Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Урок по литературе Иван Крылов Басня "Стрекоза и муравей"
Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню, определять мораль басни, развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества ; формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать словарный запас учащихся, речь, мышление; воспитывать нравственные качества.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе.
Форма урока: групповая.
Ход урока.1. Орг момент. «Передай бусинку с пожеланием»
2. Стадия вызова.
-Посмотрите иллюстрации на доске. (портрет И. А. Крылова)
Сегодня на уроке чтения, мы с вами познакомимся с произведением этого автора.
- Как вы думаете, кто это ?
- Какие произведения принадлежат его перу?
-Чему посвящен сегодня урок? (басням)
-Ребята, кто пишет стихи? Рассказы? А басни?
- Сегодня мы познакомимся баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, узнаем, что называется басней и будем находить мораль басни.
3. 5 минутное чтение. Чтение с пометкой.
Предлагаю вам прочитать текст об авторе и отметить интересную для вас информацию, рассказать о ней в группе. Карандашом отметьте: +- это я знал; - этого я не знал; v – это я думал по-другому; ? – вопрос учителю.
4. Стадия осмысления содержания
А) Подготовка речевого аппарата
Б) Составление ассоциативной таблицы.
-Что вы знаете о муравьях, стрекозах? (дети обсуждают в группе и заполняют ассоциативную таблицу
В) Словарная работа.
Прежде, чем приступить к чтению басни, давайте разберём непонятные слова. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания :
Зима катит в глаза. Неожиданно наступила зима.
В мягких муравах у нас. Быстро прошло.
Голову вскружило. . Тоскует.
Оглянуться не успела В мягкой траве у нас.
В ум пойдет. В поле стоит мёртвая тишина.
Помертвело чисто поле. Не хочется думать.
Злой тоской удручена. Забыла обо всем.
5) Работа по произведению.
а) Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» учителем.
-Понравилось ли вам произведение?
-Кто главные герои басни? Почему Стрекоза пришла к Муравью?
б) Самостоятельное чтение детьми.
в) Самостоятельное чтение учащимися с пометкой карандашом понравившегося отрывка.
г) Чтение басни в статических парах.
- Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Ленивая.)
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
д) Чтение по ролям.
- Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
- Настали ли нужда и голод для Муравья?
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
- Можно ли его назвать жадным?
- Как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
- Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня?
- Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
- Как вы их понимаете?
- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
Мораль: Ты всё пела-это дело. Так поди же попляши!
е) Работа с пословицами.
-Какую пословицу можно подобрать 1 группа – для стрекозы, 2 группа – для муравья
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Муравей не велик, а горы копает.
И поедим , и спляшем- только пашни не напашем.
Лодырь , да бездельник - им праздник в понедельник.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Где труд, там и радость.
Кто летом трудился, тот осенью петь будет.
6. Стадия рефлексии.
- Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
7. Итог урока. Тестовое задание.
В итоге нашего урока предлагаю вам тестовое задание. (На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-высмеивает пороки людей ( ирония),
-есть мораль,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
Дети карандашом отмечают нужные строчки
Вывод с доски: Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки, В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
8. Домашнее задание
- Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне и выучить её наизусть.
9. Оценивание.
-Что нового я узнал на уроке? -Чему я научился?
-За работу на уроке я ставлю себе оценку….
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Larisa4983 (2014-12-19) | Автор: Болдарева Лариса Юрьевна E
Просмотров: 1821 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-02-01, 9:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru