Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Залетова Галина Николаевна учитель начальных классов высшей категории КГУ «Средняя школа №17 акимата города Рудного» В наше время, быстро растет и меняется информация, происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но, к сожалению, продуктивность мыслительной деятельности школьников остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Работая с детьми с ЗПР младшего школьного возраста, я постоянно ищу такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является стратегии развития критического мышления. Я давно знакома с технологией критического мышления и некоторые приёмы применяла на уроках. Но не было никакой системы в работе и поэтому, я не увидела особых результатов в развитии и изменении мышления учащихся. Но на трехуровневых курсах, изучив теорию новых подходов в обучении, и применив на практике стратегии критического мышления в системе 7 модулей, я сделала вывод, что именно эти стратегии помогают раскрыться самым «тихим и незаметным» детям, а «сильным» совершенствовать свои мыслительные способности. Почему основой всех моих уроков стали идеи модуля «Обучение критическому мышлению»? Я обучаю детей с ЗПР. У них проблемы с речью, памятью и мышлением. В основу критического мышления заложено работа с информацией, на основе различных приемов развиваются способности рассуждать и делать выводы. Это необходимо каждому ребенку в будущем. Чтобы начать работу по формированию критического мышления учащихся, я тщательно изучила систему стратегий, которые объединяют приемы работы по разным видам деятельности учащихся. И при планировании урока делю его на три основных этапа: 1 этап «Вызов». Актуализация знаний, интерес к теме урока. 2 этап «Осмысление». Получение информации и её понимание. 3 этап «Рефлексия». Отношение к изучаемой теме урока. Отобрала самые эффективные приемы критического мышления из множества, которые соответствовали возрастным особенностям учащихся. В каждый урок в соответствии с темой и задачами вношу приемы критического мышления, которые помогают пониманию нового или закреплению учебного материала. Например «Корзина идей» позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. «Сбор ассоциаций» - учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на листе бумаги или доске. «Чтение с остановками» - помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Например, по названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. «Прогнозирование» - придумать конец рассказа. «Круги Венна» - составление сравнительных характеристик, «Кластер» - сбор понятий по ключевому слову. «Синквейн» - запись пятистишья по теме. В течение урока задаю детям вопросы: открытые и закрытые. Ответы на сложные вопросы ребята обсуждают в парах и в группе. Одним из способов развития критического мышления является проектная деятельность учащихся. На уроках ребята часто выполняют различные мини-проекты, которые впоследствии они используют как конспекты, по которым очень легко можно вспомнить весь материал по изученной теме. Ребята с нетерпением ждут такие уроки. Проделав такую работу, я вижу, как постепенно дети становятся активнее, смелее в суждениях, ответах и не боятся ответить неправильно. И решается одна из главных проблем учащихся с ЗПР: свободное владение речью. Меняется и мотивация к учебе. | |
Просмотров: 800 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|