Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Ученик, родитель, учитель. «Кирпичик к кирпичику и мысль построена» « Когда начинаешь работать над тем, что нравится тебе (!), хочешь выполнить эту работу настолько хорошо (!!), чтобы другим она понравилась ещё больше!!!» Абылгазинова А.А. Как сделать работу привлекательной? Как, привлекая заинтересовавшихся, продолжить начатую работу с эффектом углубления в неё? Чем насытить ожидания тех, с кем хочешь работать? Что ты хочешь получить в результате работы? Кому вообще нужна твоя деятельность: Тебе или твоим подопечным? Что ты будешь испытывать, если достигнешь успеха или потерпишь неудачу? Это далеко не все вопросы, которыми я частенько задаюсь, но ответ, удовлетворяющий мои запросы, не найден. Мне даже неизвестно, интересны ли мои проблемы другим, но уверена в том, Что плоды, которые должны преподнести мои дети, т. е. ученики, могут насытить потребности многих… Работая в школе на протяжении многих лет, я влюбляюсь в свою работу всё больше и больше. Работа учителя помогает мне открывать новое в воспитании детей, интересное в сходстве и различии характеров ребят, не гаснуть в плане образования, не черстветь мыслями, чувствовать себя нужной детям, школе, обществу. Тема самообразования появилась сама по себе: мне интересны дети. Я знаю много детей, которые очень стеснительны, что является следствием «закрытой двери» во внутренний мир ребёнка. Нельзя оставить эту дверь закрытой, её нужно раскрыть нараспашку! Всё, что хорошего и талантливого находится за ней, должно стать достоянием общества! Любой жизненный прогресс не был бы таковым, если человек не умел бы самовыражаться… Я начала работать в начальных классах!!! Именно сейчас я уверенно могу сказать, что хочу посадить дерево «мозг», вырастить его и получить плоды, которые будут полезны обществу своим умом, силой духа и широтой творчества. Родитель или домашний учитель… Любой родитель хотел бы, чтобы его «чадо» было заметным, особенным и непохожим на других. Любой родитель хотел бы, чтобы его «чадо» обсыпало похвалами из уст взрослых. Но не всем родителям под силу наделить своего ребёнка своего ребёнка теми качествами и способностями, благодаря которым ребёнок мог бы самостоятельно идти по жизни, даже если это всего лишь дорога в школу. Мы, родители, стараемся воспитать ребёнка. Но зачастую под словом «воспитать» мы подразумеваем «поставить на ноги». Важно, чтобы ребёнок ел досыта, одевался не хуже других, исправно ходил в школу, умел читать и писать, умел ладить с одноклассниками, был послушным, т.е. воспитанным! Прошёл мимо нас ребёнок, поздоровался, мы вслед ему: «Какой воспитанный!». Учится ребёнок в школе хорошо, мы хвалим: «Какой молодец!». Принёс двойку, мы найдём причину неудачи. Вроде бы всё понятно, но проблема остаётся проблемой, когда мы не можем объяснить неожиданную перемену в ребёнке. Всегда наступает момент, когда не знаешь, куда бежать, кого просить о помощи, чтобы попытаться вернуть ребёнка в прежнее спокойное состояние. И бежим, зачастую, к соседке, к подружке, но не к учителю, не к классному руководителю, не к друзьям ребёнка. Вопрос: « А почему мы бежим?». Ведь можно сесть и поговорить с ребёнком напрямую. Не можем? Почему? Это же наш ребёнок! Мы его с пелёнок растили, мы его лелеяли, мы с него пылинки сдували, песенки ему пели, даже сказки иногда перед сном читали, а тут поговорить не можем. Разница в возрасте между родителем и ребёнком остаётся та же, что и при появлении его на свет… Повзрослел ребёнок, так ведь и мы на месте не стоим: наживаем жизненный опыт, мудреем, видим и анализируем все жизненные повороты… Время не то? Так давайте подстраиваться к этому времени! Как часто слышишь слова: «…, а в наше время!». Я считаю, что раз нам выдалось счастье стать родителем, мы обязаны быть рядом с ними не только в качестве «ставящих на ноги», но и в качестве «шкатулки душевной теплоты», «носителем информации о формировании ребёнка», «настоящим крепким плечом в трудную минуту», «носовым платком в минуты слабости», «библиотекой в моменты познания». Надеюсь, что многие со мной согласятся, прочитав: «Намекни- и я пойму, поделись - я научу, помечтай - я поддержу, ты шагнёшь- и я в строю!» Вся наша жизнь устроена так, что всегда мы рядом с теми, кто старше и младше нас. Почему же тогда возрастает потребность в работе психологов? Почему мы лучше пойдём к чужому дяде или тёте, чтобы рассказать о своих проблемах, но ни в коем случае не подойдём к сыну или дочери? И не все дети могут посвятить родителей в свои дела. Думаю, что мало кто из детей может сказать, что их родители «мировые люди» и понимают с полуслова. Такая же ситуация может стоять и в отношениях классного руководителя с учениками… Первый класс… Первый учитель… Я опишу учителя, которого считаю идеалом для учеников и моделью для примера. Первый учитель ассоциируется с мамой. «Чужая тётя» в строгом костюме приглашает учеников в класс. Она не станет говорить о том, чему будет учить. Она станет говорить о том, что интересно детям. «Чужая тётя» своими стараниями непременно должна стать «своей», почти «родной», чтобы ребёнок с радостью шёл в школу. Первый день в школе должен стать памятным, как день рождения, как зима среди лета, как приснившийся сон, как живой слон, как чудо, как самое очевидное и невероятное! А учитель подобно доброй фее, сказочной принцессе, Марие Мирабелле, должна быть самим совершенством! Каждый: и учитель, и ребёнок, и родитель должны поверить в то, что школа – это сказка с настоящими добрыми делами. Я уверена, что: «Ребёнок настолько прозрачен, что мы можем видеть его настроение и любую реакцию. Но он и настолько проницателен, что может понять учительское настроение. Так что учителю необходимо быть осторожным в реакциях по отношению к ребёнку». Будет ли ребёнок бежать в школу, желая быть учеником? Будет ли он любить своего учителя настолько, чтобы делиться с ним своими огорчениями и радостями? Будет ли он уважать своих одноклассников? Всё зависит от учителя! Но и от родителей тоже! Встречай, учи… А расставаться ещё рано! На первого учителя возлагаются большие надежды, хотя они не произносятся вслух. Первая задача, которую ставит перед собой родитель, отправив ребёнка в школу, – это научить его читать и писать. Первая задача, которую ставит перед собой учитель – развить и повысить интерес к чтению, интерес к письму и к обучению в целом. Не все родители знают, как порой бывает тяжело усадить ученика за тетрадь или учебник. Причины могут быть разные. Например, не все дети любят учиться, не со всеми детьми родители делают уроки, не всем дано быть математиком или филологом и много-много других причин. Подобные проблемы были во все времена и решались они разными путями, но факт остаётся фактом: троечники и двоечники существуют, как постоянные попутчики хорошистов и отличников. И именно попутчики! Несмотря на оценки в дневнике, дети общаются друг с другом. И это отрадно! Вместе с азами чтения и письма учитель должен ставить пред собой цели и задачи по воспитанию детей. Уверена, что воспитание родителей и учителей предусматривает один о тот же результат, но отличия всё же есть. Родители воспитывают стихийно, а учителя- планомерно. В родительском доме у ребёнка свои правила, а в школе- свои, согласно норм обучения и воспитания. У родителей ласка телесная, а у учителей- словесная. Родители могут простить проступок ребёнка, а учитель должен принять меры, чтобы исправить ошибку ученика или предотвратить её повторение. Если родители заняты своими делами, то они не могут контролировать режим дня ребёнка, а следовательно систематизировать его деятельность в течение дня. А в школе всё идёт по расписанию, т.к. есть определённые стандарты воспитания и обучения. В школе дисциплины больше, что является одним из главных факторов успешности обучения и воспитания. Понятия «обучение» и «воспитание» неразлучно ходят вместе. А ведь это действительно так! Невозможно обучать, но не воспитывать и, наоборот, воспитывать, но не обучать. Когда ребёнок прописывает букву «А», он слышит из умт учителя о старательности, аккуратности. Когда учитель говорит, что жадничать нехорошо, он учит его правилам жизни. Примеров обучения и воспитания можно привести много. Для этого не обязательно быть учителем по диплому, важно быть учителем по жизни. Да, человек учится у другого в течение всей жизни, но ребёнок должен обязательно пройти обучение у школьного учителя, которого научили этому ремеслу. Школьный учитель изучает детскую психологию. Школьный учитель придерживается норм и требований обучения, в зависимости от возраста ученика. Школьный учитель работает согласно стандартам образования. Школьный учитель развивает ученика больше, чем мама и папа, которые больше думают о том, как обеспечить ребёнку хорошую жизнь. Кормить и одевать совсем не значит- учить и развивать… «Учитель хочет научить ученика многому, а из малого старается развить большее!» Два года назад я закончила ПГПИ по специальности «Учитель начальных классов с казахским языком обучения». Пройдя первую сессию, поняла, что важно и весьма продуктивно изучать казахский язык, говоря не только на уроках казахского языка, но и в повседневной жизни. С тех пор в моём классе чаще звучат слова на казахском языке, несмотря на то, что класс с русским языком обучения. Дети постепенно привыкают и даже начинают отвечать по- казахски. Уверена, что этот шаг помогает воспитывать уважение к государственному языку, развивает речь и вызывает привыкание, что влечёт к раскованному общению. Постепенно подобные шаги будут обычным движением к прогрессивному развитию понимания необходимости знания государственного языка. Это позволит свободно чувствовать себя в различных стилях общения. А кто может быть по- настоящему свободен? Тот, кто с достоинством может хранить народное наследство и с гордостью передавать это духовное и культурное богатство своим потомкам из поколения в поколение! А язык межнационального общения? Как богат он! Как изящен! Как красива русская речь! Я прекрасно помню свои школьные годы. Помню уроки чтения, особенно, когда нужно было подготовить стихотворение и прочитать его настолько сознательно, что мысль произведения становится понятной даже тем, кому не нравились уроки русского языка и литературы. А представьте себе созвучие двух языков: государственный и международный! Вот где сила, вот где радужный перелив! В нашем государстве определена тройка языков: казахский, русский и английский языки, позволяющие вливаться в круговорот общения, преобразования и развития нашего государства. Наша цель: учить детей впитывать в сознание и переносить на воспроизведение выдающее достижение – язык! Сейчас просто необходимо свободно и грамотно владеть этими языками… А напоследок я скажу… …Представьте себе команду ребят, которые так артистичны, что дух захватывает! Они и поют, и танцуют, и стихи читают, ставят постановки различных произведений… Мысли, мечты, фантазии переполняют мою голову, а душа просит одного: «Сделай так, чтобы дети чувствовали себя счастливыми. Постарайся показать им, что они способны творить добрые дела. Научи их логически мыслить. Искорени их излишнюю застенчивость, которая мешает раскрыться внутреннему богатому миру. Согревай их душевным теплом. Будь учителем всего правильного, разумного, неиспорченного». Каждый из моих учеников учит меня решать, казалось бы, сложные проблемы. Мне часто кажется, что я добрая, справедливая, умная! Так, если мне комфортно от общения с детьми, значит я обязана вложить все силы, напрячь мозги, преодолеть препятствия в своём внутреннем мире и окружающем внешнем, чтобы все мои труды шли на образованность учеников, чтобы мои труды помогли им стать духовно богатыми, отзывчивыми, самостоятельными и дети чувствовали себя востребованными в обществе. Хватит ли моей сноровки? Хватит! Проблем много?! А когда же их не бывает? Есть проблемы –есть идеи, а удачные идеи –это успешность в любых преобразованиях. Я желаю воплотить теоретические соображения в практические достижения, а значит обязана развивать ученика, учить ученика, любить ученика! Только искренняя любовь способна совершать великие дела! Для меня великое дело –это чудесные школьные годы каждого ребёнка! Художником хочу быть… Не дано!.. Певицей бы заделаться… Не стану!.. Могу построить дом с берёзой под окном И жить, пока дышать не перестану. Но жить без дела очень тяжело! Палитрой красок я её наполню! Чтоб не оставить белым полотно Я детские желания исполню! Нет, маска малышей мне не нужна – Я разбужу в себе себя, ребёнка! И буду жить, как будто жизнь дала Во взрослой жизни детскую продлёнку!... Адрес: Павлодарская область Качирский район Село Теренколь СОШ №2 им. А. Текенова Учитель начальных классов: Абылгазинова Айнагуль Агбаевна | |
Просмотров: 1257 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|