Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Научить мыслить критически
Залетова Галина Николаевна
учитель начальных классов высшей категории
КГУ «Средняя школа №17 акимата города Рудного»
В наше время, быстро растет и меняется информация, происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но, к сожалению, продуктивность мыслительной деятельности школьников остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Работая с детьми с ЗПР младшего школьного возраста, я постоянно ищу такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является стратегии развития критического мышления.
Я давно знакома с технологией критического мышления и некоторые приёмы применяла на уроках. Но не было никакой системы в работе и поэтому, я не увидела особых результатов в развитии и изменении мышления учащихся. Но на трехуровневых курсах, изучив теорию новых подходов в обучении, и применив на практике стратегии критического мышления в системе 7 модулей, я сделала вывод, что именно эти стратегии помогают раскрыться самым «тихим и незаметным» детям, а «сильным» совершенствовать свои мыслительные способности.
Почему основой всех моих уроков стали идеи модуля «Обучение критическому мышлению»? Я обучаю детей с ЗПР. У них проблемы с речью, памятью и мышлением. В основу критического мышления заложено работа с информацией, на основе различных приемов развиваются способности рассуждать и делать выводы. Это необходимо каждому ребенку в будущем.
Чтобы начать работу по формированию критического мышления учащихся, я тщательно изучила систему стратегий, которые объединяют приемы работы по разным видам деятельности учащихся. И при планировании урока делю его на три основных этапа: 1 этап «Вызов». Актуализация знаний, интерес к теме урока. 2 этап «Осмысление». Получение информации и её понимание. 3 этап «Рефлексия». Отношение к изучаемой теме урока.
Отобрала самые эффективные приемы критического мышления из множества, которые соответствовали возрастным особенностям учащихся. В каждый урок в соответствии с темой и задачами вношу приемы критического мышления, которые помогают пониманию нового или закреплению учебного материала. Например «Корзина идей» позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. «Сбор ассоциаций» - учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на листе бумаги или доске. «Чтение с остановками» - помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Например, по названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. «Прогнозирование» - придумать конец рассказа. «Круги Венна» - составление сравнительных характеристик, «Кластер» - сбор понятий по ключевому слову. «Синквейн» - запись пятистишья по теме. В течение урока задаю детям вопросы: открытые и закрытые. Ответы на сложные вопросы ребята обсуждают в парах и в группе.
Одним из способов развития критического мышления является проектная деятельность учащихся. На уроках ребята часто выполняют различные мини-проекты, которые впоследствии они используют как конспекты, по которым очень легко можно вспомнить весь материал по изученной теме. Ребята с нетерпением ждут такие уроки.
Проделав такую работу, я вижу, как постепенно дети становятся активнее, смелее в суждениях, ответах и не боятся ответить неправильно. И решается одна из главных проблем учащихся с ЗПР: свободное владение речью. Меняется и мотивация к учебе.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: ГЗ (2014-05-24) | Автор: Залетова Галина Николаевна E
Просмотров: 800 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2025-01-21, 7:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru