Главная » Статьи » Школа, как она есть |
О необходимости преобразования школьной практики на основе изучения мирового опыта. В настоящее время в большинстве развитых стран мира проводятся реформы системы образования. Это связано с тем, что именно уровень образования нации в целом, ее способность внедрять современные технологии во всех областях жизни (в экономике, политике, науке) являются главными критериями в конкуренции государств в 21 веке. В Послании Президента РК Н.Назарбаева «Стратегия «Казахстан – 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» сказано: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» (Послание народу Казахстана, 14 декабря, 2012 года). Эта же мысль звучит в словах Жана Моне, автора идеи создания Европейского экономического сообщества: «Если мы хотим создать новую Европу, надо начинать с культуры и образования» (Woodhall M.Economics of Education, v3, 1985). Данные слова подчеркивают приоритет образования во всех цивилизованных государствах. Уровень обучения в каждой стране индивидуален. Однако есть некоторые мировые системы, имеющие стабильно высокие показатели по качеству и динамике своего развития. Так, по итогам исследования, проведенным за период с 2008-2010 г.г. Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, был составлен топ – 10 таких стран. На первых местах расположились Канада (51% взрослого населения с высшим образованием), Израиль (46%), Япония (42%), США (42%) и далее: Новая Зеландия (41%), Южная Корея (40%), Великобритания (38%), Финляндия (38%), Австралия (38%), Ирландия (37%) (www.vestifinance.ru). При этом, по данным Американского общественно-политического журнала «Newsweek», Казахстан занял лишь 61 место среди лучших стран мира по совокупности разных позиций: образование, здравоохранение, качество жизни, политическая обстановка и др (http://www.zakon.kz/181795-kazakhstan-na-61-meste-v-rejjtinge.html). Высокое качество обучения в странах ОЭСР было достигнуто путем ежегодного реформирования всей системы образования. Например, за последнее время в этих странах были не только значительно увеличены затраты на образование, но и велась работа по отслеживанию эффективного расходования выделяемых средств (М.Барбер, М.Муршед, 2008). Если говорить о Казахстане, то общие расходы на образование со стороны государства составили в 2007 году 3,8 млн.долларов, в то время как в западных странах эти цифры намного выше: к примеру, в Швеции на образование было затрачено 18,5 млн.долларов, в США – 26 млн., в Австрии – 15 млн.долларов (http://vk.com/topic-11617773_26590563). В Казахстане также были предприняты попытки реформирования системы образования. Так, начиная с 1999 года, в свет вышли ряд правительственных законов: «Об образовании» (1999 г.), Госпрограмма «Образование» (2000 г.), «Стратегия развития образования до 2010 г.» (2001г), «Государственная программа развития образования на 2005-2010 гг.» (2004 г.) Государственная программа "Комплексная информатизация системы образования РК на 2007-2010 годы" и др. Основная цель их внедрения – обеспечение преобразования системы образования в условиях рыночной экономики с учетом глобализации, т.е. подведения к единым международным стандартам. Однако вышеизложенная мера по увеличению финансирования и другие реформы не принесли сколько-нибудь положительных результатов. Поэтому в западных странах параллельно проводились другие мероприятия. Например, в США, Новой Зеландии увеличили число чартерных (автономных) школ, в Англии реформировали управление школой, ее программу, критерии оценки, правила приема в школу и др. Кроме того, в некоторых странах ОЭСР были предприняты попытки количественного увеличения численности учителей и размера класса. Однако это привело к уменьшению зарплаты педагогов. Из всего этого можно сделать вывод: зачем тратить столько времени на повторение подобных реформ в нашей стране, когда можно, учитывая данный опыт, использовать более эффективные пути. Тем более, что подобный опыт уже накоплен и существует во многих исследованиях (например, труды В.П.Борисенкова, Б.Л.Вульфсона, А.Н.Джуринского, З.Н.Мальковой, Н.Д.Никандрова и др.). Отдельно мне бы хотелось отметить работу уже процитированных выше М.Барбера и М.Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах». По итогам анализа лучших систем школьного образования (М.Барбер, М.Муршед, 2008), ими были выделены три решающих фактора, влияющих на качественное реформирование: - учителями должны становиться подходящие для этого люди; - их высокий профессионализм; - должны создаваться условия для получения качественного образования каждым без исключения учеником. Взаимодействие этих трех факторов, думается, стало результатом высокого уровня образования таких стран, как Великобритания, Япония, США, Финляндия, Сингапур и др. Если говорить вкратце, то наиболее значимые мероприятия, которые способствуют высочайшему качеству обучения и которые, на мой взгляд, необходимо взять нам на вооружение из опыта таких стран, как Финляндия и Сингапур, следующие: - повышение статуса учительской профессии через жесткий отбор поступающих в педагогические вузы; - достойная оплата труда педагога; - обеспечение баланса спроса и предложения на рынке учительского труда; - работать в команде над выработкой новых педагогических подходов; - создавать учительские сообщества; - курсы по менеджменту и лидерству на основе ведущих программ - обеспечение баланса спроса и предложения на рынке учительского труда; - работать в команде над выработкой новых педагогических подходов; - создавать учительские сообщества; - курсы по менеджменту и лидерству на основе ведущих программ (М.Барбер, М.Муршед, 2008). Например, в Австралии в целях подготовки руководителей "школ будущего" были организованы консультации и тренинги международного уровня (в Европейском институте бизнеса (INSED), в Лондонской школе бизнеса, в Кембриджском и Мельбурнском университетах). В результате обсуждений была разработана программа, помогающая директорам школ стать лучшими лидерами школ в мире. В Казахстане на сегодняшний день также создана подобная программа, способствующая «достижению качественных преобразований посредством лидерства и управления» («Руководство для учителя»). Речь идет о совместной с Кембриджским университетом и Назарбаев Интеллектуальными школами Программе трехуровневых курсов повышения квалификации педагогических работников РК. Внимание к лидерству, к роли руководителей школ вызвано все больше нарастающим беспокойством «относительно их готовности к эпохе индустриализации», несостоятельностью «для решения сложных задач, к которому в 21-м веке школы должны подготовить учеников» («Руководство для учителя», с.161). На данных курсах, готовящих в том числе лидеров школ, обучаются и три педагога из нашей школы «Болашак».Я думаю, что это очень хорошее начинание, так как очень многие изменения, которые происходят в школе, должны быть одобрены руководством школы. Одна из особенностей реформы образования в Австралии - привлечение педагогов к его обсуждению, в то время как в других странах, и в нашей в том числе, учебный план навязывался и навязывается учителям сверху. По поводу учебного плана. Во всех европейских странах очень хорошо развито профильное обучение (Япония, Великобритания, Норвегия и др.), т.е. ученики углубленно изучают те предметы, которые им будут необходимы при подготовке к экзамену и при выборе будущей профессии. При аттестации учеников этот момент учитывается. То есть, ученики усиленно готовят только те предметы, которые им необходимы в подготовке к экзаменам. В системе образования Казахстана есть профильные классы, есть классы с углубленным изучением предмета. Однако при сдаче экзамена это не учитывается. Все в одинаковых условиях сдают ЕНТ, при том, что идет большое сокращение часов на госязык, русский язык и др. предметы, которые сдаются в обязательном порядке, но в профильных физико-математических классах на их изучение отводится всего один час в неделю. Понятно, о каком низком качестве может идти речь. Более того, «с 2015 года обязательным предметом останется только казахский язык, остальные предметы будут каждый год меняться», по словам председателя комитета по контролю в сфере образования и науки С.Ирсалиева, «чтобы дети учили все предметы одинаково» (http://www.aktau-business.com/2013/05/17/ent.html). Мне кажется, такой подход к выпускникам школ не учитывает ни их предпрофильную подготовку, ни их эмоциональное и психологическое состояние на протяжении всего периода подготовки к экзаменам. Можно много говорить о преимуществах той или иной мировой системы образования, можно много рассуждать, что для нас это неприемлемо или нет достаточных ресурсов и т.