Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Роль компетентностно- ориентированных заданий в формировании функционально грамотной личности. Альжанова Раушан Кайдаровна учитель биологии Карагандинской специализированной школы – интернат «Дарын» Масштабные изменения, которые в 21 веке затронули все стороны человеческой деятельности, неизбежно имеют свое проявление и в системе школьного образования. Не смотря на то, что урок был и остается ключевой формой организации образовательного процесса, наблюдается тенденция смещения акцентов в деятельности с академических знаний на практико – ориентированные, изменяется направленность, структура урока и его роль в формировании современной компетентной личности. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Инновации прочно входят в школьную жизнь: расширяется арсенал педагогических технологий, шире используются ИКТ, укрепляется материально – техническое оснащение кабинетов и т.д. Однако: в национальном отчете центра образовательной статистики и оценки МОН РК «Основные результаты PISA- 2012» указано на то, что школьники РК испытывают серьезные трудности при использовании знаний в области естествознания для возможности обучения и в жизненных ситуациях, связанных с наукой и технологией. Средний балл по естественно-научной грамотности наших 15-летних подростков составляет 425 из 700[1]. Доступными для выполнения оказались задания в основном 1-3 из 6 уровней (рис1). Это дает основание для серьезного переосмысления подходов к организации учебного процесса, определения цели современного образования, смещения акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. рис.1 Внедрение компетентностного подхода, использование в учебном процессе компетентностно – ориентированных заданий – одно из условий формирования функционально – грамотной личности, повышения качества образования. Использование на уроках компетентностно – ориентированных заданий способствует качественно новому уровню осмысления приобретенных знаний, когда знания будут иметь еще и прикладной характер, использоваться в решении жизненных и профессиональных задач. Карагандинская специализированная школа «Дарын» уже несколько лет работает в режиме опытно-экспериментальной работы по теме: «Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» - школа интеллектуального развития». Педагоги школы апробируют использование компетентностно – ориентированных заданий как один из способов, наряду с проблемными задачами, направленных на интеллектуальное развитие школьников. На этом пути возникало немало сложностей: от нежелания отказываться от традиционных заданий, к которым мы уже привыкли и имеем богатую методическую копилку, до непонимания структуры и цели использования компетеноностно – ориентированных заданий. Есть и объективные причины, такие как недостаточность методической копилки КОЗ по предметам и неумение самим конструировать задания такого типа. Именно поэтому в нашей школе мы проводим серию обучающих семинаров по структуре КОЗ, создаем копилку компетентностно – ориентированных заданий. При разработке КОЗ следует учитывать, что каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях. Содержание (аспекты) ключевых компетентностей определены в Стандарте образования и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Первые задания, которые были предложены ученикам на уроках, вызывали у определенной части учащихся непонимание того, как работать, что от них требуется. Например, в 8 классе при изучении темы «Кожа» ученикам предложено выбрать, как оказать первую помощь при обморожении конечностей. Ответ предполагает не только выбор ответа из предложенных, но и обоснование данного действия с позиции биологии и медицины. Сложность заключалась в том, что ученики не смогли извлечь скрытую, максимально полезную информацию из предложенного текста и делали случайный выбор, не подкрепляемый теоретическим обоснованием. Задание направлено на развитие информационной компетентности, аспект: 1уровень - планирование информационного потока, 2 уровень - обработка информации. Использование КОЗ, заданий, разработанных с учетом таксономии Б.Блума, внедрение модулей по Кембриджской программе дает свои результаты. Сейчас ученики уже освоили тактику работы с модельными ответами, могут провести оценку выполнения заданий согласно дескрипторам, ставить цели и намечать план действий, решать проблемные задачи в рамках отдельных предметов. Но все еще остается проблемой межпредметная интеграция, когда требуется перенос знаний из одной области в другую, интеграция знаний, применение метапредметных знаний в практической жизненной ситуации. Задания в формате PISA предполагают именно такой подход и поэтому учителя естественнонаучного цикла школы работают над разработкой интегрированных уроков и КОЗ. Были разработаны интегрированные уроки химии – физики, физики – биологии, биологии – химии, в которых использовались компетентностно – ориентированные задания, сделана подборка заданий, направленных на развитие естественнонаучных знаний. Например, по теме «Звук. Орган слуха» предлагаются задание: Для чего продавец, выдавая покупателю стеклянную или фарфоровую посуду, легонько постукивает по ней карандашом? В 9 классе по теме «Электролиз растворов и расплавов, электрический ток в жидкостях» предлагалось задание: Для проверки качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к её металлическим контактам. Если язык ощущает резкую горечь и жжение, то батарейка хорошая. Вопрос: Объясните, почему электричество батарейки горьковато на вкус? Анализ выполнения заданий такого формата подтверждает, что использованию и разработке КОЗ интегрированного характера, как и разработке КОЗ в отдельных предметных областях следует уделять серьезное внимание. Итак, уровень сформированности ключевых компетентностей школьников, готовность реализовать свои знания в повседневной практической жизни развивается наряду со многими другими факторами через урок, через использование КОЗ, а, следовательно, через организацию образовательного процесса в школе в целом. Список использованной литературы 1. Национальный отчет по итогам международного исследования PISA- 2012 в Казахстане | |
Просмотров: 898 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|