Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Лидерство школьника как определяющее его социальной успешности
Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни общества. И в этой связи образование должно ориентироваться на реалии жизни, на требования сегодняшнего дня. Коллектив нашей гимназии апробирует модель «Гимназия - центр интеллектуального развития личности», где основная цель - создание условий для развития здоровой, творческой, полиязычной, конкурентоспособной, успешной личности. Саму успешность в человеке нельзя воспитать или развить, можно сформировать основные составляющие успешного человека: высокая образованность, организованность, коммуникабельность, нравственность, идейность, самостоятельность, лидерство и т.д.
В свете Кембриджских курсов повышения квалификации нам хотелось определить для себя такую задачу, чтобы она была реальна, эффективна, ощутима и значима для каждого ребенка нашей гимназии. Одной из актуальных проблем, которая была выявлена по результатам психологический исследований, является проблема лидерство в ученической среде. Лидерский потенциал гимназистов развит недостаточно: у 22,4% учащихся он развит слабо, 62,7% учеников имеют средний лидерский потенциал, а у 11,2% он выражен сильно (Диаграмма 1). По данным опроса учителей: 81% учеников обладают лидерскими способностями, а свою активность, самостоятельность в решениях и инициативу демонстрируют всего 15,8%. По мнению учеников, препятствием их активности и успешности является неуверенность в себе (64,6%) и пассивность 37,6% (Диаграмма 2).
Диаграмм 1. Диаграмма 2.

Опираясь на полученные данные и достижения современной науки, мы сконцентрировались на этом аспекте деятельности, начиная с основания. Всем известно, что прочность дома определяется его фундаментом. "Лидерство является основным человеческим качеством, но достаточно сложным" [4, с. 169]. И, исходя из этого, были определены: долгосрочная цель - развитие лидерства в ученической среде (2 и более года) и среднесрочная - формирование адекватной самооценки учащихся с целью дальнейшего развития их уверенности, активности, инициативы и успешности (1- 2 года).
По мнению Молчановой З.М. [2, с. 8] средством "...развития самооценки, ... личностного роста школьника может стать портфолио". Это позволило нам предположить, что портфолио может стать тем инструментом, который повлияет на развитие адекватной самооценки школьников и на уверенность в себе, а в дальнейшем на лидерскую позицию и как результат - успешность ученика. Подтверждение этому мы обнаружили в интервью детей: 12,7% опрошенных школьников сами используют такой подход к отслеживанию своего развития, а 63% хотели бы использовать такую возможность.
Портфолио - технология альтернативной системы оценивания достижений ребенка, средство осуществления обратной связи с процессом обучения, обеспечивающего развитие не только академических, но и практических, социальных навыков детей. Основная цель ученического портфолио - фиксировать успех, причем в любой области, повышать самооценку, лидировать и создавать позитивный настрой на будущее. И основной смысл ученического портфолио - «показать все, на что ты способен». Благодаря портфолио можно:
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Для реализации наших планов, из всего спектра разновидностей портфолио, нами был определен комбинированный вид портфолио, который состоит из двух частей: формальной - успехи учащегося и второй, личностного роста. Предметом такого портфолио стали не только свидетельства успехов в учебе и внеклассной деятельности, но и результаты динамики развития собственной личности в различных ее проявлениях (характер, способности, общение и др.). Это изучение школьниками особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта.
Анализируя результаты нашей работы за один год мы увидели, что процентные данные типов самооценки у учащихся изменились незначительно (на 1,7%). Но следует оговориться, что самооценка это категория, относящаяся к индивидуально-типологическим особенностям, и поэтому изменений не следует ожидать так быстро. В процессе математической обработки и анализа данных, нами выявлены следующие изменения: при вычислении среднего бала самооценки учащихся в каждом типе (завышенная, заниженная, адекватная) отмечено, что в начале нашей работы (констатирующий этап) он был 0,28 балла, а при контрольном замере - 0,48 балла. Это показывает незначительный рост (приближение к адекватной самооценки). И снижение среднего балла в категории "завышенная самооценка" с 0,78 до 0,61 балла (Диаграмма 3).
Т.е., говорить о позитивных изменениях можно, хотя и незначительных, а так же о наличие положительных тенденций, что свидетельствует о эффективности работы. Это помогает ученикам в формировании правильного представления о себе и "образе Я", объективном оценивании себя, своих результатов деятельности, пробудить "здоровые" амбиции, выдвинуть новые приоритеты, которые будут подталкивать учеников к новым результатам и самореализации.
В перспективе работа будет нацелена на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах, авторитете и ответственности. Мы надеемся, что это поможет школьникам в самореализации их как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами и умеющей повести за собой. А "лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию" [5, с. 192].

Список литературы:
1. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать.- М.: Просвещение, 1991.
2. Молчанова З.М., Тимченко Т.В., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. - М.: Глобус, 2003.
3. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности.- М.: Мир, 1994.
4. "Руководство для учителей", первый продвинутый уровень Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК, 2013.
5. "Руководство для учителей", третий базовый уровень Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК, 2013.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Татьяна9309 (2014-12-23) | Автор: Лучкова Татьяна Алексеевна
Просмотров: 734 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-22, 4:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru