Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Сержанова Гульмира Акантаевна учитель математики КГУ «Школа-гимназия города Курчатова» Семинар "Средства обучения" Цель и задачи: • систематизировать теоретические знания о средствах обучения • различать функции средств обучения и оценивать их в ходе подготовки к учебному процессу • классифицировать требования к средствам обучения • проанализировать и определить влияние современных средств обучения в контексте компетентностного подхода на качество образования детей; – обменяться имеющимся опытом работы Оборудование: • компьютер • презентация • видеоматериал • различные средства обучения (выставка) • тесты для самоконтроля Ход семинара 1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара. 2. Упражнение «Кенгуру» Тренер просит добровольца выйти из помещения .Тренер инструктирует добровольца: «Вы должны изобразить кенгуру так, чтобы все догадались, но звуки произносить нельзя». Остальным участникам тренер дает следующую инструкцию: «Сейчас зайдет человек и будет вам показывать кенгуру. Ваша задача в течение пяти минут называть любых животных, но только не кенгуру». Необходимость СО – речь 3. Теоретическая часть Определение средств обучения Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: • задачами урока или занятия; • содержанием учебного материала; • применяемыми методами обучения; • предпочтениями учителя. Функции средств обучения: Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. 1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу). 2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. Это их назначение, роль и место в учебном процессе. Можно выделить: • уменьшение затрат времени на восприятие учебной информации; • передача необходимой для обучения информации; • рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; • обеспечение деятельности учащихся и педагога. Средства обучения и их классификация. Средства обучения, или дидактические средства, - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Различают следующие средства обучения: по составу объектов: материальные и идеальные К материальным объектам относят материальные предметы, не¬посредственно воздействующие на органы чувств учеников и облег¬чающие процесс прямого и косвенного познания: учебники; пособия; модели; таблицы;средства наглядности; учебное оборудование; мебель; помещения и т.п. К идеальным объектам относят символьные, словесные, модель¬ные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, т.е. средства духовной культуры, кото¬рые используются в учебном процессе. Например, к идеальным объектам Л.С. Выготский относил такие средства обучения, как речь, письмо, условные обозначения, произведения искусства и т.п. К ним также относятся и известные всем опорные сигналы и опор¬ные конспекты В.Ф. Шаталова. 1. по отношению к источникам появления: искусственные (приборы, картины, учебники) естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии); 2. по сложности: простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети); 3. по способу использования: динамичные (видеофильм) статичные (слайды); 4. по особенностям строения: плоские (схемы), объемные (глобус) и виртуальные (мультимедийные презентации); 5. по характеру воздействия: визуальные (диаграммы, измерительные приборы), аудиальные (магнитофон) и аудиовизуальные (видео, компьютер); 6. по носителю информации: бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-ROM, DVD); 7. по уровням содержания образования: на уровне урока (раздаточный материал), на уровне предмета (учебник, дидактические материалы) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); 8. по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, компьютеры, мультимедиа) и перспективные (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети). 9. по происхождению:натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; 10. технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали. Виды средств обучения • Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний. • Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся:естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. • Технические средства обучения: ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий: • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; • наглядность должна быть эстетически выполнена; • наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; • привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: • Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. • Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. • Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. Методика применения экранных средств обучения Технические средства можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента урока, на котором их будут применять. На уроке статические экранные пособия редко используют самостоятельно, обычно комбинируя их с другими техническими средствами (кино, звукотехника) или традиционными наглядными пособиями. Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Их применяют как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, они могут служить материалом для проверки знаний учащихся, для проведения устных и письменных сочинений. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока. Прежде всего нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки - беседа, в которой учитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа экранного пособия не следует делать очень длинным, достаточно нескольких минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев экранное пособие. Если пособие посвящено незнакомому вопросу, вступительное слово связывает известное с неизвестным. Например, при показе природы далеких стран учитель сравнивает ее с родной природой, говорит о различиях, связанных с климатом, и т. п. Перед показом, например, учебной презентации о зоопарке, вспоминают знакомых животных и т. д. Чем доступнее содержание, тем короче вступительное слово. После демонстрации учитель проводит беседу, в ходе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности. Продолжительность показа пособий определяется в зависимости от того, насколько учащиеся успевают понять каждый кадр и выполнить, если потребуется, работу с ним. Длительная демонстрация утомляет учащихся, особенно дошкольников и младших школьников. Обычно по ее окончании изображение выключается и беседа по увиденному идет по памяти. Используется и прием повторного показа пособий. В этом случае сокращается время демонстрации и последующие объяснения дают сами учащиеся. При подготовке к уроку необходимо: 1. Определить место и время демонстрации экранного пособия. 2. Наметить места остановок для проведения беседы, опроса, самостоятельной работы и других видов работ. 3. Наметить и отобрать другие виды учебных средств для возможного комплексного использования. 4. Наметить места, где надо дать дополнительные объяснения в ходе демонстрации. 5. Определить содержание учебной работы в классе и дома, предшествующей демонстрации данного экранного пособия, в ходе демонстрации и после завершения. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: 1. Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. 2. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). 3. Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. 4. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. Современные информационные средства обучения. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. • С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. • Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону. • Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки). • Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере. • Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу. • Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой. • Электронные журналы и электронные дневники.Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Система предназначена для пользования в школах. Доступы к системе разделены на 2 модуля: административный (для директора, завуча и учителей) просмотровый (для родителей и учеников) Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют СО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. СО не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения. Использование средств обучения - органическая составная часть учебного процесса. Средства обучения должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и учащихся. Системность применения средств обучения. Эпизодическое использование средств обучения, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному курсу и распределение средств обучения по темам, т.е. создание системы включения средств обучения как составного элемента при изучении материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения средств обучения, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения средств обучения. Наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции. 4.Практическая часть Применение средств обучения на различных этапах урока 5.Рефлексия Тестовые задания 1. Сопоставьте виды средств обучения по характеру воздействия с конкретным средством 1.аудиальные 2.визуальные 3.аудиовизуальные 1. муляж 2. звукозапись 3. видеофильм 2. Сопоставьте виды средств обучения по происхождению с конкретными средствами: 1. натуральные средства 2. технические средства 3. символические средства 1. схема 2. коллекция камней 3. компьютер 3. Соотнесите виды средств обучения и основания для их классификации: 1. аудиальные, визуальные, аудиовизуальные 2. натуральные, символические, технические 3. материальные и идеальные 1. происхождение 2. характер воздействия на ученика 3. носители информации 6.Итог семинара Сегодняшний семинар мне хочется закончить притчей.(Видео материал) Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Все в наших руках, уважаемые коллеги. | |
Просмотров: 1180 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|