Тема: Казахские национальные головные уборы Цель: Познакомить учащихся с видами и назначением казахских головных уборов. Научить декорировать женские головные уборы «Саукеле» и «Такия» Воспитывать эстетический вкус, развивать интерес к изучению технологии изготовления казахской национальной одежды. Оборудование для учителя: интерактивная доска, презентация «Казахские национальные головные уборы», тест. На доске: тема урока, новые слова, иллюстрации с изображением головных уборов; выставка головных уборов. Для учащихся: бумага белая А3, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, иглы, нитки. Ход урока. 1. Организационный момент. Учащиеся делятся на группы. 2. Объяснение нового материала. головные уборы. Самой выразительной и своеобразной частью народного казахского костюма являются головные уборы, поскольку они играют первенстве6нную роль в опознавательной функции одежды. Повсеместно головные уборы казахи начали носить с 15 века, т.е. со времени образования казахского ханства. Уже в те древние времена по головному убору определялось принадлежность к тому или иному сословию. Женские головные уборы. Такыя, борик. У казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке- пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади. Саукеле. Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты - саукеле, представляющий высокую ( около 70 см ) конусовидную шапку. Он являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Саукеле определял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее. Обязательным - дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Кимешек.С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого убора несколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней – кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Касаба- старинный головной убор девушек, древне-тюрская женская шапка. Как правило, касаба делалась из того же материала, что и камзол в комплекте девичьего костюма. Касаба очень богато расшивалось золотошвейной вышивкой, украшалась золотой бахромой, золотым позументом. В некоторых районах Казахстана касаба использовалось в качестве свадебного головного убора в место саукеле. 3. Повторение ТБ 4. Практическая работа «Декорирование казахских национальных головных уборов » Оборудование: бумага белая А3цветные карандаши, фломастеры, ножницы, иглы, нитки. Ход работы 1) Выполнить эскиз, раскрасить необходимые поверхности. 2) Расшить пайетками 3) Декорировать бусинами, стразами 4) Самоконтроль: проверить качество выполнения работы, эстетический вид. 5. Подведение итогов урока. Защита практической работы. 6. Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме 7. Межпредметные связи: ИЗО 5-6 кл, технология 5-7 кл, трудовое обучение.
|