Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

"Поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе"
"Поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе"[/b]
Анализ массового опыта воспитательной работы школ убедительно показывает. что там, где педагоги систематически ведут работу по идейно-нравственному воспитанию школьников, уделяют должное внимание организации и сплочению ученического коллектива на основе единства педагогических требований и самоуправления, высок и уровень дисциплины учащихся.
Педагогический целесообразны и умелое использование поощрений и наказаний в единстве с другими средствами воздействий на учащихся повышает эффективность воспитательного процесса в школе, помогает осуществлять нравственное воспитание школьников в духе требований современности, способствует подготовке учащихся к нормам отношений в трудовом коллективе.
Школами накоплен богатый опыт методический продуманного применения поощрений и наказаний учащихся. Однако в деятельности отдельных школ и педагогов имеют место случаи неправильного использования этих воспитательных средств. В некоторых школах при решении вопросов, связанных с поощрениями и наказаниями учащихся, педагоги не опираются на общественное мнение ученического коллектива, не советуется с органами ученического самоуправления. Среди педагогов нет единства в понимании сущности поощрений и наказаний учащихся. Иногда поощрений принимается лишь как награда за успехи в учении и примерное поведение, а наказание - как кара, возмездие за непослушание. Порой, напротив, всякое одобрение рассматривается как поощрение, а любое осуждение, упрек учителя - как наказание. В первом случае значение поощрений и наказаний излишне сужается и извращается, во втором - расширяется настолько, что утрачивается специфика этих воспитательных средств.
Необходимо прежде всего ясно представлять себе, в условиях каких именно педагогический ситуаций использование этих воспитательных средств целесообразно. Это особенно важно потому, что там, где применение поощрений и наказаний не вызывается объективной необходимостью, они способны лишь приносить вред делу воспитания.
Поощрение используется в ситуациях, для которых характерно инициативное, творческое отношение учащихся к выполнению тех или иных дел, преодоление ими определенных трудностей в учении, труде, спорте и т.д., стремлении принести пользу своему коллективу.
Например, группа учащихся одной из школ накануне 8 марта решила сделать трудовой подарок любимой учительнице. Ученики заново покрыли стойким лаком крышки лабораторных столов в химическом кабинете, привели в идеальный порядок лаборантскую комнату, отремонтировали многие приборы и пособия. Узнав об этом, директор школы объявил коллективу класса благодарность в приказе. Из этого случая, на первых взгляд незначительного в школе родилась традиция: учащиеся многих старших классов стали готовить трудовые подарки школе, учителям, младшим товарищам.
Наказание целесообразно использовать в конфликтной ситуации, когда ученик сознательно не выполняет требований педагогов и ученического коллектива, вытекающих из Правил доя учащихся. Беда некоторых педагогических коллективов заключается в том, что в них учителя и руководители школ сами создают конфликты в тех случаях, когда следовало бы с большей снисходительностью, с пониманием возрастных, психологических особенностей детей и подростков реагировать на отдельные проявления шалости или озорства школьников, в особенности мальчиков.
Наказание полезно в воспитательном отношении лишь в том случае, если учащийся будет переживать вину за совершенный поступок и стремится на деле исправить свое поведение.
В школе не используется какая-то "шкала" поощрений и наказаний, где расписаны различные поступки школьников, положительные и отрицательные, и соответствующие этим поступкам меры воздействия. В каждом конкретном случае необходимо разобраться, каковы здесь взаимоотношения педагогов и учащихся, отношения в коллективе школьников, их отношение к организуемому педагогами виду деятельности. Немаловажно также учитывать внутреннее психологическое состояние ученика, его возраст, индивидуальные особенности.
Нельзя, например, безотносительно к конкретной ситуации решить, какая мера наказания, должна быть использована за опоздание ученика в школу, поломку школьного имущества или грубость в отношении к учителю. Необходимо выяснить, почему ученик опаздывает, в чем причина того или иного проступка, и лишь тогда принимать решение.
При решении вопроса, за что поощрять, необходимо учитывать и возраст учащихся. Чем старше школьник, тем больше следует переходить от поощрений за отдельные положительные действия и поступки к поощрениям за проявления личности в целом, в совокупности моральных и деловых качеств.
Наказывать, как уже отмечалось выше, следует прежде всего за неподчинение справедливым требованиям учителей и органов ученического коллектива.
