Программа курсов повышения квалификации педагогов
общеобразовательных школ Республики Казахстан.
Курсы переподготовки учителей стремительно ворвались в просторы Казахстанского образования и заняли лидирующую позицию как курсы, которые помогают учителям оценить и усовершенствовать педагогическую практику. Курсы предполагают три уровня, сама являюсь одной из первых ласточек третьего (базового уровня) и могу сказать, что данные курсы позволяют в корне пересмотреть методику и способ подготовки к урокам. На данных курсах современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным контекстом. В ходе Программы рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с достоверными результатами научных исследований. Следовательно, ожидается, что учителя будут знакомиться с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики. Данная работа необходима учителям для обеспечения теоретической основы, на которую они могут полагаться при рассмотрении (выборе, изучении, знакомстве и т.д.) стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу.
Настольными книгами на этих курсах были две книги - «Инструкция для выполнения предкурсового задания» и «Руководство для учителя». Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, которые рассматриваются на соответствующих занятиях. Однако идеи, приведенные в данных модулях, взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии и подходы, применяемые на занятиях.
Модули:
1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании.
5. Обучение талантливых и одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
Каждый модуль раскрывал для меня, много нового и полезного. О каждый поподробнее:
На уроках учитель всегда стремится к созданию благоприятной среды в обучении учеников. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует тщательного планирования, поэтому при реализации модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» старалась применять различные виды работы – организация экспертной группы, которая проверяла задания на уроке, домашние задания, в которых учащиеся разыгрывали сценки и презентации. Наиболее ярким моментом уроков было разыгрывание сценок, дети активно в этом участвовали, потому что поле для творчества было без границ. Убедилась, что создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из важнейших задач современного образования. В дальнейшем буду применять различные виды интересных заданий, развивающих творческий потенциал детей.
В какой- то момент я заметила, что не имела никогда ни одного видео-урока. Видеосъёмки уроков считаю огромным положительным опытом, потому что ты видишь все плюсы, а главное минусы, что не заметишь в живом процессе урока, которые можно будет исправить и улучшить, так как совершенствоваться и не стоять на месте это первый принцип работы учителя на мой счет.
Подход к лидерству, адаптированный в рамках Программы третьего (базового) уровня, основан на принципе работы по развитию лидерства, как учителя, так и ученика. Как учитель я консультировалась с коллегами и тренерами, исходя из результатов анкетирования и проведенной входной диагностики, подбирала технологии и стратегии к уроку. С целью реализации модуля «Управление и лидерство в обучении» деятельность учащихся на уроках организовывала в виде парной и групповой работы, где практически каждый из учащихся попробовал себя в качестве лидера. Открытием для меня было следующее, что Дима, который ранее никогда не был руководителем группы и весьма пассивным на уроках, попробовал себя в этой роли. Он работал усерднее, видно было, что он хотел оправдать ожидания своей команды и не разочаровать их. Очень важным, оказалось, использовать такой подход, так как он повышает самооценку всем учащимся.
Чтобы отразить идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» использовала на уроках технику пауз после постановки вопроса ученику и после получения ответа ученика на вопрос. Убедилась, что наибольшего эффекта обучение достигает именно таким образом, поэтому планирую в дальнейшем использовать данную технику в своей педагогической деятельности, так как имеются учащиеся, которые думают быстро и медленно, учителя должны предоставлять возможность учится всем. Использование исследовательской и кумулятивной бесед также дало положительные результаты. Самое ценное, что учащиеся думали вместе, размышляли вслух. Хотя, конечно, не все учащиеся вступали в данный вид работы сразу, так как стеснялись, поэтому организовала работу «Снежный ком», где каждый должен был высказать свою идею по очереди. В дальнейшем планирую отрабатывать внедрение исследовательской и кумулятивной бесед, так как общение, как считает Л.Выготский, является главным инструментом обучения.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» в серии последовательных уроков был выражен в полном объеме, так как содержание дидактического материала, выбранные методы и способы формативного оценивания, использованные педагогические приёмы соответствовали возрастным особенностям детей. Учащиеся активно включались во все виды предложенной работы. Убедилась, что очень важно, когда учитель тщательно подбирает материал к уроку, от этого зависит активность детей и их заинтересованность в твоем предмете.
Несомненно, развитие критического мышления у учащихся на уроках готовит их к «взрослой жизни», оно способствует связи изучаемых предметов с реальной жизнью, учит их оценивать происходящее и находить нестандартные решения в различных бытовых ситуациях в реальной жизни. Планируя серию уроков, осознавая актуальность и необходимость внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» на каждом уроке, этапе урока старалась уделять внимание развитию критического мышления у учащихся. Для этого я, например, начиная уроки, старалась подвести учащихся к тому, что тему и цель урока дети пытались сформулировать самостоятельно на основе косвенных данных. Это стимулировало мыслительную деятельность детей и способствовало осознанию предстоящей деятельности, побуждало их планировать свои действия при работе в группе, в соответствии с темой и задачами урока, способствовало развитию у детей умения распределять свои действия в соответствии с заданной ситуацией. После каждого урока предлагала учащимся на листах обратной связи написать их мнение об уроке, своём приобретённом опыте, дать оценку своей работе на уроке или написать о работе своей группы, написать, что было сложным/ лёгким на уроке, высказать пожелания на следующий урок. Это способствовало, на мой взгляд, анализированию своей деятельности и деятельности одноклассников. Также использовала кластеры, синквейн, ассоциации, мозговой штурм. В отличие от вышеперечисленных технологий «Синквейн» шёл тяжело, так как данная технология еще не отработана в полном объёме ни мной, ни детьми. В своей дальнейшей педагогической практике планирую отработать данную технологию, так как она наиболее приемлемая для моего предмета, она расширяет словарный запас учащихся, а это одно из главных приоритетов успешного овладения иностранным языком.
В настоящее время количество желающих владеть английским языком значительно выросло. Проработав в школе 4 года, столкнулась с проблемой, что у учащихся с каждым годом падает интерес к изучению английского языка на уроках. По-моему, это объясняется появлением огромного количества частных школ по изучению английского языка, частных занятий у преподавателей на дому, где учащиеся изучают грамматический и лексический материал с опережением. Вследствие чего, на уроке учащиеся не проявляют желаемой мной активности. Передо мной стала задача - как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, чтобы у учащихся появился интерес активнее работать на моих уроках, в то же время, чтобы на уроке имели место комфортная ситуации успеха и условия для продуктивной познавательной деятельности. Тщательно изучив модуль «Оценивание для обучения оценивание обучения», нашла ответ на вопрос «Как повысить мотивацию учащихся на уроках английского языка?». На своих уроках решила делать акцент на формативное оценивание, так как считаю, что именно данный модуль поможет мне в достижении моей цели. На уроках применяла различные фишки, сигналы рукой, измерение температуры, светофор. Данный модуль стал моим спасением, потому что данная педагогическая стратегия привела к тому, что учащиеся более активно стали работать на моих уроках. В перспективе планирую продолжать использовать формативное оценивание на уроках, так как увидела положительное изменение учащихся на своих уроках.
Значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснения - это безусловно информационно- коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии использовала на разных этапах урока и убедилась, что это приемлемо. С целью побуждения учащихся к работе с новой информацией, пробуждения интереса к теме и выхода на новую тему, отработке и закреплении материала. Раннее я всегда пользовалась только программой Power Point, на курсах познакомилась с программами Active Inspire, Hot Potatoes, что расширило для меня понятие информационно-коммуникативные технологии. С помощью информационно-коммуникативных технологий дети без проблем и с интересом определили тему и цели урока. Задания стимулировали сосредоточенность, внимательность, что для некоторых учащихся являлось барьером в обучении (Аяулым, Ира, Роман). В дальнейшем планирую совершенствовать свои навыки пользования информационно-коммуникативных технологий и использовать их на своих уроках.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что внедрение данной Программы очень важный этап в педагогической деятельности каждого учителя. Все семь моделей в совокупности готовят детей к повседневной жизни, было замечено, как дети стали самостоятельнее на уроках, постепенно раскрывались творчески, работали комфортно и свободно без каких-либо барьеров на уроках. Как оказалось, я многого не знала о своих детях, данная Программа позволила мне увидеть, как на уроке можно раскрывать творческий потенциал детей путем применения различных дифференцированных заданий.
Каждый раз, просматривая уроки, я понимаю, насколько этот опыт для меня важен, какие тайны моих детей и меня самой он раскрыл. Поняла, что учитель на уроке должен исполнять второстепенную роль, к примеру – роль советчика, помощника, наблюдателя, предоставив тем самым ученикам быть в «главных ролях» на уроке. В процессе подготовки и преподавания серии последовательных уроков я научилась: четко распределять время; разрабатывать четкие критерии оценивания совместно с учащимися; выслушивать мнения всех учеников, используя технику пауз; организовывать работу в группе, следить за результатом; анализировать свою работу и работу детей; прогнозировать результаты; задавать вопросы разного уровня; писать рефлективные отчеты, тем самым глубоко анализировать свою педагогическую деятельность и строить планы на будущее; возможность сделать вывод по уроку, погрузиться в себя и понять, как работать дальше, чтобы стало еще лучше. Планы на будущее, которые я могу поставить перед собой следующие: продолжать работать «в новом формате»; наблюдать, описывать, анализировать, размышлять, тем самым совершенствоваться. Так как одним из важнейших факторов педагогической деятельности учителя – идти вперед, не останавливаться на достигнутых результатах. Это необходимо в работе учителя, как воздух каждому человеку. К сожалению, это занимает слишком много времени, однако так нужно, чтобы лучше понять детей, понять, что эффективнее на данном этапе или уроке, как лучше их оценить, какие задания предложить, и главное – что изменить и как, чтобы стало еще лучше. По истечении практики в школе у меня появилось новое видение уроков в плане стратегий, структуры урока. Я увидела необходимость внедрения всех 7 модулей во все уроки в дальнейшей своей педагогической деятельности, поняла эффективность применения формативного оценивания на всех этапах урока, поняла значение развития речи учащихся для формирования их критического мышления. В ходе размышлений о своей практике, выявляя, исследуя, оценивая, я изменилась. Убедилась, что результат учителя зависит от способности критически мыслить, так как ты должен переломить ранее принятые тобой стереотипы в педагогической деятельности и преподавать по-новому.
По истечении практики в школе дети преодолели барьеры в обучении, научились высказывать своё мнение, не боялись свободно передвигаться по классу во время урока, стали аргументировать свои ответы, стали уверенней себя чувствовать и проявлять большую активность на уроках.
Так как темой моего исследования было «Как формативное оценивание влияет на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка?», сделала для себя вывод, что формативное оценивание обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения. Нужно помнить, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
Считаю, что успешность или успех учащихся в обучении важно уметь планировать. Для того чтобы ученики достигли успеха, учителю необходимо осуществить не только поэтапное планирование проведения урока и пошаговое его осуществление, но и мотивировать пошаговое освоение и закрепление учебного материала каждым учеником.
|