Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Тема: Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс. Тип урока: повторение и обобщение материала Дидактическая задача: повторить и обобщить знания Место урока в теме: последний урок в теме «БСП» Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь. Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, диагностический лист самоанализа знаний, умений и навыков, индивидуальные карточки для учащихся. Цели урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП совершенствование пунктуационных навыков по данной теме. 2. РАЗВИВАЮЩАЯ: Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать; Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы. 3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать способность видеть, чувствовать, понимать красоту окружающего мира, осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте наблюдательность, настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе. Ход урока. I.Вступительное слово. Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко ( 1 слайд ) Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы как истории планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. - Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке. - Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний. - Начнём наш урок с синтаксической разминки ( 2 слайд ) - Ребята, посмотрите на доску и определите: какие перед нами предложения? (БСП) - Определим смысловые отношения между его частями. 1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. (дополнение) 2. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт. (противопоставление) - Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? - Сегодня у нас с вами обобщающий урок-практикум по теме « Бессоюзные сложные предложения». - Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, тему урока. (3 СЛАЙД) Определим цели нашего урока: (4 СЛАЙД) (дети сами должны их назвать) - Что мы будем делать на уроке? Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП. - Ребята, сегодня на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в «Диагностическом листе», который у каждого на столе. Диагностический лист (контроль и самооценка знаний, умений и навыков по теме « Бессоюзное сложное предложение»). Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации в 9 классе. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. Ф.И. ученика Оценка ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Знание теоретического материала ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Практическая работа №1 ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Практическая работа №2 ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание №3 «Слуховой диктант» ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание по рядам №4 ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание №5 «Исправь ошибку» ----------------------------------------------------------------------------------------------------- II. Фронтальный опрос (5 СЛАЙД) - Приведём в систему наши знания о БСП Какие предложения называются бессоюзными? (БСП – простые предложения связаны между собой при помощи интонации при произношении, а на письме знаками препинания) Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? Расстановка знаков препинания в БСП (6СЛАЙД) В каких случаях ставится запятая? Точка с запятой? К каким союзным предложениям они близки? В каких случаях ставится тире? Двоеточие? (таблица знаков препинания в БСП) Какую роль играют БСП в тексте? Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами. - Оцените себя в оценочном листе. - Эпиграфом нашего урока являются слова Ф.М. Достоевского. (7 СЛАЙД) Эпиграф урока «Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский) -Запишем эпиграф урока в тетрадь. Как вы считаете, насколько это высказывание справедливо? Действительно ли красота может спасти мир? (Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства) Ш. Тренинг по пунктуации в БСП (закрепление): 1. Практическая работа (8 СЛАЙД) – работа в тетради С давних времен символом красоты считается роза. Ей посвящали свои произведения поэты и писатели. Даже в Пушкине почувствовали поэта, когда он описал розу. Прочитайте выразительно строки М. Державина, посвященные розе Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к выразительному чтению? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор, составьте схему предложения. Юная роза Лишь развернула Алый цветок, Вдруг от мороза индивидуальная работа В лоне уснула; Свянул цветок. Схема предложения: [ - = , = ]; [ = - ]. 1человек у доски Что делает стихотворение таким эмоциональным? Когда поэт берется за перо? Когда его что-то взволновало. Поэтому самые простые картины так выразительны. Неслучайно поэт использует бессоюзные сложные предложения. - Оцените себя. (9 СЛАЙД) 1. Практическая работа: обратимся к творчеству необыкновенного мастера пейзажа Афанасия Афанасьевича Фета. (10 СЛАЙД) Задание: работаем самостоятельно, по вариантам, записываем в тетрадь. Составьте схему предложения. – Аргументируйте свой ответ. 1 вариант Вчерашний вечер помню живо: (пояснение) – а что именно? Синели глубью небеса, (отношения одновременности) Лист трепетал Красноречиво, Глядели звёзды нам в глаза. 2 человека самостоятельно [ = ]: [ = - ], [ - = ], [ = - ]. за доской составляют схемы. 2 вариант Я долго стоял неподвижно, (дееприч. Оборот) В далёкие звёзды вглядясь, - (вывод, следствие) Меж звёздами теми и мною Какая-то связь родилась. [ - = , / -.-.-./ ], - [ - = ]. - Оцените себя. (11 СЛАЙД) 3. Слуховой диктант (12 СЛАЙД) - Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение? Если можем, что помогает это сделать? ( Интонация, пауза) - самоконтроль 1. Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.(дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения 2. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(время) 3. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.(пояснение) 4. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.(значение одновременности)- интонация перечислительная 5. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.(противопоставление)- повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2-м. - Оцените себя. (13 СЛАЙД) 1 2 3 4 5 : - : , - 2. Задание по рядам: (в это время проверить карточки уч-ся) – 1 группа –(1 ряд)Соотнесите предложения с подходящими смысловыми отношениями. (14 СЛАЙД) 1. Молвит слово - соловей поёт. 1. Первое указывает на время того, о о чём говорится во втором предложении. 2.Ставень стукнет - 2. Первое предложение указывает на он вздрогнет и побледнеет. условие того, о чём говорится во втором предложении. 3. Песенка кончилась - 3. Содержание первого предложения раздались обычные рукоплескания. сравнивается с содержанием второго. Ответы: 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1. 2 группа –Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. (2 ряд) (15 СЛАЙД) Исходный вариант Перестроенное предложение Было видно, как по реке плыли льдины. Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой. В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг. Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней. Если цветы не поливать, они засохнут. Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить. : пояснение - время : причина - противопоставление условие – - следствие . - Оцените себя в оценочном листе. 5. Задание: исправь ошибку (самостоятельно) – 16 СЛАЙД Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки. (предложения у вас на карточках) 1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (результат, вывод) 2. Настанет вечер, - загорятся в небе звезды. (время) 3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.(дополнение) 4. Я подошел к окну - : снегопад был в полном великолепии.(дополнение) Ошибки: 2. [время]-[ ] 4. [ ] : [дополнение] 17СЛАЙД IV. Итог урока. Рефлексия. ( 18 СЛАЙД) - Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. - Ребята, подымите, руки те, кто получил «5», «4», «3», «2». - Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку. - Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока? - На уроке мы обобщили изученное о БСП. - Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? 1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный) 2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый) 3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный) V. Домашнее задание (19 СЛАЙД) Создайте свой текст - рассуждение, используя сложные бессоюзные предложения, по одной из тем: «Красота душу лечит» (С. Никитин) «Имеющий в руках цветы, не может быть жестоким» (Вл. Солоухин) | |
Просмотров: 5196 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|