Наказывать, безусловно, не следует, если совершенный учеником отрицательный поступок случаен, непреднамерен и не привел к каким-либо тяжелым последствиям, если к тому же сам провинившийся искренне признает ошибочность своего поведения и обещает исправиться, а товарищи по коллективу оказывают ему доверие.
В отдельных школах бывают случаи совершения учащимися главным образом подростками, противоправных действий и проступков (кража, порча школьного имущества и т.п.). Разумеется, в отношение таких учащихся необходимо использовать различные меры наказания, а в наиболее тяжелых случаях в качестве крайней меры исключать их из школы, передавая соответствующим органам и воспитательным учреждениям.
Опыт свидетельствует, что, например, кража, порча школьного имущества, возникают в школах обычно на почве бесхозяйственности и безответственности, отсутствии должного порядка в классах и кабинетах, плохой организации дежурств, отстранения основной массы школьников от коллективной заботы о школе, самоуправления и самообслуживания. Поэтому самые суровые наказания не принесут никакого эффекта, если не будет наведен порядок в этих элементарных вопросах хозяйственной жизни школы.
Распространенная причина применения наказаний - грубость учащегося в отношении учителей. И в этом случае, используя наказание, необходимо внимательно разобраться, не спровоцирована грубость в известной мере учителем: недостаточно объективной оценкой, нетактичным замечанием. Нельзя наказывать руководствуясь логикой:" Учитель всегда прав".
Безусловно надо наказывать за курение в школе, особенно за употребление спиртных напитков. В некоторых школах педагоги мирятся с тем, что старшеклассники ( и не только старшеклассники) курят во время перемен, приходят на школьные дискотеки в не трезвом состоянии. Такое педагогическое капитулянтство совершенно не оправданно. Вместе с тем следует учитывать, что единичные случаи курения среди подростков нередки и одними мерами наказания, как бы суровы они ни были, этого явления школа искоренить не может. В школах, постоянно ведущих кропотливую организационную и разъяснительную работу с учащимися и родителями случаи курения и употребления спиртных напитков крайне редки, встречают дружных отпор и широкое осуждение. Следует помнить, что такую работу нельзя вести в порядке кратко временной кампании , она требует системы и постоянного внимания всего коллектива педагогов и актива учащихся.
В противоположность поощрению наказывать целесообразно индивидуально, т.к. какое-либо наказание коллектива, как правило, не разрешает, конфликта, а лишь усугубляет его.
В случае, когда проступок совершен группой школьников и участии каждого из них в этом проступке бесспорно, может иметь место наказания всей группы с учетом, однако, вины каждого ученика, при этом опора на общественное мнение коллектива, к которому принадлежит данная группа учащихся, современно необходима.
Как любые воспитательные средства, поощрения и наказания учащихся применяются с учетом возрастных индивидуальных психофизических особенностей школьников.
В отношении младших школьников надо стремиться разнообразить формы поощрений, применять их чаще, чем в старших классах связывая поощрения и положительным единичным проявлением ребенка, ибо у детей в этом возрасте повышенная потребность в одобрении, поощрении их действий и поступков. Следует избегать частого использования наказания младших школьников путем наложения дополнительных обязанностей, т.к. в этом возрасте чрезвычайно активны и, как правило, положительно относятся к различным общественно-полезным делам и поручениям. Успех приносит наказание путем известного ограничения ребенка в правах, но оно не должно быть длительных.
Используя поощрения и наказания младших школьников, надо помнить, что эти воспитательные средства обладают большой силой воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Младшие школьники легко возбудимы, поведение их порой бывает импульсивным, зависит в очень большой степени от конкретной ситуации. Поэтому не умелое применение поощрений и наказаний может приводить к эмоциональному срыву у детей, к состоянию аффекта.
Поощряя и наказывая младших школьников и младших подростков, целесообразно использовать эти средства сразу непосредственно после совершения учащимися соответствующих действий. Излишняя отсрочка поощрения и наказания может привести к тому, что ученики, забыв о той или иной ситуации, потеряв к ней интерес, воспримут меры воздействия как несправедливые.
