Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Паршута Юлия Михайловна, учитель - логопед I категории, КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного «Игровые приёмы в коррекции письменной речи младших школьников» Существенные проблемы при обучении письменной речи возникают у детей с различными нарушениями устной речи. Недостаточное восприятие и дифференциация фонем, вследствие фонетико-фонематического недоразвития создают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Бедность словаря и недостаточная дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предложений, отклонения от норм родного языка (нарушения согласования, управления, примыкания), присущие данной категории учащихся, приводят к затруднениям, как в понимании обращенной речи, так и в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Детям с дисграфией не рекомендуется предлагать упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. Важно, не предлагать детям исправлять ошибки, а научить их не делать их! Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чём-то. Далее представлены игровые приёмы, которые могут быть использованы для профилактики и коррекции нарушений письменной речи во время урока. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха. «Задуманное слово»: Детям предлагается отгадать задуманное слово, для этого надо выделить из каждого слова (на слух или по картинке) второй, третий, четвертый и т.д. звук. Например, выделить второй звук в словах: окно, мост, уши, указка, палец. В другом варианте игры слова для выделения звука предъявляют в порядке, нарушающем последовательность звуков в задуманном слове, «буквы в нем перепутались». Например: палец, уши, окно, указка, мост (ашкко = кошка). “Составь слово”: I вариант Детям предлагается составить из данного слова новое, путём добавления к нему одного звука. Словарный материал: РОТ - КРОТ; ОСЫ- РОСЫ; Оля- Коля. I вариант: Детям предлагается составить из данного слова новые, путём изменения в нём первого звука. Словарный материал: ДОМ- РОМ- КОМ- ЛОМ- СОМ- ТОМ; КОТ - РОТ-ТОТ. III вариант: Детям предлагается составить как можно больше слов из звуков данного слова: ТРАКТОР – РОТ – КОТ - ТОРТ - РАК- РОК – ТАК – РОТ – КТО - ТОК. Игры и упражнения на развитие восприятия образа буквы. «Буквографика»: 1 вариант: Детям предлагается «написать» в воздухе букву носиком, носком ноги; протоптать тропинку в виде какой-либо буквы; написать букву пальцем на песке, либо, окунув его в воду, на доске. 2 вариант: На спине, либо на ладони ребенка пальцем проводится контур буквы. Он должен отгадать букву. Контур буквы можно обозначить не сплошной линией, а точками. Игра сначала проводится индивидуально с каждым ребенком, затем дети для игры разбиваются на пары. «Найди меня»: Детям предъявляются карточки с наложенными изображениями букв. Нужно найти все спрятанные там буквы. «Конструктор»: 1 вариант: Дети складывают заданные буквы из спичек, картонных элементов, счетных палочек, выполняя задание: «Выложи из палочек букву П. Посчитай, сколько палочек тебе понадобилось». 2 вариант: Реконструирование букв: «Переставь палочку так, чтобы из буквы П получилась буква Н. А теперь из нее сделай букву И». Игры и упражнения на коррекцию ошибок на уровне слога. «Отгадай-ка»: Один ребенок выходит за дверь. Задача оставшихся в классе детей придумать как можно больше слов с заданным слогом. Затем водящий приглашается в класс, ему предъявляются слова, а он должен отгадать задуманный слог. «Паутина»: В паутине «запутались» буквы. Их можно спасти, составив из них как можно больше слогов. «Самый внимательный»: Дети пишут под диктовку слоги различной конструкции. Учитель следит как за правильностью написания, так в дальнейшем и за четкостью прочтения слогов. Затем предлагаются задания: - Среди ряда слогов нужно найти два одинаковых слога. - Какое слово спряталось среди слогов? "Пропущенные буквы": Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: С_лн_е_ о_ве_ает з_мл_. Ж_р_ат ру_ей_и. За_ел_не_а ро_а. М_ в_де_и г_а_а. Ве_ну в_тре_ай. Реб_ти_ки п_ве_ил_ с_воре_ни_и. По_сю_у _еб_чу_ п_и_ы. Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача. Весну встречай. Ребятишки повесили скворечники. Повсюду щебечут птицы. Упражнение "Корректурная правка": Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п /т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы и работать только с ним. Игры и упражнения на коррекцию ошибок на уровне слова. «Иностранные слова»: Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли» и задание в стихотворной форме: Даны слова вам странные, Почти как иностранные. На них вы посмотрите И переведите! (Дорога, мошка, лимон.) «Слово рассыпалось»: Детям предлагается задание в стихотворной форме: Слово рассыпалось, буквы смешались. Слоги и буквы совсем растерялись. Очень прошу вас, друзья, помогите, Буквы скорее на место верните! «Цветочек»: Детям предлагается подобрать к данному слову родственные. При этом на каждое придуманное слово на цветочке (картонная заготовка — стебель с листочком) закрепляют лепесток. Например: дом-домик-домишко-домище-домовой. Затем предлагается вспомнить эти родственные слова и записать их. «Полубуковка»: Детям предлагаются карточки: Предъявляется задание: Вот от слова что осталось - По полбуквы оторвалось. Слово вы восстановите, Правильно его прочтите! «Прибавь свое слово»: Задается определенная тема. По ней ребенок придумывает свое слово. Второй называет это слово и придумывает свое. Следующий должен повторить все слова, придуманные до него, и прибавить к цепочке слов свое. Когда все слова придуманы, идет работа с обобщающими понятиями. Продолжите ряд слов: заяц, лиса, медведь, олень,.... Назовите одним словом: заяц, лиса, медведь, олень — это.... Какое из этих слов лишнее: заяц, лиса, олень, медведь? Почему?». «Внимательные глазки»: Детям предъявляется запись на доске или на карточке фпфефсфнфяф. Задание: С этим, словом что-то сталось, Буква лишняя закралась. Эту букву отними, Слово ты освободи! (песня) “Полминутки на шутки”: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Закричал охотник «Ой, двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук, с длинными усами. