Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Игры на уроках физики
Игры на уроках физики

Я уделяю большое внимание играм на уроках, так как считаю, что это должно быть неотъемлемой частью методики преподавания. Игры на уроках мне помогают вовлечь учащихся, которые не испытывают особого интереса к предмету, а также тех учащихся, которые стеснительные, замкнутые. Во время игр они раскрываются совершенно с другой стороны.
Педагогика внесла большой вклад в разработку проблемы игры и признала настоятельной необходимостью использование игр на уроках и занятиях кружка.
С.А. Шмаков очень образно выражает значение игры, называя ее восьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все… А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры… Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».
Игра, учение, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение.
Для учителя игра является средством изучения детей. К.Д. Ушинский писал: «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если устранили бы учительскую семинарию, то сделали бы там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».
Утверждение некоторых педагогов и психологов, что игровая деятельность для школьников – пройденный этап, неправильно. Дидактические игры могут и должны быть использованы на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.
Дидактические игры по содержанию и методике их проведения разрабатываются учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы, учитывая значение игры, найти ей надлежащее место на уроке.
Дидактические игры, применяемые на уроках или на занятиях кружков, должны быть очень разнообразными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения.
Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, выделяют 4 типа игр.
1.Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала.
Примеры таких игр – «Суд над физическими понятиями», «Защита темы».
2. Игры – соревнования, Связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть индивидуальные и коллективные победители (команда, звено). Это эстафеты на знание формул, единиц измерения и др.
3. Игры, направленные на выполнение занимательного задания, например, начертить на доске горизонтальную прямую с помощью сообщающихся сосудов, опустить яйцо в бутылку и т.д.
Сюда же относятся сюжетные «магнитные игры: «Физика за чайным столом», «Физика на рыбной ловле».
4. Игры с раздаточным материалом: лото, «квартеты» и др.
Место игры на уроке физики может быть различным.
1. При опросе учащихся. С целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания можно провести такую игру.
Вызванного к доске ученика просят выйти за дверь. Учитель называет какое-либо положение теории или закон, например: между молекулами различных тел существуют промежутки. В течении 1-2 минут ученики придумывают примеры, подтверждающие это положение. Затем в класс приглашают ученика и для него приводят эти примеры. Задача ученика – обобщить эти примеры, т.е. отгадать физический закон, положенный в их основу, и привести доказательства в пользу своего ответа.
Такая игра дает хорошие результаты при изучении основных положений МКТ, различных видов механического движения, условий плавания тел, видов теплопередач и т.д. При опросе могут быть использованы и другие игры, составленные учащимися, например «Физическая викторина».
2. При закреплении знаний можно использовать игру «Третий лишний». Учитель раздает ученикам «физические комплексы», заготовленные по отдельным темам, например по темам «Простые механизмы», «Теплопередача», «Изменение агрегатного состояния». На каждой из карт три рисунка, изображающие различные физические явления, приборы или установки. Два явления из трех логически связаны; третий рисунок изображает явление, непосредственно не связанное с предыдущими. Так, на одной из карт можно изобразить два рисунка, отражающие демонстрацию явления теплопроводности, а третий рисунок, иллюстрирующий явление конвекции.
Тому, кто первым определит «лишний» рисунок и правильно объяснит установленную закономерность, засчитываются очки.
Эта игра развивает умение устанавливать логическую связь между отдельными фактами, выделять из ряда явлений то, которое характеризуется отличительными от других физическими законами. Неоднократное использование подобных игр приводит не к простому заучиванию материала учебника, а к выработке у учащихся умения анализировать факты и логически мыслить, обосновывать выдвигаемые положения.
3. В процессе повторения пройденного. Ряд игр, преследующих эту цель, может составляться на одном и том же фактическом материале. Одни и те же физические явления, законы, понятия, формулы, встречаясь ученику в двух-трех играх, заставляют его вспоминать, сравнивать, устанавливать сходство и различие и тем самым способствуют активному, а не механическому закреплению знаний.
Примеры игр.
Знаешь ли ты физические приборы? Играющим раздают поровну карточки с характеристиками приборов. В «котле» -30-40 чистых фишек. По жребию определяют, кто первым будет зачитывать вслух характеристику прибора. Сидящий слева от него должен дать ответ. Если ответ правильный, игрок берет фишку из котла и сам зачитывает характеристику следующего прибора. Если ответ неверный, отвечает следующий игрок. Выигрывает игрок набравший большее число фишек.
Лото. Большой интерес у учащихся вызывает игра, построенная по принципу парных картинок (лото).
На каждую парту раздают карты с четырьмя рисунками, изображающими физическое явление, рисунок опыта. Схему, физический прибор и т.д.
Перемешивают маленькие карточки, на которых написаны названия к рисункам. Учитель выбирает одну маленькую карточку и громко читает название физического явления. Играющий, у которого на большой карте есть соответствующий рисунок. Должен ответить ему формулировкой закона и объяснить рисунок. Если учитель называет закон, то играющий отвечает названием явления или соотношения между величинами и т.д.
При правильном ответе маленькая карточка закрывает большую. При неправильном – карточку забирают. Выигрывает тот, у кого не останется незакрытых полей на большой карте.
Тематические викторины. На доске вывешивают большой плакат с формулами какой-нибудь темы. Для игры изготавливают 15 рисунков различных физических явлений.
Цель игры: указать для данного рисунка формулу, позволяющую рассчитать изображенное на нем действие.
Ход игры: учитель вывешивает на доску по очереди три рисунка. Учащиеся должны рассказать содержание рисунка. Составить задачу по рисунку. Выбрать формулу для решения и по возможности решить задачу.
Очень эффективно использовать на уроке при повторении главы игру «ЛОТО». В этой игре участвует весь класс и каждый может проверить свои знания.
Ниже приводится пример разрезного лото по теме «Электрические схемы»
4. При выполнении домашнего задания. Важнейшей задачей учителя является поддержание у учащихся интереса к предмету не только во время урока, но и при выполнении домашних работ. Главным условием достижения этой цели является разнообразие домашних заданий.
Одной из форм выполнения д/з может быть подбор материала для различных физических игр. Самыми распространенными из них стали кроссворды, чайнворды, головоломки. За правильно составленный кроссворд или чайнворд учитель выставляет оценки, а лучшие из них предлагает для проигрывания всему классу. Здесь же проверяется правильность составленных игр.
Самостоятельное составление игр заставляет даже сильных учеников неоднократно обращаться к учебнику.
Подобные д/з дают возможность учителю соединить в единый процесс закрепление нового материала и повторение пройденных ранее тем.
По мере того как игры все чаще используются на уроках, учитель может отойти от роли ведущего, уступая ее хорошо успевающим ученикам.
Учитель всегда должен помнить о большом воспитательном значении игр. Под его руководством в играх воспитывается дисциплинированность учащихся. Самоконтроль, ответственное отношение к делу, к четкому соблюдению установленных правил.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: schkoda (2014-04-08) | Автор: Елена E
Просмотров: 1475 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 8:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru