Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ УЧИТЕЛЯ «Великими Учителями человечества, когда-либо приходившими на Землю, указан единственный законный путь – путь духовного преображения человека, заключающийся в совершенствовании его нравственной природы…». Мзили Палиер Холл. «Двенадцать учителей человечества.» «Учитель новой формации – духовно-развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию». Н.А.Назарбаев Мы живём в век прагматиков. Казалось бы, бурный водоворот технического прогресса не оставляет места для сантиментов, жесткий ритм современной жизни должен заставить забыть о вековых нравственных ценностях. Школа становится всё более безликой: души детей спрятаны за цифрами отчётов, баллами тестов. Как в надоедливой рекламе: Хочешь хорошего будущего – набери баллы! Наши ученики, приходя в стены школы маленькими гномиками с тяжёлыми рюкзачками на плечах и покидая её стильными красавицами и накачанными, уверенными в себе юношами, на самом деле зачастую не знают в чём смысл и вкус своей будущей жизни. И это не их вина, а наша – их учителей, их мудрых наставников, которые знают эту тайну н которые не сумели открыть её юным сердцам. Продолжая цитировать нашего президента: «Он (учитель) несёт ответственность в формировании и развитии высокообразованной, творческой личности и максимальной самореализации», я уверенно констатирую тот факт, что казахстанское образование уделяет огромное внимание не только профессиональному росту педагога, но и его нравственному и духовному становлению. Учитель- гуманист, учитель – психолог, тонко чувствующий хрупкий мир ребёнка, сегодня нужен нашему обществу как никогда. Оно предъявляет высокие требования к человеческим качествам педагогов. Невозможно воспитать высоконравственные добродетели у своих подопечных, если сам ими не обладаешь. Я хочу акцентировать ваше внимание на роли учителя самопознания. Ему предопределена особая миссия – врачевать детские души, указывать дорогу к нравственным высотам, вести к духовному самосовершенствованию. Уроки самопознания помогают ребятам почувствовать себя уверенными, успешными, талантливыми и уникальными. Наша действительность, к сожалению, далека от идеала, чаще всего она преподносит искажённое представление о человеческих ценностях. Это, прежде всего, наши средства информации, «великий и могучий» интернет насаждают свои стереотипы мышления. Мы, взрослые, должны помочь ребёнку понять, где истинное добро, увидеть жизнь не в кривом зеркале. На своих уроках каждым словом, движением, улыбкой учитель передаёт ученику свой нравственный опыт. Но не насаждать своё мнение, не утверждать, что только это есть аксиома жизни, а давать возможность детям размышлять, делать выводы, опираясь на свой небольшой жизненный опыт, сопоставляя его с опытом человечества. «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить» /А.Дистервейг/. Может, для кого-то это покажется парадоксальным, но я часто повторяю, что на своих уроках я больше ученик, чем учитель. Я тоже учусь у своих воспитанников открытости, искренности. Я обретаю веру в себя, в правильности выбранного мною пути. Если кто-то скажет, что он уже есть духовно-зрелая личность и что он уже достиг той черты, которая зовётся совершенством, я не поверю. Не может быть предела самосовершенствованию! Я думаю, что даже великие Учителя человечества испытывали сомнения и продолжали вечный поиск Истины. И мы, современные учителя, приходя каждый день в класс и глядя в чистые доверчивые глаза детей, просто не имеем никакого морального права сфальшивить, обмануть это доверие, ведь может оказаться, что твоё слово будет единственно нужным и запомнившимся на всю оставшуюся жизнь. Учитель, каким бы высоким профессионалом он ни был, должен учиться всю свою жизнь одному простому качеству – Любви. Учиться любить себя, детей, людей, Жизнь. И учить этому своих учеников. А это не описано ни в каких учебниках. И каждый пройдёт свой путь от самопознания к самосовершенствованию. Порой бывает трудно разобраться: Куда идти, дорогою какой? И первый путь по ней пусть будет трудным, Чтоб не свернуть к тропинкам боковым. Пусть будет совесть для тебя повсюду Советником и компасом твоим. «Учитель, вдохнови меня на творение в себе Человека Духовного, Человека Благородного и Великодушного» /Ш. Амонашвили/. Это обращение каждого из нас к тем, кого мы считаем своими учителями и к самому великому и мудрому Учителю по имени Жизнь. Именно она будет ставить нам свои баллы за нашу высокую нравственность и духовную зрелость. И пусть эти баллы будут не самыми низкими, ведь от их качества зависит чистота мыслей, чувств и действий наших воспитанников. | |
Просмотров: 719 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|