление ребёнка в коррекционный класс мы консультируем родителей по вопросу дальнейшего обу-чения и более подробно разъясняем необходимость специального коррекционного обучения. Организуется индивидуальное психолого – педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно – развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми групповой план работы. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с особыми образовательными потребностями организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции. У каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей). Система коррекционно – развивающих занятий строится на основе заключений и, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Мы применяем в нашей практике как симптоматическое, так и каузальное (причинное) направление в коррекционной работе. В которой основным содержательным компонентом мы берем познавательную сферу, личностную, аффективно-волевую, и поведенческую. Преимущественно занятия проходят индивидуально с каждым ребенком, но при этом мы не пренебрегаем и групповыми формами коррекции, в которых применяем по масштабу решаемых задач общую, частную и специальную психокоррекцию. Беря тем самым за основу принцип единства диагностики и коррекции, нормативность развития, а так же принцип коррекции «сверху вниз» и «снизу вверх» не исключая при этом системность развития психологической деятельности. Так как эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. За последние пять лет работы с детьми с особыми образовательными потребностями мы вывели из коррекции 26 учащихся, которые достаточно успешно обучаются в общеобразовательных классах, что свидетельствует о результативности целенаправленной и комплексной психологической и педагогической коррекции. Нельзя не отметить и то, что учащиеся и родители намного чаще стали обращаться за помощью к психологу что, несомненно, свидетельствует о повышении психологической культуры современного школьника и необходимости кабинетов психологической разгрузки в школах. Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники классов коррекции получают документы общего образца, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в профессиональные лицеи, в колледжи и др. | |
Просмотров: 1020 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|