Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю? В государственной Программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы отмечено: «Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества». Главная цель Программы обозначена как «Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики». Реализуя государственную Программу развития, наша школа поставила перед собой цель: повысить уровень профессиональной компетентности учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. «Народная мудрость гласит: «Мақсат - жетiстiктiң желкенi». Только правильно поставленные цели приводят к успеху». (Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года). Для выполнения поставленной перед педагогическим коллективом целью необходимо внедрять в практику преподавания новые подходы в обучении, изучив и обобщив при этом лучший мировой опыт, согласованный с рекомендациями ОЭСР. В Программе развития нашей школы на 2011 – 2020 годы обозначены долгосрочные цели: повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Основанием постановки данной цели явились выявленные проблемы и обозначены пути их решения. (Приложение к отчету) Проблемы Создание условий для более эффективного использования педагогами школы информационных технологий в учебно-воспитательной работе со школьниками; Пути решения Повышение уровня квалификации педагогов школы и овладение новыми подходами в обучении Повышение статуса педагога; Менеджмент образования; Электронное обучение «e-learning»; Проблемы Повышение ответственности педагогов школы за результативность своей деятельности; Пути решения Анализ и контроль работы педагогического коллектива Проблемы Повышение качества и эффективности методической работы Пути решения Грамотное и своевременное планирование всех этапов работы с педагогическим коллективом школы. Обучение в течение всей жизни Таким образом, на основании изученного мирового опыта, стартовых возможностей школы, Плана развития школы, изученных потребностей учащихся, родителей, членов педагогического коллектива были обозначены проблемы, которые предстоит решать. Какие же изменения необходимо внести в практику школы для реализации поставленных целей и как их осуществить? В руководстве для учителя сказано, что Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является личность учителя (Strong, Ward & Grant, 2011), так же отмечено, что «В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке» (Руководство для учителя первого уровня, стр. 101). Исходя из вышесказанного и анализа Плана развития нашей школы, можно сформулировать первые изменения, необходимые для внесения в практику школы, а именно, обратить особое внимание не только на формирования актуальных знаний, но и соответствующих практических навыков учащихся на уроках. Как это можно реализовать? Мне предстоит в период практики выступать в роли лидера, а это значит выполнять функции скаффолдера, фасилитатора способного вовлечь своих коллег в конструктивную работу так, чтобы совместить их уже имеющиеся знания с новыми, ключевыми идеями уровневых Программ в рамках 7 модулей. Кроме того, развивать у учителей рефлексивное мышление, то есть, согласно Программе, способность формулировать обоснованные заключения по функционированию класса, основанных на много аспектных знаниях мировой образовательной практики. Я думаю, что обучение в сотрудничестве может позволить переосмыслить сам процесс преподавания и обучения. Учителя ежедневно на своих уроках решают важные задачи, которые требуют наличия знаний во многих сферах, нацеленных на решение вопросов: чему каждый ученик должен научиться и каковы его достижения в перспективе. Мои коллеги, высококвалифицированные специалисты, готовые и способные принять сознательное участие в реализации коллективно выработанных стратегических решений. Совершенствование профессионального мастерства учителей школы осуществляется через повышение квалификации на курсах, а также через организованную в школе систему методической работы. Методическая работа в школе проводится по плану, составленному по рекомендациям предметных методических объединений. Анализ протоколов методических объединений показывает, что формы проведения методических советов школы носят теоретический характер. Не хватает практической направленности данного вида работы. Понятие «ментор» или лидер являются не привычными для педагогической общественности Казахстана. Возможность провести работу в роли ментора представится мне в период практики в школе. Уверена в том, что смогу объяснить своим коллегам необходимость применения новых подходов в обучении. Менторинг, который буду проводить с учителем, окончившим уровневые курсы, подразумевает систематическую поддержку, направленную на всю систему работы в целом. Коучинги – будут проводить члены фокус – группы, с которыми предварительно буду проводить консультации. Задачей же коучингов станет не передача практического опыта, а подведение учителей к более глубокому уровню понимания какого-либо одного аспекта деятельности. Значит следующее изменение – это внести изменения в организацию и проведение методических объединений школьных советов в форме коучинга, на которых можно в активной форме участвовать в обсуждении темы, решать профессиональные проблемы и вопросы в сотрудничестве. Решать конкретные проблемы, направленные на изменения в практике работы школы. Таким образом, задачи методической работы в школе можно решать в новом, более продуктивном формате. Участие учителей в методической, инновационной деятельности будет способствовать в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. Преподавание учебных предметов в нашей школе, на основе изученной документации школы, ведется в основном традиционными методами, т.е. «передающая» модель, при которой учителя транслируют имеющиеся знания посредством учебников и лекций. Хотя, есть и учителя в нашей школе использующие элементы новых подходов в обучении, а это значит, совместно с ними можно показать преимущества применения новых подходов в обучении для повышения его качества. Сформирую из их числа фокус – группу, совместно с которой буду проводить исследование в действии на практике в школе. Школьники, обучавшиеся по типовой, традиционной методике, обычно не имеют опыта применения своих знаний в новых ситуациях, взаимодействия в сложных условиях, решения реальных проблем и использования творческого подхода. Обращу внимание на практике и на этот аспект. Нас, учителей не учили критическому осмыслению своей деятельности в ВУЗах – целому курсу, общепринятому в Европе и на Западе, а именно умению выстраивать свои доводы в логическом порядке, приводить доказательства, высказывать свое мнение о приводимых доказательствах, строить предположения относительно будущего, то есть проводить рефлексию. Значит надо обратить внимание учителей на рефлексию, как своей деятельности, так и рефлексию деятельности учащихся на различных этапах урока. Вместе учителями школы буду проводить уроки в форме LS, как наиболее эффективной, как подтверждает мировая практика. Развивать навыки исследования на уроке, наблюдать и обсуждать урок, управлять аудиторией, взаимодействовать сообща, планировать, ставить цели и определять методы достижения их – это еще одно направление, которое можно реализовать в период практики в школе. Так как школа, в которой я работаю, является инновационной, то набор учащихся осуществляется по результатам тестирования, что законодательно закреплено в одном из разделов устава школы. С родителями учащихся ежегодно подписывается двусторонний договор, в котором оговорены права и обязанности подписывающих его сторон. В школе обучаются высокомотивированные ученики, которые должны обладать критическим мышлением, уметь творчески подходить к решению задач и работать в команде, именно этим навыкам чрезвычайно трудно научить и научиться. Это еще одно направление, которому следует уделить внимание в период практики в школе. В период практики в процессе реализации своей темы исследования в действии «Обучение в сотрудничестве как способ совершенствования качества образования» обращу внимание на необходимость развития социальных навыков учащихся. Эти навыки учат общаться, решать проблемы, приобретать навыки презентации, лидерства, передачи полномочий и организации в учебном, а так же вне учебном процессах, через технологию сотрудничества. Изучение мирового опыта организации обучения в сотрудничестве показывает, что опыт обучения в группе может принести ученикам самую разнообразную пользу – от навыков поведения до аккумулирования интеллектуальных и личных умений. Для эффективного внедрения инновационных процессов для оптимизации качества образования считаю необходимым использование всех семи модулей программы в процессе обучения. Планирую вести работу с менти. Поддержка и консультирование будет являться направляющим вектором в ходе моего исследования, это своего рода «подмостки» в выстраивании траектории практики. На мой взгляд, сегодня очень важно отойти учителям от устаревшей модели «урокодателя» к модели учителя 21 века. Полагаю, по мере того как будут, меняться образовательные цели, следовательно так будут меняться и учебные планы, и методы обучения, и способы оценки. Эти изменения потребуют большего профессионализма и от учителей и администрации школы. На основе изученного мирового опыта, стартовых возможностей школы, изученных потребностей учащихся, родителей, членов педагогического коллектива сделала выводы: совместное мышление, толерантность, критичность мышления – вот те умения, которые необходимы для успешного взаимодействия. Планирую привлечь заинтересованных учителей школы, а именно, сертифицированных учителей, прошедших уже обучение на уровневых курсах, кроме того, учителей энтузиастов своего дела, творчески работающих, каких в нашей школе не мало. Собственную деятельность по управлению процессом преобразований организую, проводя уроки, с использованием новых подходов в обучении, с применением всех семи модулей программы. Тема, которую я буду реализовывать на практике: «Обучение в сотрудничестве как способ совершенствования качества образования» позволит в дальнейшем выяснить эффективность вводимых преобразований. Полагаю, что реализация указанной темы позволит ученикам получать больше знаний и дольше сохранять их, чем на занятиях в других форматах. Направлю свою деятельность на обучение детей учиться (метакогниция), т.к. объем материала, который можно усвоить в рамках существующей системы преподавания, ограничен, ученики должны научиться учиться самостоятельно. Считаю необходимым развитие навыков мышления. На мой взгляд, необходимо развивать навыки мышления высокого и низкого уровня одновременно, так как ученики должны понимать связи между отдельными элементами полученной информации и уметь применять это понимание в различных ситуациях. А так же, необходимо продвижение работы в сотрудничестве и как процесс, и как результат. Ведь умение сотрудничать важно в 21 веке, не говоря уже о том, что оно является важным условием для эффективного овладения другими значимыми навыками. Планирую создать профессиональное сообщество учителей моей школы, объединенное общей профессиональной деятельностью. Оно позволит мне организовать общение на профессиональные темы, а учителям обмениваться опытом учения-обучения не только в стенах школы, но и на портале. Распространять успешные педагогические практики и поддерживать новые образовательные инициативы. Такую возможность для профессионального взаимодействия педагогам, прошедшим курсы повышения квалификации по уровневым программам, предоставляет сайт cpm.kz. Считаю, что составленный мной план будет способствовать потребностям моей школы. Уверена, что многие вопросы по изменению преобразований указанные в плане смогу реализовать в период практики школе. Обучившись на Первом этапе курсов я изменила свое видение относительно преподавания и обучения детей. Буду стремиться сделать все, чтобы вовлечь коллег в сотрудничество, расскажу о рефлексии и самооценке как об одном из значимых аспектов педагогической деятельности. Подводя итог, отвечу на вопрос: Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю? 1) формировать актуальные знаний и соответствующие практические навыки учащихся на уроках; 2) выступать в роли лидера, выполнять функции скаффолдера, фасилитатора, вовлекать своих коллег в конструктивную работу, совместить уже имеющиеся знания с новыми, ключевыми идеями уровневых Программ в рамках 7 модулей; 3) доказывать учителям необходимость рефлексии своей деятельности; 4) показать эффективность обучения учащихся в сотрудничестве; 5) проводить работу в роли ментора; 6) организовать фокус – группу для проведения исследования в действии; 7) проводить заседания методических объединений школьных советов в форме коучинга; 8) работать с менти по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности; 9) доказывать преимущества применения новых подходов в обучении для повышения его качества на примере проведения своих уроков и уроков проводимых фокус - группой; 10) готовить и проводить уроки в форме LS; 11) развивать навыки исследования на уроке, наблюдать и обсуждать урок, управлять аудиторией, взаимодействовать сообща, планировать, ставить цели и определять методы достижения; 12) развивать на своих уроках навыки критического мышления, учить творчески подходить к решению задач, работать в команде; 13) развивать социальные навыки учащихся; 14) создать профессиональное сообщество учителей моей школы; 15) организовать общение на профессиональные темы; 16) вовлечь коллег в сотрудничество. Это лишь, проект, как будет развиваться моя практика в школе, покажет время, но уверена в том, что преобразования в школе необходимы и я смогу внести свой положительный вклад в их начинания. Возможно, что совместно со своими коллегами внесу дополнения в намеченные мною планы. Приведу слова Вайнберга и Гроссмана соответствующие и моему пониманию необходимости преобразований: «Школы не могут стать увлекательным местом для учеников до тех пор, пока не станут увлекательным местом для взрослых». Хочется надеяться, что работа по совершенствованию собственной практики будет успешной, и коллеги будут вовлеченными в этот процесс, а это означает, что изменения в практику преподавания и обучения в школе будут внедряться постоянно. Все вместе взятое позволит качественно изменить образование наших детей. В Приложении к отчету - План работы учителя-лидера. | |
Просмотров: 6855 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|