д. Но мне хочется сказать об образовании в Японии, где одной из главных задач является культивация национального духа, формирование нравственности, развитие черт национального характера. Больше всего мне понравилось то, что «японская школа переносит добродетели семейного воспитания в школьную атмосферу» и при этом действует обратная связь: «самодисциплина, которую воспитывают в школе, внедряется в семейную почву». (Н.Березина, «Современная система образования в Японии», www.osu.ru\docs\japan). Именно таким образом происходит взаимодействие семейного и школьного воспитания, что, на мой взгляд, очень даже немаловажно и вполне выполнимо. В сфере образования Швейцарии реализованы идеи Иоганна Песталоцци, Жана Пиаже, Марии Монтессори. Основным принципом их педагогических школ является развитие индивидуальности каждого ребенка и пробуждение в нем интереса к творческому восприятию окружающего мира. Этот принцип действует уже с дошкольного образования и перекликается с канонами педагогов – реформаторов – обучение в игре, а девиз – «не мешай»: способности ребенка обязательно проявятся сами, учитель, воспитатель только должен это заметить(http://www.educationmedelle.com/education/preschool/preschool_in_swiss)/ Я думаю, что эти принципы не новы, но мы почему-то об этом часто забываем и пытаемся наполнить детский ум большим количеством учебной информации. То есть здесь необходимо говорить о нашей традиционной системе образования, которая направлена на «обучение как количественное увеличение знаний» и «обучение как запоминание информации» («Руководство для учителя», с.114). Именно поэтому возникла необходимость реформирования всей системы обучения, в том числе и в Казахстане. В октябре 2011 года были внесены изменения в Закон РК «Об образовании». Среди двухсот внесенных поправок есть такие, на мой взгляд, значимые пункты, как «коренное повышение статуса педагога»; «формировать систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах»; «переход к подушевому финансированию»; «обязательное трудоустройство выпускников педагогических вузов, завершивших обучение на основе госзаказа». (Закон Республики Казахстан от 24 октября 2011 года № 487-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании»). Хотелось бы остановиться на пункте о повышении статуса педагога. Еще 1.02.2011 на уровне министерства образования и науки было отмечено, что «в настоящее время педагогические кадры комплектуются по остаточному принципу – в педвузы поступают те, кто не смог поступить на более престижныеспециальности»(Б.Жумагулов,http://www.lib.ukgu.kz/ru/novosti/vazhnye-sobytiya/437-jumagulov-o-privlechenii-abiturientov). Были сделаны заявления о повышении заработной платы учителей, о внедрении ваучерно-модульного финансирования, по которой предполагается, что «каждый педагог сможет сам выбирать любое учреждение для повышения своей квалификации, в Казахстане и за рубежом» (http://www.lib.ukgu.kz/ru/novosti/vazhnye-sobytiya/437-jumagulov-o-privlechenii-abiturientov). Однако пока на деле происходит иначе: педагоги проходят обучение там, куда направят свыше и не всегда по тем темам, о которых нам бы хотелось поговорить, обсудить, действительно получить новые знания. Мне кажется, темы курсовых подготовок также должны подлежать широкому обсуждению и привлекать к их составлению нужно учителей-практиков, и не только к составлению, но и к проведению. Наверно, здесь очень кстати будет сказать о сетевых сообществах, в которых и предполагается решение каких-то совместных наболевших вопросов. Я, как лидер школы, планирую расширить к уже имеющимся трем (СШ №2, школа Богембай батыра, школа "Болашак") сеть сообществ между школами города Степногорска "с целью планирования, реализации и мониторинга широкого спектра действий, нацеленных на усовершенствование процессов преподавания...для достижения высоких результатов учеников» («Руководство»,с.150). Думаю, что в будущем сетевые сообщества будут набирать силу, развиваться и будут действительно способствовать высокому качеству обучения. В системе образования Норвегии предусмотрено обязательное прохождение старшеклассниками курсов для работы на производстве по выбранной профессии. Специализация по определенному предмету осуществляется уже на втором и третьем годах обучения в старшей школе. И одним из факторов проведения реформы образования в Норвегии в 1994 г. была «необходимость улучшения системы взаимодействия школ с производственными предприятиями». (БНИЦ/Шпилькин С.В. «Cтруктура среднего образовании в Норвегии после реформы 1994 года»). Данный опыт показывает, что в Норвегии на государственном уровне решаются проблемы профориентации учащихся. Это обеспечивает обучающихся возможностью впоследствии более осознанно и безболезненно поступать в вуз по выбранным направлениям. И, кроме того, в Норвежском образовании внедряется концепция не только разносторонних знаний, умений и навыков учащихся, но и развитие личных качеств учеников, таких, как социальная компетенция, деловые и социальные характеристики личности и т.д., что способствует быстрой адаптации обучающихся во взрослой жизни. Проходить практику в различных компаниях в последний год обучения, по реформе Education Reform Act 1988, учащиеся должны и в школах Великобритании. Такая профориентация, по мнению правительства и по исследованиям 1994 года, дала ощутимые результаты (http://www.claw.ru/1news/), так как практически все выпускники школ впоследствии успешно поступали в высшие учебные заведения и находили применение своим силам и знаниям. Этот опыт необходимо взять на вооружение и системе образо. За последние два года наша школа снизила показатели по поступлению выпускников в вузы на госзаказ. По итогам анализа УВП за два года был сделан вывод о снижении качества знаний на 13,3%. Значит, я, как лидер школы и слушатель первого (продвинутого) уровня, должна научить педагогов школы самым эффективным формам работы с целью повышения качества знаний. Я думаю, что через мои коучинги и менторинги учителя научатся проводить Lesson study, научат учащихся критическому мышлению, само- и взаимооцениванию, дети смогут обучаться через диалог, через групповые формы работы. Динамика качества знаний учащихся в течение 2012-2013 учебного года показала снижение качества в 11-х классах на минус 23 позиции (по итогам ЕНТ). Возможно, здесь очень бы пригодился мировой опыт по подготовке выпускников школ к экзаменам и продуманная профориентационная работа. Кроме того, в данном учебном году результативность по республиканским олимпиадам снизилась на 50%. Значит, мне, как лидеру, необходимо выяснить, используют ли педагоги новые формы и методы преподавания в своей повседневной работе, уделяют ли внимание работе с одаренными детьми, индивидуализируют ли процесс обучения, могут ли сами ученики дать оценку своей деятельности, чтобы определить приоритеты своего развития. Думаю, что данные трехуровневые курсы по повышению квалификации педагогических работников Республики Казахстан очень скоро принесут свои положительные результаты. Использованная литература. 1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012 2. Материалы сайта Woodhall M.Economics of Education, v3, 1985 3. Материалы сайта www.vestifinance.ru 4.Материалы сайта http://www.zakon.kz/181795-kazakhstan-na-61-meste-v-rejjtinge.html 5. Материалы сайта http://vk.com/topic-11617773_26590563 6.М.Барбер, М.Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. 2008 7.Руководство для учителя. Способы достижения качественных преобразований посредством лидерства и управления. с.161 8.Руководство для учителя. Способы достижения качественных преобразований посредством лидерства и управления. с 161 9. Материалы сайта http://www.aktau-business.com/2013/05/17/ent.html 10.Н.Березина, «Современная система образования в Японии», www.osu.ru\docs\japan 11.Материалы сайта http://www.education-medelle.com/education/preschool/preschool_in_swiss 12.Закон Республики Казахстан от 24 октября 2011 года № 487-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании» 13.Б.Жумагулов, http://www.lib.ukgu.kz/ru/novosti/vazhnye-sobytiya/437-jumagulov-o-privlechenii-abiturientov 14. Материалы сайта http://www.lib.ukgu.kz/ru/novosti/vazhnye-sobytiya/437-jumagulov-o-privlechenii-abiturientov 15.Шпилькин С.В. Cтруктура среднего образовании в Норвегии после реформы 1994 года. 2010г. 16. Материалы сайта http://www.claw.ru/1news/ | |
Просмотров: 1055 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|