Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Почему мне и моей школе необходимо измениться
Почему мне и моей школе необходимо измениться?
Стремительное развитие науки, все увеличивающийся поток информации, меняет существующий взгляд на процесс обучения. В настоящее время необходимость модернизации системы образования признают практически все страны мира. Республика Казахстан в последнее время привлекает особое внимание в связи со стремительным выходом на мировую арену. Это влечет за собой и широкомасштабные изменения в системе школьного образования, отвечающие коренным преобразованиям во всех сферах общества.
За годы независимости Казахстан предпринимает меры по внедрению модели системы образования, соответствующей Международной стандартной классификации образования, которую рекомендует ЮНЕСКО. Она основана на следующих принципах отраженных в Законе Республики Казахстан Об образовании: непрерывность и преемственность, что находит отражение в четырех образовательных уровнях; доступность (бесплатность, равные условия для всех слоев населения); главным направлением учебных программ является «формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» (Закон РК, 2013, с.18); принципы инклюзивного образования (детей с ограниченными возможностями, одаренных и талантливых детей); учтет возрастных и психофизических особенностей; «особый статус педагогических работников в обществе» (Закон РК, 2013,с.33), который предусматривает участие в управлении школой, возможность повышения квалификации, «занятие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работой, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику» (Закон РК, 2013, с.33); государственное финансирование, создание материально-технической базы. «Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов, - заявил Нурсултан Назарбаев (2012) в Послании народу Казахстана.
Мировой рейтинг образовательных систем формируется по результатам международных сравнительных исследований. Именно они призваны дать сравнительный анализ данных, что, в свою очередь, позволяет судить о эффективности и качестве школьного образования мире, использовать опыт этих стран для совершенствование образовательной системы. Наиболее значимыми считают международные исследования TIMSS (координируется IEA), PISA (координируется ОЭСР).
В 2007 и затем в 2011 году Казахстан принял участие TIMSS. Данное исследование проводится в целях «оценки математической и естественнонаучной подготовки учащихся» (Демидова, 2013, с.10). Результаты оказались вполне удовлетворительные (около среднего показателя по шкале TIMSS).
(таблица 1 (Демидова, 2013, с.36))

В 2009 году Казахстан принимает участие в другом исследовании - PISA. Участвовали 65 стран мира, наш результат - 58 место.
(таблица 2 (PISA, 2009, с.17))



В чем причина такой разницы? На мой взгляд, в первом исследовании задания в большей степени требовали фактических знаний (что было характерно для советской системы образования) и их применение в типичных ситуациях, второе - предполагает задания требующие анализа информации, обоснования, объяснения, решение проблемных задач. Как следует из аналитического отчета, Шанхай (Китай), Финляндия, Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Китай), Канада это страны с высокими показателями PISA (PISA, 2009), эти же страны входят в десятку лучших по результатам TIMSS (Демидова, 2013).
«Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, о чем свидетельствуют международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, российская система общего образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, в связи с чем не формируется функциональная грамотность российских учащихся», отмечено в аналитическом отчете (PISA, 2009, с.12). Все это, в равной степени, следует отнести и к системе образования Казахстана. Возможно, все это говорит о различии подходов, расстановке приоритетов казахстанского образования по сравнению со странами, имеющими намного более успешную систему. Я работаю в обычной средней школе, расположена в рабочем районе, большая часть родителей наших учащихся имеет среднее и средне-специальное образование часто более одаренные ученики продолжают свое обучение (в седьмом, восьмом классе) в специализированных школах, лицеях, гимназиях. Но мне хочется, сделать все для того, чтобы мои ученики были конкурентно способными, востребованными.
Сопоставив данные, о результатах международных исследований оценив их, приходишь к пониманию необходимости изучения опыта развитых с точки зрения образования стран, чтобы, таким образом, совершенствовать свою практику преподавания.
Мне захотелось понять, как этим странам удалось достичь столь высоких показателей, что объединяет эти страны, какие механизмы дают результат, отражающийся в постоянном улучшении результатов.
Проанализировав информацию, выяснила, что лучшие результаты в целом показывают учащиеся Финляндии, кроме этого фактически в этой стране практически решена проблема учеников второгодников. При этом по данным ОЭСР расходы Финляндии на образование в расчете на одного учащегося составляют примерно $ 60 тысяч за все время обучения. В то же время США не входят в число лидеров, хотя вкладывают в каждого ученика практически больше в два раза - более $ 100 тысяч. А Саудовская Аравия, по данным ООН тратит на систему образования больше, всех в мире около $ 38 миллиардов в год, но в мировом рейтинге, в котором учувствовали 45 стран, занимает 43 место. Следовательно, хотя экономические вложения крайне важны, но все же они не самое главное. Можно иметь прекрасное оборудование, но не использовать его эффективно. В то же время, имея минимальные средства добиться высокого результата.
Качество школьного образования характеризует его доступность, которое включает не только полный охват школьным образованием детей, но и то, что для всех слоев общества возможно обеспечение равных возможностей в получении образования. Во многих экономических развитых странах, например, в Японии, результаты школьников из бедных семей значительно ниже, чем у детей из обеспеченных семей. Для оценки доступности образования ОЭСР использует индекс, учитывающий экономический, социальный и культурный статус. Тем не менее, этот фактор, оказывается, минимально влияет на результаты обучения в Финляндии, Южной Корее, Канаде. Родители этих стран могут быть уверенны в качестве образовательных услуг, не зависимо от статуса школы. Таким образом, экономический статус семьи не является определяющим. Есть множество примеров, когда талантливые люди бывают выходцами из весьма небогатых семей.
Существуют разные подходы к проблеме дифференцированного обучения (по профилям, по степени одаренности). В финских школах нет экзаменов, в том числе и выпускных. Отсутствует дифференциация обучения, выделение профильных предметов, не выделяют «элитных» классов. То есть существует политика выравнивания системы среднего образования. Внимание педагогов, в большей степени, направлено на самых слабых. Дать им возможность развиваться и, со временем, стать успешным и востребованным. То, что ребенок не понял, считается недостатком работы учителя, а не виной ученика.
По окончанию третьей ступени образования учащиеся выбирают, где и на кого учиться (или гимназия, или профессиональное училище). Выпускники гимназий, чаще всего продолжают обучение в университетах, выпускники училищ – в институты. Хотя ограничений в этом вопросе нет. В то же время в школах Китая происходит постоянное перемещение учащихся внутри классов и формирование групп «сильные» и «слабые» по результатам единого экзамена начиная уже с первого класса, а в старших — профильные группы, в зависимости от склонности к какой-либо области. Считается, что это деление позволяет выявить наиболее одаренных детей. Впоследствии они обучаются в «элитных школах». Те же, кто по окончании девятого класса набрал низкий баллов не позволяющий поступить в старшую школу, получат право сделать это повторно после армии. Существует неравенство и в финансировании: более «сильные» школы получают большую государственную поддержку. Их всего несколько на весь Китай. Другой пример дифференциации Корея, здесь существуют два типа школ: с общим (гуманитарным) и профессионально-техническим направлением. Переход из класса в класс осуществляется только с учетом возраста учеников, по этой причине экзаменов нет. Когда школьники достигают возраста пятнадцати лет их ждут вступительные экзамены , которые дают им возможность поступить в школу старшего среднего звена. Вместо текущих экзаменов оценивается успеваемость по отдельным предметам, участие школьника во внеклассной работе, посещаемости, уровень нравственного развития. Но эти данные не могут быть использованы до того принятия подростком решения о дальнейшем обучении. Структура системы образования Гонконга во многом похожа на южнокорейскую. При этом гонконгские учащиеся выбирают одну из программ обучения, например, учиться только с утра, или, наоборот, после обеда, третий вариант в течение всего дня. Кроме достижений в усвоении основных дисциплин учитываются и успехи школьника вне школы. Изучаются два языка китайский и, как дополнительный, английский.
В Соединенных Штатах пытаются ввести рыночную конкуренцию в публичных школах. Так называемая ваучерная система, когда деньги перечисляются в ту школу, которую выбрал для обучения ученик и его родители. Конкуренция за федеральное финансирование происходит и между штатами, в основе лежат всевозможные тесты и других методики оценки педагогов. Такой подход неприемлем для финской школы, где человеческий аспекта не может заменить статистика. В Финляндии нет рейтингов, стандартизированных обязательных тестов, конкуренции и сравнения между учащимися или школами. Главной задачей педагогов является учить учиться.
Следовательно, на получение высоких показателей в обучении возможны как подходы, направленные на раннюю дифференциацию, так и развитие школы равных возможностей, как поэтапное суммативное оценивание (тестирования, экзамены, квалификационные испытания), так и отсутствие таковых. И тот и другой дают одинаково высокие результаты.
