Главная » Статьи » Школа, как она есть |
«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, но если не видишь проблему, то она в тебе самом!» Древняя мудрость. Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле¬ниями. Но чаще обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - след¬ствие каких-то подспудных проблем. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получает двойки? Давайте рассмотрим возможные причины возникновения проблем в снижении успеваемости: 1 Причина - неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин: врождённые свойства, полученные ребёнком от родителей по наследству, психофизические возможности, обус¬ловленные слабостью нервной системы, особенностями темпе-рамента (медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, рассеянность и т.д.), что делает затруд¬нительным успешное и активное освоение школьного материа¬ла. 2 Причина - В ребёнке сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тре¬вожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей. Страх перед школой детям могут передать родите¬ли, если у них самих в детстве были проблемы в школе. 5 Причина - плохая успеваемость часто бывает следствием недостат¬ка силы воли. Порой подросток даже ругает себя за лень, сла¬бость характера, но толку от этого бывает немного (он только сни¬жает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругатель¬ные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бывает неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе. 6 Родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разреша¬ют не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному; отсутствие режима дня и нежелание трудиться. У ребёнка, жизнь - как Бог на душу положит: обед - когда захочется (да и не обед это, а - схва¬тил, что повкуснее и пожевал на ходу), просмотр телевизора - без оглядки на часы, уро¬ки - когда мама выйдет из себя. Бывает, такая расслабленность исходит от самой мамы (или от обоих родителей), которые тоже живут без какого-то распорядка: в выходные нежатся в постели едва ли не до обеда, в кухне - гора немытой посуды, домашние дела выполняются редко. Недаром говорят, что воспитание детей – это, прежде всего самовоспитание. Беза¬лаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет де¬тей, убивает усердие, вообще желание трудиться. 7 Причина: - ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа не¬брежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (на¬правленную к получению знаний) линию поведения? 8 Причина- Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. 9 Причина: превышение разумного порога строгости родителей по отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учеб¬ных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая, без разбору, родительская реакция на пло¬хую отметку переключает внимание и эмоции отпрыска с огорче¬ния по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родите¬лей злосчастную двойку? 10 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложился культ знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное вре¬мя проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет тра¬диции, непременно получить образование, там и у ребёнка не фор¬мируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия. Известный педагог-новатор М. Щетинин говорил: «Мы ставим целью не столько обучить ученика, но поставить его в позицию активного созидателя себя и других... Ученику невозможно не дышать перспективой» Корниец А. А. учитель начальных классов ГУ «СОШ № 13» Г. Павлодара. | |
Просмотров: 792 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|