Главная » Статьи » Школа, как она есть |
КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Серия «Методические рекомендации» Компетентностно - ориентированные задания по познанию мира. с. Шокай-2013 год Пояснительная записка. Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности - одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию. Правильная ее организация позволяет учащимся проникнуть в суть изучаемого материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать полученные знания как средство дальнейшего познания. Цель организации познавательной деятельности учащихся - овладение знаниями и способами их добывания, т.е. ученик должен усвоить и содержание изучаемого предмета, и содержание деятельности. Одной из основных задач, связанных с процессом организации целесооообразной деятельности учащихся, является конструирование и использования средств, с помощью которых можно осуществлять руководство этой деятельностью. Данный учебно - методический комплект (УМК) способствует решению этой задачи: предлагаются различные задания для организации познавательной деятельности учащихся при изучении теоретических вопросов по познанию мира. Содержащиеся КОЗ различны по форме: это задания – вопросы и задания-утверждения; листы рассказов и задания – рисунки. Такое разнообразие заданий позволяет, с одной стороны, реализовать соответствие между особенностями изучаемого материала и формами, приемами, средствами организации познавательной деятельности и, с другой – поддерживать познавательные интересы учащихся к изучению предмета. Задания различаются как по характеру познавательной деятельности (от репродуктивной до исследовательской), так и по способу ее осуществления (логические, экспериментальные). Это позволяет организовать учебную работу с учетом познавательных способностей учащихся и обеспечить их постепенное развитие. Предлагаемые задания помогут учителю в планировании и организации познавательной деятельности учащихся на уроке познания мира, способствуют развитию у них монологической речи, а также умения осуществлять самоконтроль и самооценку. КОЗ – это компетентностно - ориентированное задание, 1.То есть, это способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и развитию трех ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем. Большое внимание именно коммуникативной компетентности связано с социализацией личности через развитие коммуникативных умений и навыков. 2. Коммуникативная компетентность имеет следующие аспекты: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог и продуктивная групповая коммуникация. 3. Каждый аспект мы можем формировать на трех уровнях: первом, втором и третьем (это и есть требования к деятельности учащегося). Структура компетентностно-ориентированного задания (КОЗ): 1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой). 2. Формулировка задания • Текст задания должен начинаться с глагола • В тексте задания указано ЧТО делать, и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня) 3. Информация, необходимая для решения данной задачи 4. Форма представления результатов выполнения КОЗ (задает структуру предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания) Примеры: 1. Введение в проблему – после изучения учащимися трех источников о вреде наркотиков, они смогут… : 1. перечислить не менее 5 …; 2. указать в полученном списке веществ те из них, которые…; 3. суммировать в письменной форме свое отношение к …; К концу изучения темы, учащиеся смогут …: 1. указать в предложенных текстах не менее 7 …; 2. привести не менее 3 примеров (аргументов)…; 3. создать стихотворное произведение с использованием не менее 2х выразительных средств. 2. Формулировка задания – что именно сможет сделать обучаемый (исполнение) – глаголы для постановки целей: варьировать, видоизменить, модифицировать, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), ответить, поблагодарить и т.д. – то есть, здесь идет цель: что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным). Их должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что нужно учителю. Под цели ставим задачи ( это что должен сделать учитель, чтобы ребенок стал компетентным) - организовать работу по…; ввести понятие …; организовать исследование, деятельность…. 3. Информация, необходимая для решения задачи – то есть, при каких условиях ребенок сможет это выполнить (например, учащимся дан текст о…, в полученном списке…, изучив три стихотворения, пользуясь словарем, книгой, таблицей и т.д.) 4. Форма представления результатов – (критерии) – конкретно что, сколько и как должен ребенок указать, в какой форме) Результат прописывается с позиции компетентностей, то есть, не буклет, альбом, брошюра, текст и др., а развитие какого навыка происходит. КОМПЕТЕНЦИЯ – ЭТО ЛИЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РЕШАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ КЛАСС ЗАДАЧ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ. Проектируя учебное занятие (УЗ), учитель должен ставить вопрос: над развитием каких компетенций я буду работать? Например, буду развивать коммуникативную компетенцию (письменную коммуникацию) на 2 уровне. После чего ставит цели на занятие: письменно оформить … (это все берется из таблицы требований к деятельности учащегося). После этого ставит задачи (этапы достижения цели). Далее прописывает планируемый результат (он должен совпасть с целями) с позиции компетенций. После этого уже формулируется само задание (КОЗ). Оценивание результатов КОЗ: используется 3 варианта: 1. Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать; соотнести картинки с текстами; верно - неверно и др.). Ключ – это чаще всего для первого уровня. Ключ – это четко зафиксированный правильный ответ. 2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл). 3. Критерии оценивания (за что и в каких пределах дать баллы, разрабатываются вместе с УЗ, например, эссе, то есть, творческая работа с личным рассуждением. Нужно как можно четче прописывать критерии. Задание 1. Прочитайте текст “Три состояния воды» и ответьте на вопросы. 1.Какой вывод делает автор о состоянии воды в природе? 2. С помощью каких аргументов автор обосновывает свой вывод? Вывод:__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Аргументы: 1.________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Три состояния воды. А ты знаешь, что вода - великая путешественница? Она не любит сидеть на месте. Пожалуй, в чем-то она похожа на Мери Поппинс, героиню известной сказки, которая улетела и прилетела, как только менялся ветер. Так и вода. Стоит измениться температуре воздуха. Как вода спешит отправиться в путь. Но, отправляясь в путешествие, вода меняет свой облик: превращается то в пар, то в снег, то в лед. Это значит, что вода может переходить в разные состояния: жидкое, газообразное, твердое. В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому вода течет, куда захочет. Она занимает любой сосуд или углубление. Поэтому после дождя на асфальте и на земле появляются лужи. Возьми три сосуда различной формы. Наливай воду то в один, то в другой, то в третий. Каждый раз вода будет принимать разную форму. В твердое состояние вода переходит, когда замерзает и превращается в лед или снег. Именно этой замерзшей воды ты так ждешь зимой. Но как только лед или снег тает, порядок молекул нарушается, и вода снова становится жидкой. В газообразное состояние вода превращается, когда ее нагревают. В таком состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому он быстро разлетается по комнате. Пар кажется легким, но он умеет быть сильным. Его сила раньше заставляла двигаться паровозы и пароходы. Со всеми этими состояниями воды ты встречаешься круглый год, когда выпадают осадки: туман, роса, иней, дождь, град, снег. Модельный ответ. Вывод: вода в природе находится в трех состояниях. Аргументы: 1. В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко. 2. В твердое состояние вода переходит, когда замерзает и превращается в лед или снег. 3. В газообразное состояние вода превращается, когда ее нагревают. Оценивание. Вывод—3 балла 1 аргумент-2 балла 2 аргумента- 4 балла 3 аргумента -6 баллов Максимальный –9 баллов Задание 2. Прочитайте текст. Запиши в таблицу признаки сосны и ели. Сосна и ель – самые распространенные хвойные деревья. Ель и сосна – настоящие лесные красавицы, статные и высокие. Крона у сосны округлая, иногда даже зонтиковидная, а у ели крона островерхая. Сосна может вырасти до 20-40 метров и прожить до 600 лет, ель достигает в высоту 30-35 метров и живет 150-300 лет. У сосны и ели узкие, жесткие листочки. Такие листья называются хвоей. Длинные хвоинки сосны собраны по две, три, а иногда по пять, а еловые - короткие отделенные друг от друга, одиночные. В шишках, которые так их украшают, ель и сосна прячут семена. У сосны и ели разные характеры. Сосна любит свет, а ель- тень. Корни у сосны очень большие и сильные, поэтому она может расти на любой почве. Корни у ели растут не в глубь, а вширь, поэтому для ели нужна влажная, богатая питательными веществами почва. Воздух в хвойном лесу всегда чистый, потому что запах сосны убивает микробов. Из смолы и хвои сосны люди делают лекарства, мебель, добывают скипидар, смолу, деготь. Из ели делают бумагу, пластмассу искусственный шелк, музыкальные инструменты, кинопленку. Признаки сосна ель Потребность в свете Срок жизни Крона Особенности хвои Использование Модельный ответ Признаки сосна ель Потребность в свете светолюбивая теневыносливая Срок жизни До 600 лет 150-300 лет Крона округлая, зонтиковидная островерхая Особенности хвои Длинные хвоинки сосны собраны по две, три, а иногда по пять. У ели хвоинки короткие отделены друг от друга, одиночные Использование смолы и хвои сосны люди делают лекарства, мебель, добывают скипидар, смолу, деготь бумагу, пластмассу искусственный шелк, музыкальные инструменты, кинопленку. Оценивание: За каждый правильный ответ- 0,5 баллов Максимальный балл-5 баллов Задание 3 Заполни на основе наблюдений таблицу, отражающую состояние воздушной оболочки вашего края. Сделай вывод об экологическом состоянии воздуха. Подумай и запиши, какие мероприятия нужно провести, чтобы улучшить имеющуюся ситуацию. Что загрязняет воздух Способствует очищению воздуха Модельный ответ Что загрязняет воздух Способствует очищению воздуха Естественные - вулканы ,пожары Установка очистительных сооружений Искусственные - фабрики, заводы, транспорт Посадка зеленых насаждений Размещение заводов за городом Оценивание: За каждый правильный ответ- 1 балл Максимальный балл– 5 баллов Задание 4 Объясните, почему поверхность Луны нагревается до + 100-170 градусов и остывает до 200 градусов, а наша планета – нет? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Модельный ответ Земля окружена воздушной оболочкой, которая защищает от перегревания и переохлаждения Землю. У Луны атмосферы нет, поэтому поверхность Луны так нагревается и остывает. Оценивание: Максимальный балл-7 баллов Задание 5 Прочитай стихотворение Г.Остера «Вредные советы». Попробуй составить аналогичные по смыслу советы к теме «Береги дыхательную систему». Модельный ответ (варианты ответов) «Если ты кашляешь, пригласи гостей и Старательно покашляй на них, не жадничай и поделись микробами. Тогда не тебе одному придется скучать и сидеть дома». «Если тебе утром не хочется делать зарядку, не вставай рано, лежи до последнего. И тогда тебе придется бежать в школу, чтобы не опоздать. Сделаешь два полезных дела: и поспишь, и спортом позанимаешься». Оценивание: Максимальный балл- 10 баллов Задание 6. Просмотрите слайды №15-№16 и заполните таблицу. Каковы на ваш взгляд существуют причины, по которым разрушается почва. Какие необходимы меры по их преодолению. Причины разрушения почвы Охрана почвы Модельный ответ Причины разрушения почвы Охрана почвы Вода Посадка кустарников и деревьев Ветер Распашка земли поперек склонов Строительство Снегозадержание на полях Добыча полезных ископаемых Вспашка, щиты Перегной и минеральные удобрения Оценивание. За каждый правильный ответ-1 балл Максимальный балл-9 баллов | |
Просмотров: 934 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|