Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни общества. И в этой связи образование должно ориентироваться на реалии жизни, на требования сегодняшнего дня. Коллектив нашей гимназии апробирует модель «Гимназия - центр интеллектуального развития личности», где основная цель - создание условий для развития здоровой, творческой, полиязычной, конкурентоспособной, успешной личности. Саму успешность в человеке нельзя воспитать или развить, можно сформировать основные составляющие успешного человека: высокая образованность, организованность, коммуникабельность, нравственность, идейность, самостоятельность, лидерство и т.д. В свете Кембриджских курсов повышения квалификации нам хотелось определить для себя такую задачу, чтобы она была реальна, эффективна, ощутима и значима для каждого ребенка нашей гимназии. Одной из актуальных проблем, которая была выявлена по результатам психологический исследований, является проблема лидерство в ученической среде. Лидерский потенциал гимназистов развит недостаточно: у 22,4% учащихся он развит слабо, 62,7% учеников имеют средний лидерский потенциал, а у 11,2% он выражен сильно (Диаграмма 1). По данным опроса учителей: 81% учеников обладают лидерскими способностями, а свою активность, самостоятельность в решениях и инициативу демонстрируют всего 15,8%. По мнению учеников, препятствием их активности и успешности является неуверенность в себе (64,6%) и пассивность 37,6% (Диаграмма 2). Диаграмм 1. Диаграмма 2. Опираясь на полученные данные и достижения современной науки, мы сконцентрировались на этом аспекте деятельности, начиная с основания. Всем известно, что прочность дома определяется его фундаментом. "Лидерство является основным человеческим качеством, но достаточно сложным" [4, с. 169]. И, исходя из этого, были определены: долгосрочная цель - развитие лидерства в ученической среде (2 и более года) и среднесрочная - формирование адекватной самооценки учащихся с целью дальнейшего развития их уверенности, активности, инициативы и успешности (1- 2 года). По мнению Молчановой З.М. [2, с. 8] средством "...развития самооценки, ... личностного роста школьника может стать портфолио". Это позволило нам предположить, что портфолио может стать тем инструментом, который повлияет на развитие адекватной самооценки школьников и на уверенность в себе, а в дальнейшем на лидерскую позицию и как результат - успешность ученика. Подтверждение этому мы обнаружили в интервью детей: 12,7% опрошенных школьников сами используют такой подход к отслеживанию своего развития, а 63% хотели бы использовать такую возможность. Портфолио - технология альтернативной системы оценивания достижений ребенка, средство осуществления обратной связи с процессом обучения, обеспечивающего развитие не только академических, но и практических, социальных навыков детей. Основная цель ученического портфолио - фиксировать успех, причем в любой области, повышать самооценку, лидировать и создавать позитивный настрой на будущее. И основной смысл ученического портфолио - «показать все, на что ты способен». Благодаря портфолио можно: • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Для реализации наших планов, из всего спектра разновидностей портфолио, нами был определен комбинированный вид портфолио, который состоит из двух частей: формальной - успехи учащегося и второй, личностного роста. Предметом такого портфолио стали не только свидетельства успехов в учебе и внеклассной деятельности, но и результаты динамики развития собственной личности в различных ее проявлениях (характер, способности, общение и др.). Это изучение школьниками особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта. Анализируя результаты нашей работы за один год мы увидели, что процентные данные типов самооценки у учащихся изменились незначительно (на 1,7%). Но следует оговориться, что самооценка это категория, относящаяся к индивидуально-типологическим особенностям, и поэтому изменений не следует ожидать так быстро. В процессе математической обработки и анализа данных, нами выявлены следующие изменения: при вычислении среднего бала самооценки учащихся в каждом типе (завышенная, заниженная, адекватная) отмечено, что в начале нашей работы (констатирующий этап) он был 0,28 балла, а при контрольном замере - 0,48 балла. Это показывает незначительный рост (приближение к адекватной самооценки). И снижение среднего балла в категории "завышенная самооценка" с 0,78 до 0,61 балла (Диаграмма 3). Т.е., говорить о позитивных изменениях можно, хотя и незначительных, а так же о наличие положительных тенденций, что свидетельствует о эффективности работы. Это помогает ученикам в формировании правильного представления о себе и "образе Я", объективном оценивании себя, своих результатов деятельности, пробудить "здоровые" амбиции, выдвинуть новые приоритеты, которые будут подталкивать учеников к новым результатам и самореализации. В перспективе работа будет нацелена на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах, авторитете и ответственности. Мы надеемся, что это поможет школьникам в самореализации их как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами и умеющей повести за собой. А "лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию" [5, с. 192]. Список литературы: 1. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать.- М.: Просвещение, 1991. 2. Молчанова З.М., Тимченко Т.В., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. - М.: Глобус, 2003. 3. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.- М.: Мир, 1994. 4. "Руководство для учителей", первый продвинутый уровень Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК, 2013. 5. "Руководство для учителей", третий базовый уровень Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК, 2013. | |
Просмотров: 734 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|