Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У.Джеймс. Мы являемся свидетелями нового витка развития цивилизации. В современных условиях процесс обучения невозможен без учета проблем глобализации, начавшейся с девяностых годов прошлого века. Глобализация характерна охватом не только физического, но и информационного пространства, наличие которого стирает межгосударственные, межнациональные грани. Личность, способную успешно функционировать в реалиях 21 века, призваны взрастить мы, учителя эпохи глобализации. Исследования показывают, что в классах, где были запущены процессы самостоятельного обучения учеников, появляются ученики нового типа, которые хотят пробовать новые стратегии и новые вещи (Garrison, 1997), рассматривают проблемы как интеллектуальный вызов и наслаждаются учебой (Taylor, 1995). Тейлор обнаружил, что ученики в этих условиях мотивированы на устойчивое, независимое, целенаправленно и самостоятельное обучение. Все эти качества поддерживают навыки 21 века, которые необходимы для успешной деятельности в будущем. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем. На что указывается в документе «Развитие функциональной грамотности школьников для стимулирования творческого мышления… школьников»[1](Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года №258 «О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы») не возможно без переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть: . понятным всем участникам образовательного процесса; . гибким; . многоинструментальным; . психологически комфортным; . многосоставным. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: диагностическое, формативное и суммативное. Еще в тридцатые годы 20 века ученые заострили внимание наактуальности процесса оценивания. В фундаментальной работе Ананьева Б.Г. «Психология педагогической оценки» определено одно из важных направлений педагогической психологии – это процессы оценивания в школе.[2] Оценивание приобретает не только педагогическое и психологическое значение, но и социальное, и юридическое.[3]. Подчеркнем, что в настоящее время социальный аспект возглавляет данный список. Исследователями доказано, что без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. [4]. На уроках математики, биологии ( предметах естественно - научного цикла) проведя наблюдения за учащимися и проанализировав данные, пришли к выводу, что учащиеся не довольны системой оценивания, так как: Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев; Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению. Следовательно, задача учителя данного цикла, заключается в том, чтобы помочь учащимся быть оцененными по достоинству. Сосредоточенности на ученике требует от учителя и конструктивистская теория. Решая данную задачу учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания: . Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся. . Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения. . Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося. . Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения. . Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки. . Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса. . Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания. . Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку учащихся. На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития. И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата. Считаем более значимым для достижение учеником основательного понимания предмета применение формативного и суммативного оценивания. Это является ключевыми факторами, способствующими устранить существующую проблему оценивания. А вот для предметов естественно - научного цикла наиболее эффективно применение критериального оценивания, так как предусматривается большое количество работ нацеленных на самостоятельный поиск материала и его изучения. Данная система оценивания мало изучена большинством учителей, но, по нашему мнению, требует пристального внимания. Обобщая свой небольшой опыт применения элементов критериального оценивания, можно сделать важные выводы о бесспорной целесообразности широкого применения этой системы оценивания учебных достижений учащихся: - работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном, критерием, что является объективным фактором; -критерий известен учащимся заранее, зачастую создается при их участии, то есть учащиеся вовлечены в процесс оценивания; -разрабатывается четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку. Концепция эффективных форм оценивания основана на принципах сотрудничества, что является стратегической целью в образовании республики Казахстан. Преодоление кризиса пятибальной системы оценивания требует от учителя глубокого знания теоретических основ современных систем оценивания и кропотливого ежедневного труда для создания целостной системы оценивания знаний учащихся. «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор» Генри Форд Использованная литература: 1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года №258 «О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы» 2. Ананьева Б.Г. «Психология педагогической оценки»М.: Педагогика, 1980 3. Е.П. Ильин. Мотивация и мотивы. /http://www.klex.ru/uj/ 4. Е.П. Ильин, Н.А. Курдюмова. Методика «Направленность на отметку» / http://www.psihu.net/library/file2045/ 5. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. 2000. | |
Просмотров: 3187 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|