Главная » Статьи » Школа, как она есть |
"Поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе"[/b] Анализ массового опыта воспитательной работы школ убедительно показывает. что там, где педагоги систематически ведут работу по идейно-нравственному воспитанию школьников, уделяют должное внимание организации и сплочению ученического коллектива на основе единства педагогических требований и самоуправления, высок и уровень дисциплины учащихся. Педагогический целесообразны и умелое использование поощрений и наказаний в единстве с другими средствами воздействий на учащихся повышает эффективность воспитательного процесса в школе, помогает осуществлять нравственное воспитание школьников в духе требований современности, способствует подготовке учащихся к нормам отношений в трудовом коллективе. Школами накоплен богатый опыт методический продуманного применения поощрений и наказаний учащихся. Однако в деятельности отдельных школ и педагогов имеют место случаи неправильного использования этих воспитательных средств. В некоторых школах при решении вопросов, связанных с поощрениями и наказаниями учащихся, педагоги не опираются на общественное мнение ученического коллектива, не советуется с органами ученического самоуправления. Среди педагогов нет единства в понимании сущности поощрений и наказаний учащихся. Иногда поощрений принимается лишь как награда за успехи в учении и примерное поведение, а наказание - как кара, возмездие за непослушание. Порой, напротив, всякое одобрение рассматривается как поощрение, а любое осуждение, упрек учителя - как наказание. В первом случае значение поощрений и наказаний излишне сужается и извращается, во втором - расширяется настолько, что утрачивается специфика этих воспитательных средств. Необходимо прежде всего ясно представлять себе, в условиях каких именно педагогический ситуаций использование этих воспитательных средств целесообразно. Это особенно важно потому, что там, где применение поощрений и наказаний не вызывается объективной необходимостью, они способны лишь приносить вред делу воспитания. Поощрение используется в ситуациях, для которых характерно инициативное, творческое отношение учащихся к выполнению тех или иных дел, преодоление ими определенных трудностей в учении, труде, спорте и т.д., стремлении принести пользу своему коллективу. Например, группа учащихся одной из школ накануне 8 марта решила сделать трудовой подарок любимой учительнице. Ученики заново покрыли стойким лаком крышки лабораторных столов в химическом кабинете, привели в идеальный порядок лаборантскую комнату, отремонтировали многие приборы и пособия. Узнав об этом, директор школы объявил коллективу класса благодарность в приказе. Из этого случая, на первых взгляд незначительного в школе родилась традиция: учащиеся многих старших классов стали готовить трудовые подарки школе, учителям, младшим товарищам. Наказание целесообразно использовать в конфликтной ситуации, когда ученик сознательно не выполняет требований педагогов и ученического коллектива, вытекающих из Правил доя учащихся. Беда некоторых педагогических коллективов заключается в том, что в них учителя и руководители школ сами создают конфликты в тех случаях, когда следовало бы с большей снисходительностью, с пониманием возрастных, психологических особенностей детей и подростков реагировать на отдельные проявления шалости или озорства школьников, в особенности мальчиков. Наказание полезно в воспитательном отношении лишь в том случае, если учащийся будет переживать вину за совершенный поступок и стремится на деле исправить свое поведение. В школе не используется какая-то "шкала" поощрений и наказаний, где расписаны различные поступки школьников, положительные и отрицательные, и соответствующие этим поступкам меры воздействия. В каждом конкретном случае необходимо разобраться, каковы здесь взаимоотношения педагогов и учащихся, отношения в коллективе школьников, их отношение к организуемому педагогами виду деятельности. Немаловажно также учитывать внутреннее психологическое состояние ученика, его возраст, индивидуальные особенности. Нельзя, например, безотносительно к конкретной ситуации решить, какая мера наказания, должна быть использована за опоздание ученика в школу, поломку школьного имущества или грубость в отношении к учителю. Необходимо выяснить, почему ученик опаздывает, в чем причина того или иного проступка, и лишь тогда принимать решение. При решении вопроса, за что поощрять, необходимо учитывать и возраст учащихся. Чем старше школьник, тем больше следует переходить от поощрений за отдельные положительные действия и поступки к поощрениям за проявления личности в целом, в совокупности моральных и деловых качеств. Наказывать, как уже отмечалось выше, следует прежде всего за неподчинение справедливым требованиям учителей и органов ученического коллектива. Наказывать, безусловно, не следует, если совершенный учеником отрицательный поступок случаен, непреднамерен и не привел к каким-либо тяжелым последствиям, если к тому же сам провинившийся искренне признает ошибочность своего поведения и обещает исправиться, а товарищи по коллективу оказывают ему доверие. В отдельных школах бывают случаи совершения учащимися главным образом подростками, противоправных действий и проступков (кража, порча школьного имущества и т.п.). Разумеется, в отношение таких учащихся необходимо использовать различные меры наказания, а в наиболее тяжелых случаях в качестве крайней меры исключать их из школы, передавая соответствующим органам и воспитательным учреждениям. Опыт свидетельствует, что, например, кража, порча школьного имущества, возникают в школах обычно на почве бесхозяйственности и безответственности, отсутствии должного порядка в классах и кабинетах, плохой организации дежурств, отстранения основной массы школьников от коллективной заботы о школе, самоуправления и самообслуживания. Поэтому самые суровые наказания не принесут никакого эффекта, если не будет наведен порядок в этих элементарных вопросах хозяйственной жизни школы. Распространенная причина применения наказаний - грубость учащегося в отношении учителей. И в этом случае, используя наказание, необходимо внимательно разобраться, не спровоцирована грубость в известной мере учителем: недостаточно объективной оценкой, нетактичным замечанием. Нельзя наказывать руководствуясь логикой:" Учитель всегда прав". Безусловно надо наказывать за курение в школе, особенно за употребление спиртных напитков. В некоторых школах педагоги мирятся с тем, что старшеклассники ( и не только старшеклассники) курят во время перемен, приходят на школьные дискотеки в не трезвом состоянии. Такое педагогическое капитулянтство совершенно не оправданно. Вместе с тем следует учитывать, что единичные случаи курения среди подростков нередки и одними мерами наказания, как бы суровы они ни были, этого явления школа искоренить не может. В школах, постоянно ведущих кропотливую организационную и разъяснительную работу с учащимися и родителями случаи курения и употребления спиртных напитков крайне редки, встречают дружных отпор и широкое осуждение. Следует помнить, что такую работу нельзя вести в порядке кратко временной кампании , она требует системы и постоянного внимания всего коллектива педагогов и актива учащихся. В противоположность поощрению наказывать целесообразно индивидуально, т.к. какое-либо наказание коллектива, как правило, не разрешает, конфликта, а лишь усугубляет его. В случае, когда проступок совершен группой школьников и участии каждого из них в этом проступке бесспорно, может иметь место наказания всей группы с учетом, однако, вины каждого ученика, при этом опора на общественное мнение коллектива, к которому принадлежит данная группа учащихся, современно необходима. Как любые воспитательные средства, поощрения и наказания учащихся применяются с учетом возрастных индивидуальных психофизических особенностей школьников. В отношении младших школьников надо стремиться разнообразить формы поощрений, применять их чаще, чем в старших классах связывая поощрения и положительным единичным проявлением ребенка, ибо у детей в этом возрасте повышенная потребность в одобрении, поощрении их действий и поступков. Следует избегать частого использования наказания младших школьников путем наложения дополнительных обязанностей, т.к. в этом возрасте чрезвычайно активны и, как правило, положительно относятся к различным общественно-полезным делам и поручениям. Успех приносит наказание путем известного ограничения ребенка в правах, но оно не должно быть длительных. Используя поощрения и наказания младших школьников, надо помнить, что эти воспитательные средства обладают большой силой воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Младшие школьники легко возбудимы, поведение их порой бывает импульсивным, зависит в очень большой степени от конкретной ситуации. Поэтому не умелое применение поощрений и наказаний может приводить к эмоциональному срыву у детей, к состоянию аффекта. Поощряя и наказывая младших школьников и младших подростков, целесообразно использовать эти средства сразу непосредственно после совершения учащимися соответствующих действий. Излишняя отсрочка поощрения и наказания может привести к тому, что ученики, забыв о той или иной ситуации, потеряв к ней интерес, воспримут меры воздействия как несправедливые. В отношении старших подростков и старшеклассников меры поощрения и наказания надо использовать значительно реже, чем в работе с младшими школьниками. Их поведение значительно меньше зависит от ситуации, здесь уже появляются формирующиеся качества личности, устойчивые духовные потребности и интересы. Поэтому возникает роль моральных санкций при использовании поощрений и наказаний учащихся этих возрастных групп. В силу этого становится возможным применять поощрения и наказания не сразу вслед за соответствующими действиями школьника, а с более или менее длительной отсрочкой. Использование этого приема также усиливает возможности самовоспитания учащихся. Если, например, провинившийся ученик знает, что он через некоторое время станет объектом критического обсуждения в коллективе своих товарищей, получит заслуженное наказание, то уже само ожидание этого обсуждения и связанные с ним переживания будут, как правило, иметь положительное воспитательное значение. Из поощрений, связанных с моральными санкциями, следует отличить прежде всего благодарность - коллективную и индивидуальную. Благодарность может быть использована как мера поощрения, связанная с добросовестным выполнением тех или иных обязанностей: дежурных по классу и школе, ответственных за подготовку какого-либо мероприятия. Однако это целесообразно в основном в работе с младшими школьниками и на начальном этапе работы с коллективом. В развитом коллективе, в работе со старшеклассниками благодарностью следует отмечать проявление инициативы учащихся, их самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Данный перечень мер поощрений учащихся не является исчерпывающим. Однако те наиболее типичные меры поощрения, которые охарактеризованы выше, нередко используются в школах неполно, недостаточно продуманно в педагогическом отношении, а следовательно, малоэффективно. Задача педагогических коллективов заключается не в том, чтобы изобретать новые, оригинальные методы поощрения учащихся (хотя в принципе это не исключено), а в том, чтобы имеющиеся и оправдавшие себя в практике школы меры использовать с достаточной полнотой и в определенной системе. Наиболее распространенная мера наказания - замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, Правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но категоричной, подчеркнуто официальной форме. В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание встать у парты. такая мера наказания целесообразна в младших и подростковых классах по отношению к непоседливым, несобранным учащимся. Убедившись, что смысл воздействия дошел до наказанного, учителю следует немедленно посадить его на место. Педагоги, которые подолгу держат учащихся возле парты, не добиваются своей цели, а создают обычно новые конфликты в классе. Удаление ученика из класса - одна из мер наказания, целесообразность которой часто вызывает споры среди педагогов и родителей. Те руководители школ и органов народного образования, которые запрещают удаление ученика, мешающего проводить занятия, из класса, поступают опрометчиво. В особой ситуации, когда урок оказывается под непосредственной угрозой срыва, учителю следует чрезвычайно осторожно, лишь в самых крайних случаях, помня, что удаление из класса - не столько мера наказания провинившегося ученика, сколько мера защиты интересов класса. Удаление из класса целесообразно лишь в том случае, когда учащийся явно, открыто, демонстративно не подчиняется справедливым требованиям учителя, ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам. Весьма серьезная мера наказания учащихся - выговор. Смысл этой меры в моральном осуждении проступка ученика, поэтому педагогическое воздействие выговора нельзя сводить лишь к формальному акту объявления его в устной форме, в виде записи в дневнике или приказе по школе. Если выговором завершается открытое, острое, принципиальное обсуждение поведения ученика, эта мера становится весьма действенной. Эффективность мер поощрения и наказания учащихся во многом зависит от единства педагогов в подходе и методике применения этих воспитательных средств. Необходимо добиваться также правильного, педагогически целесообразного использования поощрений и наказаний школьников в семье, систематически освещая эти сложные вопросы воспитательной работы в беседах, лекциях, семинарах, организуемых школой для родителей. Поощрения и наказания в школе учащихся не являются какими-то универсальными средствами, способными решить все трудности, возникающие в воспитательной работе со школьниками. Только в общей системе средств организации воспитательного процесса в школе, на основе вдумчивого подхода к каждому конкретному случаю использования поощрений и наказаний учащихся они приносят реальный воспитательный эффект в воспитании школьников в соответствии с нормами нравственности. Громак Анастасия Сергеевна, учитель школы-интерната общего типа, г.Щучинск, Бурабайский р-н, Акмолинской области, РК | |
Просмотров: 2138 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|