Главная » Статьи » Школа, как она есть |
В настоящее время в Казахстане в образовательном процессе есть ряд особенностей в подходах к обучению определенным дисциплинам в школах города Алматы. Особое место отводится гуманитарному циклу, в связи с философской и психологической составляющей тем и идей рассматриваемых проблем и противоречий. Литература и русский язык – это не столько дисциплина, сколько искусство , где необходимо понимать как предмет изображения, так и пространство и время, его окружающее. Литература рассматривается как вид искусства слова, «ибо слово изреченное есть » …истина, факт данного, конкретного мировоззрения , миропонимания сегодняшнего дня, сегодняшнего времени и пространства Наше время-это современный независимый Казахстан, где в мире живут представители многих национальностей, религий, точек зрения. В полифонической атмосфере говорения, где русский язык является проводником культуры и развития как стран Европы, так и Азии, необходимо учитывать ряд ведущих, фундаментальных, цементирующих дальнейшее высказывание концептов-понятий. На уровне языка и его изучения это слова- понятия, собирающие в себя выводы многочисленных рассуждений на предложенную тему. Подобная концентрация на концепте помогает собрать все сведения в одно определение, емкое и « живое», имеющее реальные образы и символы. Так концепты : гений и талант, сначала находят себе определение через изучение произведения Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери», где гений-это избранный, тот, кто рожден исключительным, тот, кому подвластно время, и музыка рождается из звуков, уникальным образом, «божественным провидением » поддерживаемое, легко и свободно, а талант-это трудом завоеванный дар. Гениев рождает природа, они единичны, а талантом можно стать, воспитать в себе качества особенные, позволяющие встать рядом с гением. В этом году в МША Фонда образования Н.А.Назарбаева в 9-11 классах начался проект «Взаимодействия образовательных концептов в интеграции ряда предметов Международного Бакалавриата в МША и киноискусства», который призван утвердить концепты-понятия,расширить представления студентов о предмете и теме изучаемого образа, произведения, а главное как результат дать рецепт правила поведения, отношения к ряду сложных жизненных ситуаций и возникающих в реальном социуме проблем. Вопросы задаются -нужны ответы. При обсуждении фильмов, просмотренных в киноклубе О.М.Борецкого, этот процесс осознания формирования окончательных суждений находит выход и приводит к окончательной формулировке. Каждый фильм программы был запланирован так, чтобы дать шанс каждому смотрящему ответить на свои вопросы, «добрать понимание материала, договорить недосказанное, поставить логическую точку в определении изучаемого концепта.» В предшествующей фильму лекции О.Борецкий предлагает четкий алгоритм рассуждения по данному вопросу, готовя зрителя к вдумчивому просмотру, заставляя работать мышление, исключая пассивность, лень и равнодушие. Перед обсуждением концептов: талант и гений- была дана минилекция О.Борецким с комментарием различий между этими словами. Это был ясный и понятный диалог с аудиторией о личности В.Шекспира: кто он?гений или талант? Фильм «Влюбленный Шекспир» отвечает на эти вопросы, а также рисует время- эпоху Возрождения с уникальным театром, ложь и лицемерие в котором трудно уживаются. Образы на экране как будто сошли с полотен Л.ДаВинчи, хочется смотреть, слушать и аплодировать со зрителями театра «Глобус» Шекспира, что и произошло в кинотеатре «Цезарь». Студенты МША ,гимназии №1 и школы «Мирас »хлопали актерам, утверждая их мастерство. В международной школе МША работа с концептами-это естественная часть программы Международного Бакалавриата. Концепты-понятия: гений и талант- входят в предметный( русский язык и литература) концепт – «характер», а этот концепт является частью ключевого концепта «форма», который в свою очередь отражает фундаментальный концепт программыМБ «Личность и индивидуальность в обществе». Студенты, понимая,что говорят о личности, создают образ- форму, его портрет: тело и характер ,которые формируются через понимание индивидуальностей, гениев, талантов и их поклонников. Концепт «сублимация» является частью обсуждения ключевого концепта «отношение» и помогает понять, что, живя в современном мире, мы должны осознавать себя частью целого общества, которое отражает наше понимание и наши мысли, принимая или не принимая их.Находясь в обсуждении темы, мы понимаем, что трудно достичь высоты совершенного, часто жизнь вносит свои коррективы, поэтому приходится сублимировать позитивную энергию в творчестве, как это произошло с героем фильма «Блеск», талантливым парнем, достигшим вершин в исполнении произведения Рахманинова. Однако в предшествующем фильму обсуждении студенты пришли к иному мнению,что сублимация не всегда позитивна,часто сильные порывы, страсти и потребности ведут к патологии в поведении, к деградации, духовному распаду личности.Надо быть осторожным, необходимо удержаться, остановиться у черты,у грани, за которой пропасть, хаос, темнота. О.Борецкий обаянием собственной личности, примером из своей жизни утверждает необходимость самодисциплины, внимания к мелочам в повседневности,к себе как к личности. Его размышление над концептами: тело-дух -показало ребятам необходимость работать над собой: каждый день требует тренировки тела- «квадросистема»и духа. Эти понятия противопоставляются часто друг другу: тело эгоистично, душа привыкла отдавать,жертвовать. В фильме «Билли Эллиот» герой отстаивает свое желание быть танцором, и его семья постепенно понимает и поддерживает его стремление к «высоте». После просмотра фильмов по программе курса на уроках проходят обсуждения,диспуты, дискуссии, ребята пишут ЭССЕ,рецензии,отзывы, показывая свое отношение к обсуждаемому: «Я думаю, что каждый из нас должен стремиться воплотить в реальность свои желания, принести пользу не только обществу, но и в первую очередь себе,чтобы потом не жалеть о нереализованных возможностях »( Фоменко.Е.11L класс) Проект дает хорошие результаты, существуя второй год, стал популярным и актуальным в программе Международного Бакалавриата в МША среди студентов и преподавателей. Результаты каждого просмотра фильма и беседы с О.М.Борецким выносятся на обсуждение и являются частью обязательной информации об итогах недели по школьному радио, являются частью социального проекта студентов 8,9 -х классов,которые освещают результаты в ежемесячной газете МША «Сome together»и информационном стенде «Новости месяца». Остается лишь сказать,что концептуальное понимание помогает студентам развить личностную позицию, стать активными членами современного общества Казахстана. Преподаватель русского языка и литературы МША- Титова Лариса Николаевна. | |
Просмотров: 586 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|