Учителя очень часто объясняют низкие результаты тем, что классы большие по 30 человек, были бы классы поменьше и тогда … . В разных странах количество учеников в классе значительно варьирует, так в Финляндии в классе не более 16 человек, в Южной Корее до 35, а в Гонконге до 40. Большая наполняемость при этом не мешает высокому уровню образования. Следовательно, причина не в количестве учеников, не в том кого учат, а в качестве преподавания, в том, как учат.
Успешность системы образования обеспечивается высоким статусом учителя и жестким четкими и требованиями к профессиональным качествам учителя. В том числе, существует система жестких требований при поступлении на педагогические специальности и при приеме на работу в качестве учителя, развитая система повышения квалификации педагогов, повышение качества и оценка профессиональной деятельности, государственная поддержка и система стимулирования.
Учитель должен быть примером для детей. Вызывать желание подражать. Именно такой педагог может, будет хорошим воспитателем и сможет дать своим ученикам прочные знания. Великий казахский поэт и мыслитель Абай, писал: «они совершенствуют человеческий разум, учат нас отличать добро от зла, несомненно, мы во многом обязаны им.» (Абай Кунанбаев «Слова назидания» с.125). Если проанализировать в каких странах требования к учителю довольно жесткие, то это опять будут страны являющиеся лидерами в образовании. Так в Южной Корее в педагогические ВУЗы могут поступить примерно 5%, в Финляндии - около 10 % абитуриентов имеющих высокий уровень подготовки. В Японии из общего количества освоить профессию учителя смогут получить диплом около 14%, из тех, кто получил педагогическое образование, только 30-40% из них найдут работу в школе. Это говорит о престиже профессии учитель. То, что профессия школьный учитель популярна и уважаема в обществе, делает возможным привлечение в школы молодых специалистов, талантливых, обладающих нестандартным мышлением, это обеспечит омоложение педагогических кадров. Таким образом, кадровая политика государства в сфере образование имеет огромное значение. Это касается, в том числе и система подготовки учителей. В Финляндии, действует доктрина непрерывного образования, которая предполагает взаимодействие школ и ВУЗов и имеет прочное нормативное основание.
Таким образом, проанализировав всю эту информацию, я пришла к выводу, что нет единственного способа решения проблемы. Положительные изменения невозможны без системной работы направленной на обеспечение высокого уровня достижения учащихся.
На систему образования накладывают отпечаток экономические, социальные, культурные особенности, традиции характерные для данной страны. Когда мы говорим о жесткой дисциплине, об отчислении из школы за ее нарушение, о школах каких стран вспомним в первую очередь? Япония и Китай. Но ведь для этих стран дисциплинированность практически национальная черта. С другой стороны возможен ли подобный подход в Финляндии, где свобода и права ребенка забота государства, где мать могут лишить родительских прав зато, что она слишком любит своего ребенка?
Какие же перспективы в вопросах реформы образования ждут нас и, в частности, меня как педагога? Сравнив образовательные системы разных стран, понимаешь, что нельзя просто взять даже самую лучшую и успешную систему одной стране и использовать ее в другой. Необходимо пережить эти изменения, пропустить их через себя, так, чтобы они стали твоими убеждениями, найти среди своих коллег, учеников, их родителей единомышленников и вместе изменять школу. Именно этого ждут от нас после прохождения курсов первого уровня.
«Ожидаемые результаты настоящей Программы первого уровня заключаются в подготовке учителей к обучению учеников тому, как учиться и формированию их как независимых, само мотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях», говорится в Руководстве (с. 103) .
Университет Кембридж и Центр педагогического мастерства НИШ предоставляют возможность через курсы повышения квалификации педагогам использовать новые методиками и современные, продуктивные подходы в обучении.
Критическое мышление, инклюзивное образование, критериальное оценивание, использование ИК-технологий, лидерство в образовании – вот направление, по которому идет развитие образования. Пришло то время, когда ученик перестал быть пассивным участником обучения, задача учителя научить ребенка учиться, самостоятельно добывать знания, планировать и оценивать свою деятельность.

Литература
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»
от 27 июля 2007 года N 319-III ЗРК
2. Кунанбаев Абай - Слова назидания. Тљара сУ©здер 2008
3. Материалы для обсуждения. Первые результаты международной программы PISA-2009
4. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» , 2012
5. Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2011. Аналитический отчет / М.Ю. Демидова и др. Под науч. ред. Г. С. Ковалевой. М.: МАКС Пресс, 2013
6. Руководство для учителя Первый (продвинутый) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Лекса (2014-08-03)
Просмотров: 1148 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-08, 10:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru