Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Тип урока: урок- практикум (закрепление) Цель урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». Задачи урока: 1.повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через интерактивные методы обучения 2.систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них» 3.развивать познавательную активность учащихся 4. формировать орфографическую зоркость учащихся 5.воспитывать любовь и бережное отношение к природе Оборудование: -интерактивная доска -презентация -книги -тетради -тесты -портрет К.Паустовского - высказывание К.Паустовского Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой. Педагогические технологии: - личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); -ИКТ - технология (презентация). Ожидаемый результат: -знать что такое однородные члены, обобщающие слова; -уметь находить однородные члены, ; ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.) -повышение активности учащихся на уроках; -улучшение результатов обучения; -использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности. 1.Орг.момент Здравствуйте, ребята, садитесь. 2.Психологический настрой У нас сегодня урок необычный, на нашем уроке присутствует много гостей. Выйдите, пожалуйста, возьмитесь за руки, пожелайте друг другу удачи, скажите: «Біз бәріміз біргеміз!», «Мы все вместе!», «We are all together!». - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. На доске запись: Однородные члены предложения 3 слайд Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке, Конечно, однородными. На доске портрет К.Паустовского и эпиграф: Чем больше знаешь, тем интереснее жить… К.Г. Паустовский 3.Сообщение темы и цели -Тема нашего урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». -Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? (Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены. Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.) -Откройте тетради и запишите число, тему урока, классная работа. 4. Проверка домашнего задания: «Повторяем то, что знали, вспоминаем, что забыли». «Мозговой штурм» 4, 5 слайд - Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения) - Чем соединяются очп? (соединительными союзами, разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления) слабый повторяет - Каким членом предложения является обобщающее слово?(тем же ч.п. что и однородные) слабый повторяет -Какие слова используются в роли обобщающих слов?( 1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто, ничто, никогда, нигде - Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова? ; слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;3)цельные словосочетания и фразеологизмы - Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами при однородных членах? ( Тире, двоеточие) слабый повторяет - Когда ставится двоеточие? (Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов предложения) - А если после обобщающих слов перед однородными членами есть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР? (Перед такими союзами и словом например ставится запятая, а после него -двоеточие) - Когда ставится тире при обобщающих словах? (Если обобщающее слово стоит после однородных членов) слабый повторяет - А когда ставим двоеточие и тире? (Если обобщающее слово стоит пред однородными членами, а после них предложение продолжается). А теперь давайте прокомментируем все эти правила в стихах 1.1.Обобщающее слово? Ставьте двоеточие. А потом перечисляйте и все прочее. Здесь у нас примеры есть. Их советуем прочесть. Все тут свежестью дышало: и деревья, и цветы. {0:и 0, и 0} Картина всюду открывалась необычайной красоты: { 0: 0 , 0 } В лесу, прохладном и густом, На берегу, почти пустом. 1.2.Если, что-то перечислив, Вы решили обобщить, То советуем, помыслив, Вам тире не позабыть. Здесь у нас примеры есть. Их советуем прочесть. И море, и небо, и белый песок – все радует глаз и тревожит.{и 0, и 0, и 0 – 0.} Ни песня, ни память, ни встреча – ничто вернуть мне покоя не может.{Ни 0, ни 0, ни 0 – 0.} 3.3 Обобщающее слово и перечисление, Может быть, не завершают наше предложение. Мы тогда тире поставим и свою продолжим речь, Постаравшись нашу запись от ошибок уберечь. Здесь у нас примеры есть. Их советуем прочесть. Все: цветы, трава, деревья – свежестью дышало. {0: 0, 0, 0 - …..} Все: лапша, варенье, каша – с печки убежало. Встретив однородные члены в предложении, Мы всегда им выразим наше уважение 4.4 Если после обобщающего слова, стоящего перед однородными членами, может быть союз (как-то, а именно) или слово например, предупреждающее о перечислении, то перед таким союзом или словом ставится запятая, а после него - двоеточие. Друг мой был человек замечательный, а именно: умный, добрый, чуткий. { 0 , а именно: 0,0,0 } 6 слайд 5.Синтаксическая пятиминутка с творческим заданием 7 слайд - Посмотрите на экран, на котором записан алгоритм выполнения задания. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия; дальше под цифрами даны ваши действия. -Продолжите полученное предложение однородными членами к обобщающему слову. -Составьте схему к данному предложению. ( 1 из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места. (в лесу) 2)добавить сказуемое из предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. (поражает) 3)добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (всё) В лесу поражает всё:…(трава, деревья, птицы){0: 0,0,0 }(повест, невосклиц, простое, двусоставн, распрост, осложнено очп с обощающим словом ) (всё-определительное местоимение) 6. В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы. 8 слайд Перестройте данное предложение в соответствии с правилами, о которых мы вспоминали в начале нашего урока. В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы. Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах. Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах. Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы. 7. Схематический диктант 9 слайд В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.) { 0: и0,и0,и0,и0 } Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. { 0, 0,0 -0 } Все народы Казахстана: и казахи, и русские, и уйгуры, и татары – хотят мира в своём государстве. { 0: и0,и0,и0,и0 - …..} Учащиеся объясняют постановку знаков препинания. 8. Работа с учебником упр. 274 (І часть) с.131 10 слайд 9. Укажите номера предложений, в которых неверно поставлены знаки препинания. 11 слайд 1) В лесах, на горах, у морей и у рек, повсюду мы братьев найдём. 2) Всё кругом внезапно побагровело: деревья, травы, и земля. 3) Хозяйки спрашивали о ценах на разные овощи, а именно: капусту, морковь, свеклу, картошку. ВЕРНО: 1) В лесах, на горах, у морей и у рек – повсюду мы братьев найдём. 12 слайд 2) Всё кругом внезапно побагровело: деревья, травы и земля. 3) Хозяйки спрашивали о ценах на разные овощи, а именно: капусту, морковь, свеклу, картошку. 10. Самостоятельная работа 13 слайд Поставьте знаки препинания и объясните их. И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья. И кажется, вздохнула вся земля: дома и люди, рощи и поля{0:0и0,0и0} Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие сучья. {или0, или 0, или0,или0} 11. Работа по тестам. Обведите номера правильных ответов 13 слайд 1. Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении: 1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги. 2) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .( М. Горький)+ 3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (А. Чехов) 2. Пропущено тире в предложении: 1) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей все казалось значительным.+ ( К. Паустовский) 2) Все было ледяным: топор, котелок, ветки 3) Все путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги.( А. Пушкин) 3. Пунктуационная ошибка допущена в предложении: 1) Все остальное: чай, сахар, соль, крупу и консервы мы имели в достаточном количестве.(надо - )+ 2) Утесы, и море, и горы, и берег - все это приняло общую окраску. 3) Изредка попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие. ( В. Арсеньев) 4) Вставьте подходящее обобщающее слово: Нектар свободно собирают….: мухи и жуки. 1) все 2) насекомые + 3) цветы - На какую тему больше всего подобрано предложений? (на тему природы) - А какая проблема в мире является приоритетной и связана с природой? (проблема экологии, охрана окружающей среды) Да, эта проблема не только нашего государства, эта проблема мировая. - Посмотрите на доску, что вы можете сказать мне об этом слове? 14 слайд Экология (существ., ж.р., ед.ч., 1 скл., неодушев., нарицат., ударение падает на 3 слог, это слово с проверяемой безуд. гасн о, проверочное слово – эколог, лексическое значение 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоема, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды). Э. культуры (перец.). 1 прил. экологическкй, -ая, -ое. Эколош-чесхие разыскания. Экологическая этика. Экологическое состояние леса, почвы. Экологически (нареч.) чистый воздух. Экологически (парен.) чистые продукты. ( словарь Ожегов) Эпиграфом к нашему уроку являлись слова известного писателя Константина Паустовского, и не случайно. О Паустовском часто говорят как о несравненном мастере пейзажа, и это действительно так. Природа у Паустовского не фон действия, как это в основном бывает у писателей, а источник характеров, а сам человек – это часть природы, познающая себя через нее. Метким кажется высказывание : И сам я был не детище природы, Но мысль ее! Но зыбкий ум ее! Присутствие человека одушевляет природу, придавая ей жизнь; в ином случае она не может быть ни прекрасной, ни безобразной, ее просто не может существовать. Природа обязательно соответствует душевному состоянию человека, и "нельзя…отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни". Подведение итогов. Оценки.Как бы вы себя оценили? Сегодня на уроке мы все хорошо поработали, повторили понятия : обобщающие слова, однородные члены.Повторили знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами. -Ваши оценки за урок Рефлексия 15 слайд -Понравился ли вам урок? - В чём испытывали трудность? Откройте дневники и запишите домашнее задание 16 слайд Составьте 6 предложений с обобщающими словами при однородных членах, произвести синтаксический разбор одного предложения, составьте схемы. 17 слайд В завершении исполняем песню «Как здорово…» | |
Просмотров: 4637 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|