Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Артеменко Светлана Рихсиваевна. КГУ «Казахстанско – Российская гимназия» акимата г. Усть - Каменогорска УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет это. А.Гин Одним из приоритетных направлений школьной образовательной политики по предмету физическая культура является содействие всестороннему и гармоническому развитию личности школьника, сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание нравственных и волевых качеств. Поэтому в преподавании предмета физическая культура, важно акцентировать внимание не только на освоение двигательных навыков, но и дать установку учащимся на всестороннее развитие личности, слагаемыми которого является крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и умения в области физической культуры. Одной из центральных проблем теории практики (методики) воспитания детей является изучение физического развития и двигательной подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. От уровня физических способностей зависят успешная трудовая деятельность, состояние здоровья и работоспособность, достижения в большом спорте. Физическое развитие подчинено объективным биологическим закономерностям. Наиболее важным из этих законов является закон единства развития организма и среды. Применительно к школьникам следует учитывать условия учебы, труда и самостоятельной работы, организации досуга. Все это сказывается на физическом развитии детей. Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребенка. Эти задатки передаются по наследству, поэтому высоких спортивных результатов может достичь не каждый ученик. Но, каждый занимающийся может хорошо развить себя физически при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий. В педагогической науке термин «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности личности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей [1]. Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. В теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины "физические" или "двигательные" способности [1]. Доктор педагогических наук В.И. Лях [2] в своих трудах отмечает, что у разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами различны. Поэтому, в современной литературе, используют термин не "физические качества", а "физические (двигательные) способности": силовые, скоростные, координационные. Понятие "физические способности" точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты у каждого индивидуума. Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств. Сейчас важно напомнить: физическое воспитание существует для того, чтобы обучить детей двигательным действиям и воспитать у них физические качества. Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, недостаточной изученностью вопросов, касающихся проблем физического развития и двигательной подготовленности обучающихся. Цель поисковой темы: - показать сущность, типы и факторы развития способностей учащихся, дать общую характеристику формирования физических способностей учащихся и проанализировать средства и методы развития физических способностей учащихся на уроках физкультуры и во внеклассной работе в общеобразовательном учебном заведении. Процесс реализации поисковой темы предусматривает решение следующих задач: - поиск и апробация методов проведения уроков, способствующих формированию у школьников высоких моральных, волевых и физических качеств; - внедрение такой плотности уроков, которая бы сохраняла и укрепляла здоровье учащихся, содействовала правильному формированию и всестороннему развитию организма, - поиск приемов, вырабатывающих у учащихся потребность к повседневным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ литературных данных. Изучалась литература по развитию физических способностей школьников. 2. Физическое тестирование. В ходе тестирования определялись двигательная подготовленность и физическое развитие учащихся 5-6 классов КГУ «Казахстанско-Российская гимназия». 3. Методы математической статистики. Для достижения поставленной цели исследования изучена и усовершенствована структура организации двигательной деятельности учащихся средних классов гимназии, влияние допустимых физических нагрузок в целях повышения тренированности школьников. Объектом исследования явилась система физической подготовки учащихся 5- 6 классов. Предметом исследования явилось определение и сравнение уровня двигательной подготовленности и физического развития детей 11- 12 лет. Гипотеза исследования: предполагалось, что изучение динамики двигательной подготовленности и физического развития в процессе обучения учащихся 5-6 классов позволит улучшить процесс физического воспитания. Исследования показывают, что на уровень развития физических способностей значительное воздействие оказывают биологические, индивидуальные особенности человека и это во многом определяет успех в трудовой и спортивной деятельности. Собственные педагогические наблюдения позволили сделать следующие выводы относительно возрастного развития физических способностей: - развитие физических способностей у детей происходит разновременно; - величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек; - у большинства детей среднего школьного возраста показатели физических способностей различны по своему уровню; - урок, проводимый одними и теми же методами, при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке дает различный эффект, более высокий в период естественного увеличения темпа развития той или иной физической способности; - разносторонняя физическая подготовка с преимущественным воздействием на физические способности, находящиеся в стадии ускоренного возрастного развития, приводит к существенным сдвигам в развитии этих способностей. Так, для мышечной силы наибольшие темпы прироста характерны в 13-15 лет. Школьники 11 -12 лет обладают низкими показателями мышечной силы. Силовые, в особенности статистические, упражнения вызывают у них быстрое развитие охранительного торможения. Таким образом, возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на уроках физической культуры. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно -силовым упражнениям. Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно -силовых упражнений, пробеганием коротких (50—60м) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега. Важнейшим физическим качеством человека является выносливость. Общая выносливость - это способность выполнять относительно длительное время любую мышечную работу. На уроках физкультуры для 11-12 - летних школьников с успехом использую темповый бег на 300-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег продолжительностью до 2 мин. для мальчиков и 1,5 мин. для девочек. Этот возраст является благоприятным для развития выносливости. Среди физических способностей человека важную роль играет подвижность в суставах, или гибкость, под которой понимают способность выполнять движения с большой амплитудой. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Однако повышение гибкости в этом возрасте не должно превращаться в самоцель. Педагог всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в организме, способствовать плоскостопию, нарушениям в формировании некоторых двигательных навыков. Совершенствование гибкости в подростковом возрасте происходит во время занятий специальными упражнениями: на уроках внедряю парные растяжки, упражнения с полной амплитудой, на растягивание различных групп мышц. Особое положение среди физических способностей занимает – ловкость. Ловкость - это способность быстро наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно. Это как бы высшая ступень способности координировать свои движения. Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действий в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей. [4]. Например: охотники и утки, пионербол, ястреб наседка и цыплята, пятнашки в парах. Для оценки фактического уровня двигательной подготовленности как одного из важнейших компонентов сформированности физической культуры учащихся обычно использую показатели, характеризующие развитие двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость). Они могут оцениваться совершенно определенным набором контрольных упражнений, соответствующим основным требованиям стандартизации измерений. В структуру нашего исследования включено 6 контрольных испытаний. Критерием оценки физической подготовленности учащихся является сравнительный анализ показателей выполнения тестов. Мною регистрировались и анализировались следующие показатели: - скоростные способности - бег на 30 м; - координационные способности - челночный бег 3 х 10 м; - скоростно- силовые способности – прыжок в длину с места; - аэробная возможность организма - 6 мин. бег на выносливость - динамическая сила мышц верхних конечностей - юноши - подтягивание на высокой перекладине (максимальное количество раз) девушки - подтягивание на низкой перекладине (максимальное количество раз) - определение уровня гибкости – наклон туловища вперед. В эксперименте принимали участие 19 испытуемых в 5 классе и затем те же учащиеся в 6 классе. Сравнительный анализ результатов показывает, что наблюдаются позитивные сдвиги в развитии таких физические качества, как быстрота, сила, выносливость и гибкость. Отмечается положительный результат в следующих областях: - активизация двигательной активности учащихся по средствам современных образовательных технологий обучения и воспитания; - повысился интерес учащихся к предмету физическая культура, - повышения качества знаний умений и навыков по предмету физическая культура. В перспективе необходимо акцентировать усилия на решение следующих задач: - привлечение учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом; - индивидуальная работа с учащимися, отстающими по различным разделам программы во внеурочное время, - повышение эффективности процесса физического воспитания учащихся средних классов с помощью занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся. ЛИТЕРАТУРА 1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990 2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М., Просвещение, 1996. 3. Платонова К.В. Психология. М., Просвещение, 2002. Источник: http://1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990 2. Лях В.И. Тесты в физическом воспита | |
Просмотров: 2729 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|