Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Начало пути молодого учителя: проблемы и способы борьбы с ними. Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает. Замечу, что в настоящее время профессия учителя теряет свою актуальность. Ее считают малооплачиваемой, неинтересной. Поступление в педагогический ВУЗ – это последний этап в списке выбора для многих абитуриентов, сейчас учиться на педагогов поступают те, кому дорога в другие учебные заведения закрыта. На мой взгляд, это совершенно неправильно, учителем невозможно «стать», им нужно «быть», тогда и реализовать себя будет гораздо проще. Государству следует обращать внимание на тех учеников, которые со школьной скамьи проявляют интерес к профессии учителя. Важно не только увидеть таких учеников и убедить их выбрать для поступления педагогический вуз, но и заставить остаться работать в школе. Одним из вариантов решения этой проблемы является обязательное распределение, которое в нашем государстве распространяется только на студентов, обучающихся по гранту. Если абитуриент изначально знает, что педвуз для него – это не только наиболее доступное высшее образование, но и непременно работа в школе, то, возможно, увеличится процент тех, кто пойдет учиться по призванию, кто, как говорится, «с детства мечтал быть учителем». Еще Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский говорили об идее непрерывного образования педагога, которая в настоящее время не утратила своей актуальности, а, наоборот, стала одним из важнейших факторов формирования педагогического мастерства и творчества. Для молодого учителя важно умение понимать себя, осознавать и умело использовать собственные резервы, грамотно определять перспективы самоопределения и самопродвижения, в профессиональных ситуациях использовать имеющиеся знания о себе как о личности педагога. Прежде всего, следует научиться владеть собой, правильно распределять время и усилия, постоянно заниматься самосовершенствованием и самообразованием. В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается со многими трудностями, которые учителю со стажем кажутся пустяками. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих учителя-новичка. Этих и многих других проблем легко избежать, если изучить нормативные документы, необходимые для работы, а также рассмотреть существующие по предмету методические пособия и рекомендации. Неоценимую помощь окажут и опытные коллеги, которые, также как и вы, начали свой путь «методом проб и ошибок». Главным помощником станет опытный наставник, которого закрепляют за каждым вновь прибывшим на работу молодым специалистом. Вопросы, с которыми следует обращаться к наставнику, должны быть серьезными. Сначала надо попытаться найти ответ самостоятельно, если собственными усилиями исчерпывающий ответ не найден, нужно обратиться за советом к более опытным коллегам. Существует еще одна проблема, которая может коснуться молодого учителя – конфликт с родителями учащихся. Молодой учитель для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей. Зачастую учителю бывает трудно сдержать напор родителей, желающих отслеживать каждый миг, который их дети проводят в школе, даже посещать уроки и организовывать дисциплину на них. Это совершенно неверно! Организацией дисциплины и работой с классным коллективом должен заниматься только классный руководитель. Не следует обращаться к кому-либо за советом или просьбой приструнить детей. Если учитель ищет помощи на стороне, он автоматически перестает быть авторитетом в глазах детей, в такой ситуации отношения коллектива и классного руководителя / учителя обречены на провал. Следует искать поддержки не от родителей, а от самих детей, которые в настоящее время, несмотря на всю критику, обрушивающуюся на них, остаются добрыми и милосердными. Именно тепло детских сердец будет стимулом к работе, благодаря которому все проблемы и трудности отойдут на второй план. Не все дети способны оказать такую поддержку. Сначала это будут учащиеся, увидевшие в учителе притягательные для них качества, затем присоединятся их друзья, товарищи и просто те, кто не способен остаться в стороне. Если классный руководитель приложит максимум усилий и грамотно распределит обязанности детей, то он сможет вовлечь в работу сразу всех членов классного коллектива. Хотелось бы поделиться с молодыми педагогами ценными советами, которые созданы по материалам различных сайтов и книг для молодого учителя: 1.Приходить в кабинет надо немного раньше звонка, убедиться, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Учитель должен входить в класс последним, добиваться, чтобы все учащиеся приветствовали его организованно. Следует осматривать класс, особенно - недисциплинированных ребят. Стараться показать учащимся красоту организованного начала урока, стремиться к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. 2. Страницу с Вашим предметом в классном журнале, можно приготовить на перемене, чтобы не тратить на это времени урока. 3.Начинать урок надо энергично. Следует избегать вопроса: "Кто не выполнил домашнее задание?" – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное, учащиеся должны выполнять домашнее задание регулярно. Вести урок надо так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Паузы, медлительность, безделье приводят к нарушению дисциплины. Следует чаще обращаться с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами. 4. Необходимо увлекать учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролировать темп урока, помогать слабым ученикам, то есть держать в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми учащимися, у которых неустойчивое внимание, и теми, кто часто отвлекается. Учитель должен предотвращать попытки нарушить дисциплину. 5.Мотивируя оценку знаний, надо придавать своим словам деловой, заинтересованный характер. Следует указать ученику, над чем ему надо поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 6.Заканчивать урок рекомендуется оценкой всего класса и отдельных учащихся, чтобы они получили удовлетворение от результатов своего труда. Следует замечать положительные стороны в работе недисциплинированных ребят, но не делать это слишком часто и за небольшие усилия. Необходимо удерживаться от излишних замечаний. 7. Урок надо завершать со звонком. Обязательно напомнить об обязанностях дежурного и попрощаться с учащимися. 8.При недисциплинированности учащихся лучше обходиться без помощи других. Потому что налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета – это потеря собственного. Лучше обратиться за поддержкой к классу. Таким образом, можно сказать, что молодому учителю тяжело привыкнуть к режиму школы, внедриться в работу, но если не терять времени зря, прилагать все усилия и стараться найти общий язык с учащимися, все обязательно получится. Список использованных источников 1. К вопросу о профессиональной компетенции педагогических и руководящих кадров.// Учительский журнал. М.- 2009.- № 3.- с. 70. 2.Развитие профессиональной культуры учителя. // Методист. М.- 2005.- № 2.- с. 48. 3.Профессиональная культура учителя и ее историко-педагогические основы.// Школьное образование. М. - № 2.- с. 105. 4.Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания. // Методист. М.- 2006.- № 2.- с. 32. 5.Заповеди молодого учителя.// Классный руководитель. М. - 2004.- № 4.- с. 71. 6.Как ускорить профессиональное становление учителя. Опыт работы с молодыми учителями.// Сельская школа. М. - 2002.- № 4.- с. 70. 7. Попова Л.А. Качество образования и воспитания: неиспользованные резервы.// Открытая школа. Алматы. - 2013. № 6. | |
Просмотров: 7085 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|