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом. Мы собрали васильки, На голове у нас щенки. «Скажи и напиши слово наоборот»: Предлагается карточка с написанными на ней предложениями. Сначала нужно прочитать предложения, затем записать, заменив выделенные слова противоположными по смыслу (антонимами). Затем можно провести взаимопроверку с обсуждением правильности выполнения задания. 1). Иван стартовал последним, поэтому стал проигравшим. 2). Чтобы стать спортсменом, нельзя соблюдать режим и редко тренироваться. 3). У Ирины твёрдая подушка и холодное одеяло. 4). В самом конце зимы снег ещё чёрный и грязный. 5). Детям полезно смотреть телевизор, от этого улучшается зрение. 6). Тот, кто вечером делает зарядку, имеет слабое здоровье и часто простужается. «Перевёртыши»: Предлагается прочитать пословицы и поговорки справа налево, найти в них и выписать слова с противоположным значением. . йомиз угелет а, мотел инас ьвотоГ . ьтапс олам - ьтанз огонМ . молед лам ад, молет килеВ . мярп ад, недеб, вирк ад тагоБ Ключ: 1). летом-зимой; 2). много-мало; 3). велик-мал; 4). прям-крив, беден – богат. «Найди ошибку»: В каждой строчке спрятано название овоща. Предлагается найти и подчеркнуть его. сьлвкапуставроылщдк - капуста чвслюбаклажанылоаьт - баклажан чловьсмекгорохлвдыж - горох всперецвпрыиткодчса - перец пваспомидорзжыукве - помидор икартофельсваеупрмт - картофель члдымчдбичморковьр - морковь чвпеуогурецзжхлвдбс - огурец секлучеснокщзыжуке - чеснок влосщдвуредисчльу - редис Игры и упражнения для коррекции ошибок на уровне словосочетания. «Найди ошибку»: Детям предъявляется запись, в которой нужно найти ошибку: красный цветы, весёлая гости, белый платье, верная товарищи. «Найди пару»: Детям предъявляются записанные в два столбика слова: Новый-книги Новая-дом Новое-блузка Новые-платье Они должны соединить стрелками слова так, чтобы получились верные словосочетания. «Спросилкин». Учитель выступает в роли Спросилкина: детям необходимо подобрать как можно больше глаголов к данному слову. - Что можно сделать с картофелем? Сварить, помыть, съесть, выкопать посадить, запечь, отрезать, накрошить, нарисовать.) Игры и упражнения для коррекции ошибок на уровне предложения. «Скажи по-другому»: На доске записано предложение. Предлагается прочитать его с разной интонацией, называя соответствующий знак при письме. Стоит Егорка на пригорке. (.) Стоит Егорка на пригорке! (!) Стоит Егорка на пригорке? (?) «Волшебница-точка»: Детям предъявляется запись: «Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети». Они должны правильно расставить точки. (Тихо падают листья. Торопятся в школу дети.) «Склеенное предложение»: Детям предъявляется карточка: «Пастушокпотушилкостер». Им необходимо разрезать ее так, чтобы получились отдельные слова. «Что было сначала, а что потом?» I вариант: На доске записан текст с нарушенным порядком предложений. Предлагается восстановить порядок предложений. Грибы. Он рос у самой тропки. Под елкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алеши уже полная корзина. После дождя там много грибов. У меня большой белый гриб. II вариант: На карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложениями так, чтобы получился рассказ, отражающий последовательность событий. Грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. После дождя там много грибов. Под елкой во мху прятались белые грибы. Вот у Алеши уже полная корзина. У меня большой белый гриб. Он рос у самой тропки. «О чем рассказывает автор?»: Детям предъявляется задание: «Расставьте слова в предложениях в нужном порядке и узнайте, о чем хотел сказать автор». 1 вариант: (без нарушений согласования) Зима. Глубокий, землю,, снег ,покрыл. На, толстый, реках, лежит, лед. Одежду,теплую,и,на,улицу, побежали, дети, надели. В, играют, они, снежки. Не, страшен, и мороз, им. 2 вариант: (с нарушением согласования) Зима. Глубокий, земля, снег, покрыл. На, толстый, река, лежит, лед. Одежда, теплая, и, на, улица, побежали, дети, надели. В, играют, они, снежки. Не, страшен, и, мороз, им. Описанные игровые упражнения весьма эффективны. Они способствуют, как сокращению количества специфических ошибок, так и развитию операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка и усвоении им учебного материала. Уважаемые коллеги! Выражаю надежду, что вышеописанные приёмы будут вам полезны и помогут в работе с детьми по профилактике и коррекции нарушений письменной речи! Литература 1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 180 с. 2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с. 3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с. 4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. – 56 с. 5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 47 с. | |
Просмотров: 1196 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|