Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Андреева З.П., учитель класса предшкольной подготовки КГУ ОШ № 134 г. Караганды, Эко-Школы. « Я и мои дети» Раздаётся звонок, мелодичный, электрический. Я закрываю двери. Там в коридоре, несколько мам и бабушек: «Встаньте, дети!» Дети охотно встают и смотрят на меня с любопытством: «Что будет дальше?» «Здравствуйте, дети!» Они отвечают вразнобой. Ничего, вы, ещё привыкните, и ваше «Здравствуйте» будет означать радость встречи со мной, также, как моё «Здравствуйте, дети!», выражает радость встречи с вами. «Садитесь...я ваша учительница. Поздравляю Вас с началом школьной жизни! Наверно, вам не терпится приступить к занятиям. Ну, что же, давайте начнём, не теряя ни минуты!.. Наш первый урок мы посвятили родному краю, жизни и достижениям Республики Казахстан.» Первая наша перемена длится десять минут. Потом будет ещё 2 перемены. Существует ли в педагогике проблема перемен между уроками? Нет не существует. Она существует в практике школы. Ни разу я не слышала, чтобы учителя всерьёз задумались об организации этих маленьких отрезков времени между уроками. Может быть, потому, что нет здесь никакой проблемы? Моя, нужно только следить, чтобы дети не бегали, не портили чего-то, не дрались, не подставляли друг другу подножки и чтобы мальчишки не обижали девочек. А, ведь им детям, надо, что-то делать на переменах. Но если вокруг нет ничего такого, что поможет ребёнку более интересно израсходовать свою физическую энергию и удовлетворить познавательное стремление? Тогда не обижайтесь, пожалуйста, если дети искусно станут маскировать свои шалости, соблюдая видимость полного порядка. Как сделать, чтобы детские шалости преобразовать, а не подавлять? Как это сделать на переменах? Так возникла у меня сложная педагогическая проблема школьных перемен и школьной дисциплины. Хотя она была мною успешно решена. Я спокойна, потому, что я знаю, чем обязательно займутся мои ребятишки. В классе у нас висят две доски. Одна большая, а другая поменьше. Рядом с большой доской лежат цветные мелки. Уверена, что дети начнут рисовать. Тут же весит полотенце. Наверное, некоторые уже испачкали себе руки и лицо. Есть другая поменьше – разлинована в клеточку и линейку. Здесь они пишут и печатают буквы и цифры. Всё это находится на уровне роста ребятишек, чтобы им удобно было читать, рисовать. На маленьком столике, к которому приставлены стульчики, лежат альбомы, листы, карандаши для рисования. А также комплект «Лего» с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики рук. Во время перемен включаю музыку и песни. Сначала – это были детская музыка и песни. А потом постепенно – казахские народные песни: «Жар-жар», «Кара жорга», «Камажай», а также кюи Курмангазы и др.. Со временем они стали узнавать эту музыку и песни. И задают множество вопросов. Только успеваю на них отвечать. Мои дети танцуют! Это уже не первый раз я замечаю. Значит им нравится танцевать. Я подобрала записи музыки: «Лезгинка», «Ломбада», «Чунга-чанга». Объясняю ребятам, что во время танцев под музыку, нужно прислушиваться к мелодии, стараться понять какие чувства в ней выражены и передать эти чувства в своих движениях. Когда я вспоминаю, как проводила уроки грамоты в начале своей педагогической деятельности, как объясняла детям буквы, как учила писать и читать, меня охватывает страстное желание, с помощью волшебной палочки вернуться в то прошлое и избавить тогдашних моих малышей от скучных уроков грамоты, от нудных и назидательных приёмов чтения, от мучительных упражнений по каллиграфии. Я не знаю, что могло бы измениться сейчас в жизни молодых людей, которых тогда учила грамоте, если бы я обучала их по методике, которой владею сегодня. По всей вероятности, я ускорила бы их развитие и вдвое сократила бы это тягучее время так называемого букварного периода. Я знаю, что после упражнений в письме больших букв в сеточной разлиновке в течении длительного времени ребёнку будет трудно писать мелким почерком, зачем мне загонять его в тупик! Где же гуманность методов? У нас Издательство «Алматы кітап» выпустило специальные рабочие тетради по «Основам грамоты и письма». Под руководством М.В.Казанцевой и И.К.Куликовой. Для того, чтобы освоить весь программный материал, занятия провожу не реже двух раз в неделю. Первое занятие – в соответствии с программой, а второе – графическое для закрепления материала. Здесь есть и развивающие игры и упражнения, предложенные в этой тетради, заимствованы из современных развивающих методик, отличаются подходом в подаче материала на занятии, где ребёнок является непосредственным участником, а не просто слушателем. Через дидактические игры, упражнения, логические задания и игровые ситуации научатся рассуждать, творчески мыслить, познакомятся с некоторыми буквами русского алфавита, овладеют звуковым анализом слов. В моей работе были использованы многие приёмы и методы обучения детей грамоте и я нашла более удачный для моих детей. До прихода детей на двух классных досках пишу букву, с которой буду знакомить. Войдя в класс, дети сразу заметят её. Начнут спорить, как она называется. К началу урока большинство будет знать её. «Скажите, с какой буквой Вы сегодня будете знакомиться?» И они хором ответят, что это за буква. После знакомства с буквой я предлагаю детям разнообразные задания, котором придаю особое значения и вот почему. Дидактические игры: «Зажги фонарик», «До-скажи звуки...». Физминутки с изученными буквами и звуками, дидактические упражнения: «Скажи, как я (в кругу с мячом)», «Назови первый звук», скороговорки. Всё это идёт на закрепление букв и звуков в игровой форме. Ещё один приём я использую: «Дети посмотрите на это слово и разгадайте, с какой буквой вы сегодня знакомиться.» На доске написано слово «Голова». В нём среди знакомых букв есть и новая – «В». Рядом в кругу записаны буквы неизвестные и известные детям, в том числе и буква «В» три раза. «Посмотрите на этот рисунок». Есть ли здесь буква «В»? Сколько букв «В»? Знакомые детям буквы помогают им прочесть слово и отгадывать, какая буква «новая», назвать её, также указать на её место в слове и в алфавите. Для детей специально подготовила алфавит в виде «сердечек» и «шариков». По мере знакомства с буквой они закрашивают: гласную – красным, согласную – синим. Теперь расскажу о технике письма. Главную задачу я вижу в том, чтобы не отрывать процесс выработки навыков письма у детей от процесса развития у них умений письменной речи. И чтобы решить эту задачу, я сделала для моих шестилеток листочки с упражнениями и образцами письма. Для подготовки к письму я не предлагаю детям упражнений по вырисовыванию элементов букв. А, предпочитаю упражнять их в письме таких фигур, которые содержат в себе графические задания. (Раскрасить гласные в красный цвет, а согласные в синий). Выполняем штриховку, копируем рисунки, проводим линии, рисуем и пишем на линейках. Во время занятий обращаем внимание на то, какой рукой рисует ребёнок, быстро или медленно он проводит линии. Анжела Б. рисует двумя руками поочерёдно. Наблюдаю, как дети работают с образцом и часто ли смотрят на него или рисуют по памяти, сверяет ли с ним свой рисунок после окончания работы. Коля Г. пишет, часто бросает ручку и говорит: «Не могу, не получается; Я ещё маленький!» Листочки для письма розданы, ручки проверены, задание разъяснено. «Приготовьтесь к письму!» Это значит: нужно выпрямиться, взять ручку и поднять правую руку: «Я готов!».Я оглядываю детей: все будут писать, кроме одного, которому я дала задание (Ярославу Т.) нарисовать, что ему хочется. « Всё в порядке. Начинайте!» После этой команды у нас в классе обычно воцаряется полная тишина. Я приучила детей не делать при письме лишних движений, не шуметь, не задавать вопросы товарищам – не мешать другим и самому себе. Если кому-нибудь всё же захочется что-то спросить, пусть подойдёт ко мне и скажет мне шёпотом или поднимет руку, я сама к нему подойду. Во время письменной работы я не хожу между рядами и не делаю кому-то замечания, не рассматриваю ещё не завершённые работы. Смысл моего поведения? Это же ясно! Пусть дети поймут, что они заняты важным и серьёзным делом и никто не имеет право нарушать ход работы. Я сажусь за свой стол, открываю книгу и делаю вид, что читаю. Однако незаметно наблюдаю за детьми... Дети склонились над партами, некоторые так низко опустили головы, что кончик носа почти касается бумаги. Так сидеть нельзя! И пока нет у меня более надёжного способа раз и навсегда приучить их сидеть ровно, я вынуждена каждый раз напоминать им об одном и том же. Вот и сейчас: «Дети»,– говорю я шёпотом, – «Выпрямитесь!» Услышали все, выпрямились...Все дети, наверно, умеют считать до десяти, может быть, и до двадцати и даже до ста. Это я уже по опыту знаю. Нет смысла проверять, как каждый из их станет говорить мне скороговорку. Состоящую из «раз-два-три-четыре-пять» и т.д. произнесённую залпом без запинки. Нет смысла делать в начале года, потому что дети пока никакого понятия не имеют о числе. Начинаю с непривычных для детей заданий, приводящих в движение уже накопленный ими опыт и придающих содержательный смысл этим скороговоркам «раз-два-три-четыре-пять»... На первом уроке математики детям разъясняю, что начинают учиться считать, складывать и вычитать, делить. Предполагаю, что это доступное для них объяснение предмета математики. Детям действительно понятно, когда им говорят: мы будем изучать, как отнять от пяти яблок при яблока, чтобы узнать, сколько останется: или же как прибавить к трём орешкам шесть орешек, как разделить яблоко пополам и т.д.. Но ведь не сложение и вычитание и деление есть суть математики. При знакомстве с цифрами и их написанием использую картинки – раскраски с числом предметов. Дети с удовольствием считают предметы здесь: конфеты, машинки, шляпки, сердечки, самолёты....и раскрашивают их. После того, как познакомились с цифрой 10. Провожу заключительное занятие. Занятие – сказку «Теремок». На этом занятии закрепляю знания и умения детей полученные ранее по математике, тут же закрепляем и повторяем цифры и их написание на казахском и русском языках. Наличие в классе детей с разным уровнем знаний, разумеется усложняет труд педагога потому, что уже не «срабатывает» издавна заведённая методика, сложившаяся в таких условиях, когда обучение начиналось с «нуля». Приходится пересматривать методику обучения, иногда даже – заменять её другой. На деле – это означает пересмотр педагогом своих методических принципов. Семья, радио, телевидение, компьютер, интернет... вся наша современная жизнь сотворила этих необычных детей, которые сидят у меня сегодня на уроках. Ясно, что многие из них пришли в школу с умением читать и писать. Складывать и вычитать и не только в пределах десяти. Сегодня они удивляют меня своей развитостью и «образованностью». Пусть мой класс, как и многие другие подготовительные классы «пестрит» детьми с разными знаниями и умениями. Я нашла свой принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. | |
Просмотров: 674 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|