В отношении старших подростков и старшеклассников меры поощрения и наказания надо использовать значительно реже, чем в работе с младшими школьниками. Их поведение значительно меньше зависит от ситуации, здесь уже появляются формирующиеся качества личности, устойчивые духовные потребности и интересы. Поэтому возникает роль моральных санкций при использовании поощрений и наказаний учащихся этих возрастных групп. В силу этого становится возможным применять поощрения и наказания не сразу вслед за соответствующими действиями школьника, а с более или менее длительной отсрочкой. Использование этого приема также усиливает возможности самовоспитания учащихся. Если, например, провинившийся ученик знает, что он через некоторое время станет объектом критического обсуждения в коллективе своих товарищей, получит заслуженное наказание, то уже само ожидание этого обсуждения и связанные с ним переживания будут, как правило, иметь положительное воспитательное значение. Из поощрений, связанных с моральными санкциями, следует отличить прежде всего благодарность - коллективную и индивидуальную. Благодарность может быть использована как мера поощрения, связанная с добросовестным выполнением тех или иных обязанностей: дежурных по классу и школе, ответственных за подготовку какого-либо мероприятия. Однако это целесообразно в основном в работе с младшими школьниками и на начальном этапе работы с коллективом. В развитом коллективе, в работе со старшеклассниками благодарностью следует отмечать проявление инициативы учащихся, их самостоятельности, творческого отношения к порученной работе.
Данный перечень мер поощрений учащихся не является исчерпывающим. Однако те наиболее типичные меры поощрения, которые охарактеризованы выше, нередко используются в школах неполно, недостаточно продуманно в педагогическом отношении, а следовательно, малоэффективно. Задача педагогических коллективов заключается не в том, чтобы изобретать новые, оригинальные методы поощрения учащихся (хотя в принципе это не исключено), а в том, чтобы имеющиеся и оправдавшие себя в практике школы меры использовать с достаточной полнотой и в определенной системе.
Наиболее распространенная мера наказания - замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, Правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но категоричной, подчеркнуто официальной форме.
В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание встать у парты. такая мера наказания целесообразна в младших и подростковых классах по отношению к непоседливым, несобранным учащимся. Убедившись, что смысл воздействия дошел до наказанного, учителю следует немедленно посадить его на место. Педагоги, которые подолгу держат учащихся возле парты, не добиваются своей цели, а создают обычно новые конфликты в классе.
Удаление ученика из класса - одна из мер наказания, целесообразность которой часто вызывает споры среди педагогов и родителей. Те руководители школ и органов народного образования, которые запрещают удаление ученика, мешающего проводить занятия, из класса, поступают опрометчиво. В особой ситуации, когда урок оказывается под непосредственной угрозой срыва, учителю следует чрезвычайно осторожно, лишь в самых крайних случаях, помня, что удаление из класса - не столько мера наказания провинившегося ученика, сколько мера защиты интересов класса. Удаление из класса целесообразно лишь в том случае, когда учащийся явно, открыто, демонстративно не подчиняется справедливым требованиям учителя, ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам.
Весьма серьезная мера наказания учащихся - выговор. Смысл этой меры в моральном осуждении проступка ученика, поэтому педагогическое воздействие выговора нельзя сводить лишь к формальному акту объявления его в устной форме, в виде записи в дневнике или приказе по школе. Если выговором завершается открытое, острое, принципиальное обсуждение поведения ученика, эта мера становится весьма действенной.
Эффективность мер поощрения и наказания учащихся во многом зависит от единства педагогов в подходе и методике применения этих воспитательных средств. Необходимо добиваться также правильного, педагогически целесообразного использования поощрений и наказаний школьников в семье, систематически освещая эти сложные вопросы воспитательной работы в беседах, лекциях, семинарах, организуемых школой для родителей.
Поощрения и наказания в школе учащихся не являются какими-то универсальными средствами, способными решить все трудности, возникающие в воспитательной работе со школьниками. Только в общей системе средств организации воспитательного процесса в школе, на основе вдумчивого подхода к каждому конкретному случаю использования поощрений и наказаний учащихся они приносят реальный воспитательный эффект в воспитании школьников в соответствии с нормами нравственности.
Громак Анастасия Сергеевна, учитель школы-интерната общего типа,
г.Щучинск, Бурабайский р-н,
Акмолинской области, РК
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Стюша (2014-05-27) E
Просмотров: 2138 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2025-01-21, 7:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru