Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Тема: Казахские народные инструменты. Цель: знакомство с частью коллекции музыкальных инструментов Болата Сарыбаева, связь музыки с жизнью. Задачи: -воспитывать понимание тесной связи музыки с жизнью,преемственности народного творчествас древности и до наших дней, уважения и любви к народной музыке, являющейся основой развития музыкального искусства. - Знакомить с частью коллекции музыкальных инструментов Б.Сарыбаева,с историей появления жетыгена,кобыза,домбры,слушание кюев Курмангазы,Коркыта,вокально-хоровое пение. - развивать чувства прекрасного у учащихся, музыкальных способностей учащихся, чувство ритма, музыкального слуха и умения слушать музыку, музыкальной памяти,культуру слушания музыкальных произведений и певческую культуру. Методы: слушание, беседа, пение,творческая работа. Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, портреты великих музыкантов, запись кюя «Вой Ушар», аккордеон,нотные приложения к песням. Тип урока: комбинированный Двухголосое «Здравствуйте». 1 этап. Слайд №1,. (Прочитать текст со слайда №2): « песня летит и рождает порывы в сердцах, И чудесны ее переливы – радость, скорбь, убаюкает сердце она, Укачает его, как дитя, на руках» Абай Кунанбаев Учитель: - О чем речь в высказывании? (ответы учащихся) (На фоне слайда №3): Сегодня мы поговорим о песнях и кюях казахского народа. Песни сопровождали людей во всех сферах его жизни. Песни звучали в походах, на свадьбах, похоронах, перед советами старейшин. Все песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Песни и кюи, созданные казахским народом, живы до сих пор. Из поколения в поколение передавались традиции игры на музыкальных инструментах. Тема нашего урока – «Казахские народные инструменты». Более 25 лет назад в Алма-Ате был открыт музей казахских музыкальных инструментов, экспонаты для которого собирались со всего Казахстана. При открытии музея было всего лишь 70 видов инструментов, теперь их более 500.Посетители могут не только увидеть, но и послушать музыкальные инструменты. Возможно, кто-нибудь из вас побывает в этом музее. А сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по необычной коллекции казахских музыкальных инструментов одного человека.( Слайд №4) : Это Болат Шамгалиевич Сарыбаев, музыкант, доцент Алматинской консерватории. Сейчас его уже нет в живых, но его коллекция цела и насчитывает 350 музыкальных инструментов. В этом домашнем музее есть книга записи, в которой посетители оставляют свои отзывы. Есть в ней записи музыкантов из самых разных стран: «Каким увлеченным надо быть, чтобы все свое время отдавать поискам и восстановлению инструментов!» «Хороший совет –половина счастья» есть такая поговорка. Отец Болата Сарыбаева убеждал сына взяться за поиск и возрождение забытых инструментов. Так говорил он сыну: «Жизнь для тебя никогда не станет скучной, и ты найдешь в ней радость». И с тех пор, следуя совету отца, Болат Шамгалиевич долго и упорно отыскивал по описаниям, по рисункам инструменты, радуясь самым мелким найденным деталям. В коллекции Сарыбаева – инструменты, изготовленные из тростника, из глины и метала, шкур и костей животных. Словно музыкальные шкатулки, одна за другой открываются витрины перед посетителями домашнего музея. Можно взять любой инструмент и услышать его мелодию. Сегодня мы остановимся лишь на некоторых инструментах из этой коллекции. 2 этап. Почти у каждого инструмента – своя легенда о появлении. есть своя старинная легенда и у жетыгена (слайд №5), похожего на гусли. В глубокой древности жил старик. Было у него 7 сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, пришел голод. Люди остались без еды. Холодным стал очаг. Смерть одного за другим уносила сыновей. Убитый горем, отец стал в отчаянии долбить кусок сухого дерева. .. Первую струну он натянул, когда умер старший. И сыграл на одной струне погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, а отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи. Так появился по преданию, семиструнный жетыген. Этот инструмент сохранил свой первоначальный вид до сих пор. 3 этап. (слайд №6) Этот инструмент- асатаяк. На деревянную основу крепились колокольчики разных размеров. В старину этим звонким инструментом пастухи отпугивали волков. К какой группе инструментов мы можем отнести колокольчики (асатаяк)? Есть еще одна разновидность асатаяка. Инструмент в виде небольшой лопатки, украшенной орнаментом, на которой крепятся погремушки. Очень часто асатаяк использовали шаманя в своих обрядах. 4 этап. Шаманы, колдуны, баксы использовали на только асатаяк, но и кобыз . Появление кобыза связано с человеком по имени Коркыт.(слайд № 7). Существует несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз. Вот одна из них. (На фоне слайда № 8): «Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: «Коркыт, сделай себе кобыз- найди голень шестилетнего верблюда, обтяни ее кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из темно-рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь обладать дивным инструментом.» Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. Еще в молодости Коркыт решил бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть : ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Все вокруг говорило, что такой же конец ждет и его. По разным источникам ,Коркыт прожил 95 или даже 195 лет. В народе его уважали как мудреца, и даже была такая поговорка: «Коркыт говорил». В течении многих лет хранятся в памяти Коркыт, его кобыз и музыка. Вот Коркыт стал бессмертным. Слово кобыз можно перевести так: «коп»- много 935 или 104 конских волоса), «ыз»- жужжащий звук. Именно благодаря звуку кобыза можно передать звуки птиц, животных, разговора человека. «Давным - давно у одной старушки был единственный сын. Он охотился и тем кормил свою мать. У него были быстрый скакун, ловчий сокол и преданная гончая собака по кличке Ушар. Однажды охотника настигла смерть. Похоронив сына, мать не захотела оставаться на прежнем месте и перекочевала с родными в другое. Но после переезда мать обнаружила, что собаки Ушар нет на новом месте. Мать вернулась к старому кочевью и увидела, что Ушар воет, оплакивая своего хозяина.Эта легенда легла в основу кюя Коркыта «Вой Ушар». Давайте послушаем это произведение, послушаем звучание кобыза, и как кобыз передает голос собаки. (слушание кюя «Ушар улуы» в записи.) Автор и хозяин коллекции Сарыбаев, собирая экспонаты, побывал в Курчумском районе(ВКО) и нашел там редкий кобыз, которому примерно 180 лет. 5 этап. Ну, а теперь пора перейти к самому распространенному музыкальному инструменту – домбре. Имя, связанное с домброй - Курмангазы Сагырбаев. (слайд № 9). Непревзойденный домбрист, автор кюев. Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре.(слайд № 10) Это самый любимый и распространенный в народе инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользовались уважением в народе. Отдавали свою жизнь служению этому инструменту. Один из музыкантов – домбристов так говорил о своей судьбе: «Я советами лучшими пренебрег, И бродягой шагнул за родной порог В шапке с перьями филина, да домброй. Не в богатстве – в искусстве искал я прок.» Путешествуя из аула в аул, музыканты с домброй были любимы народом. Домбра очень удобна: ее можно перевозить при кочевке аула, она легкая и легко настраивается. А сейчас прозвучит известный кюй Курмангазы «Адай». (слушание кюя «Адай»). 6 этап. Еще одно имя, связанное с домброй – это Амре Кашаубаев.(слайд № 11). Амре Кашаубаев – казахстанский артист, музыкант, преподаватель. Он пел и аккомпанировал себе на домбре. Сначала он выступал только в Семипалатинске, затем стал участвовать в концертах в разных странах. В 1925 г. он выступал в Москве. В газете «Правда» отклик: «Прекрасный концерт! Истинный «гвоздь» сезона. Если угодно сказать, то казахстанский певец А. Кашаубаев – истинный народный артист!» Это была очень высокая оценка. В этом же 1925 г. А. Кашаубаев получил серебряную медаль во Франции. Все газеты и журналы писали о нем, как о редком таланте. Он стал первым казахским певцом, выступившим за границей. Его песни записывались на пластинки, так как они были очень мелодичны и напевны. Эти старинные музыкальные инструменты не только хранятся в музеях, они живут полной жизнью и в наши дни. На них играют в оркестрах, ансамблях. Предлагаю вам послушать инструментальную современную пьесу, в которой участвуют кобыз и домбра (слушание пьесы). 7 этап. Подведем итог нашего урока. Тема - …….(ответы учащихся) Инструменты, о которых сегодня мы говорили…….(ответы учащихся) Исполнители кюев и песен…….(ответы учащихся) Запишем в тетради. 8 этап. Песня занимает в жизни каждого народа важное место. Об этом Абай сказал так (слайд № 12): «Всем присытиться может душа, Только песня всегда хороша, Если ты вдохновенно поешь, Грудь ликует, свободно дыша». И мы с вами тоже любим петь. Сегодня речь шла о музыкальных инструментах Казахстана, о музыкантах нашего Отечества, поэтому и песню мы споем о Родине. (Пение песни «Туған жер» муз. М. Тарасенко, сл. А. Дауренбен.) А теперь споем песню о Родине на русском языке которая называется «Мой Казахстан» (муз. А. Сагатова, сл. А. Сагатова, А. Бабаева.) Домашнее задание: нарисовать понравившийся инструмент Спасибо за внимание, урок окончен. Литература: Сарыбаев Б. «Казахские музыкальные инструменты» Алма-Ата. Жалын. 1978. Журнал «В мире музыки». № 1 / 2009 г. Интернет ресурсы. Выполнила: Федина И.Б. | |
Просмотров: 2986 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|