Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

статья Роль компетентностно - ориентированных заданий в формировании функциональной грамотности учащихся
Роль компетентностно- ориентированных заданий в формировании функционально грамотной личности.
Альжанова Раушан Кайдаровна
учитель биологии Карагандинской
специализированной школы – интернат «Дарын»

Масштабные изменения, которые в 21 веке затронули все стороны человеческой деятельности, неизбежно имеют свое проявление и в системе школьного образования. Не смотря на то, что урок был и остается ключевой формой организации образовательного процесса, наблюдается тенденция смещения акцентов в деятельности с академических знаний на практико – ориентированные, изменяется направленность, структура урока и его роль в формировании современной компетентной личности. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Инновации прочно входят в школьную жизнь: расширяется арсенал педагогических технологий, шире используются ИКТ, укрепляется материально – техническое оснащение кабинетов и т.д. Однако: в национальном отчете центра образовательной статистики и оценки МОН РК «Основные результаты PISA- 2012» указано на то, что школьники РК испытывают серьезные трудности при использовании знаний в области естествознания для возможности обучения и в жизненных ситуациях, связанных с наукой и технологией. Средний балл по естественно-научной грамотности наших 15-летних подростков составляет 425 из 700[1]. Доступными для выполнения оказались задания в основном 1-3 из 6 уровней (рис1). Это дает основание для серьезного переосмысления подходов к организации учебного процесса, определения цели современного образования, смещения акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
рис.1
Внедрение компетентностного подхода, использование в учебном процессе компетентностно – ориентированных заданий – одно из условий формирования функционально – грамотной личности, повышения качества образования. Использование на уроках компетентностно – ориентированных заданий способствует качественно новому уровню осмысления приобретенных знаний, когда знания будут иметь еще и прикладной характер, использоваться в решении жизненных и профессиональных задач.
Карагандинская специализированная школа «Дарын» уже несколько лет работает в режиме опытно-экспериментальной работы по теме: «Областная специализированная школа для одарённых детей «Дарын» - школа интеллектуального развития». Педагоги школы апробируют использование компетентностно – ориентированных заданий как один из способов, наряду с проблемными задачами, направленных на интеллектуальное развитие школьников. На этом пути возникало немало сложностей: от нежелания отказываться от традиционных заданий, к которым мы уже привыкли и имеем богатую методическую копилку, до непонимания структуры и цели использования компетеноностно – ориентированных заданий. Есть и объективные причины, такие как недостаточность методической копилки КОЗ по предметам и неумение самим конструировать задания такого типа. Именно поэтому в нашей школе мы проводим серию обучающих семинаров по структуре КОЗ, создаем копилку компетентностно – ориентированных заданий.
При разработке КОЗ следует учитывать, что каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях. Содержание (аспекты) ключевых компетентностей определены в Стандарте образования и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
Первые задания, которые были предложены ученикам на уроках, вызывали у определенной части учащихся непонимание того, как работать, что от них требуется. Например, в 8 классе при изучении темы «Кожа» ученикам предложено выбрать, как оказать первую помощь при обморожении конечностей. Ответ предполагает не только выбор ответа из предложенных, но и обоснование данного действия с позиции биологии и медицины. Сложность заключалась в том, что ученики не смогли извлечь скрытую, максимально полезную информацию из предложенного текста и делали случайный выбор, не подкрепляемый теоретическим обоснованием. Задание направлено на развитие информационной компетентности, аспект: 1уровень - планирование информационного потока, 2 уровень - обработка информации.
Использование КОЗ, заданий, разработанных с учетом таксономии Б.Блума, внедрение модулей по Кембриджской программе дает свои результаты. Сейчас ученики уже освоили тактику работы с модельными ответами, могут провести оценку выполнения заданий согласно дескрипторам, ставить цели и намечать план действий, решать проблемные задачи в рамках отдельных предметов. Но все еще остается проблемой межпредметная интеграция, когда требуется перенос знаний из одной области в другую, интеграция знаний, применение метапредметных знаний в практической жизненной ситуации. Задания в формате PISA предполагают именно такой подход и поэтому учителя естественнонаучного цикла школы
работают над разработкой интегрированных уроков и КОЗ. Были разработаны интегрированные уроки химии – физики, физики – биологии, биологии – химии, в которых использовались компетентностно – ориентированные задания, сделана подборка заданий, направленных на развитие естественнонаучных знаний. Например, по теме «Звук. Орган слуха» предлагаются задание: Для чего продавец, выдавая покупателю стеклянную или фарфоровую посуду, легонько постукивает по ней карандашом? В 9 классе по теме «Электролиз растворов и расплавов, электрический ток в жидкостях» предлагалось задание: Для проверки качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к её металлическим контактам. Если язык ощущает резкую горечь и жжение, то батарейка хорошая. Вопрос: Объясните, почему электричество батарейки горьковато на вкус?
Анализ выполнения заданий такого формата подтверждает, что использованию и разработке КОЗ интегрированного характера, как и разработке КОЗ в отдельных предметных областях следует уделять серьезное внимание.
Итак, уровень сформированности ключевых компетентностей школьников, готовность реализовать свои знания в повседневной практической жизни развивается наряду со многими другими факторами через урок, через использование КОЗ, а, следовательно, через организацию образовательного процесса в школе в целом.

Список использованной литературы
1. Национальный отчет по итогам международного исследования PISA- 2012 в Казахстане
Категория: Школа, как она есть | Добавил: водолей0433 (2015-01-13) | Автор: Альжанова Раушан Кайдаровна E
Просмотров: 898 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-22, 4:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru