Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Название статьи: « Новые походы в образовании». Автор: Бублий Наталья Григорьевна учитель биологии Гимназии имени А.М. Горького города Костаная Современный мир меняется очень быстро и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. Мы действительно не знаем сегодня, какой будет жизнь через пять лет, какие новые специальности появятся…. Знания сейчас устаревают очень быстро, меняются подходы к их получению. Научить ребенка учиться может только специалист, который сам любит и умеет это делать. О том, что мир стремительно меняется, мы узнаем по новинкам науки и техники, которые ежегодно появляются благодаря новым технологиям, применяемым в промышленности, в здравоохранении, в производстве товаров народного потребления. По-новому взглянуть на знакомые вещи, понятия, представления может только тот, кто обладает гибким умом, креативным мышлением, кто критически относится к себе и к другим, кто способен анализировать, принимать решения и действовать. Именно такого выпускника должна подготовить школа 21-го века, а значит, такими должны быть учителя 21-го века. Содержание образования насыщается различными образовательными программами, способствующими развитию у учащихся умений и способностей оперировать информацией, творчески решать поставленные задачи. Использование компьютерных средств обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба меняют традиционные способы информации. Особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностным ориентиром в образовании все более становится личность ученика, его способность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и применять полученные знания в жизни. Обучаясь на курсах по Программе второго (основного) уровня, я убедилась, что конструктивистский подход к обучению способствует не только глубокому усвоению знаний, пониманий и представлений по предмету, но и формированию навыков их применения вне школы. Считаю, что деятельностный подход, который рассматривает Программа второго уровня Кембриджского Университета, и который учитывает специфику коллектива учителей, учащихся и их родителей отдельно для каждой школы, поможет качественно улучшить результативность процесса преобразования практики преподавания и обучения. Для этого необходимо изменить последовательность вопросов при внедрении инноваций в школы: сначала: «Почему мы должны изменить наши подходы в преподавании?»; потом: «Как мы будем это делать?»; в завершение: «Что мы должны делать в классе?» Именно учителя, прошедшие курсы нового формата должны выступить лидерами в обучении учащихся и учителей. Именно мы должны помочь меняться образованию, способствуя развитию учащихся, помогая развиваться в профессиональном плане своим коллегам. Думаю, каким будет мир завтра, во многом зависит от нас, а значит, мы не можем стоять на месте, мы должны расти вместе с нашими учениками, меняться вместе с изменяющимся миром, способствуя прогрессу в нашем обществе. Я работаю по теме : « Внедрение новых подходов в преподавании как условия обеспечения устойчивого качества образования». Сегодня перед школой стоят другие актуальные задачи, которые предусматривают повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки, особенно в области генной и клеточной инженерии, биотехнологии и молекулярной биологии, расшифровка генома человека. На уроках я сообщаю о том, что многие страны сегодня уделяют серьезное внимание биологическому образованию. Так в США профессия биолога и программиста занимают I место в рейтинге среди других профессий. Поэтому своей главной задачей я считаю так организовать учебный процесс, чтобы добиться повышения устойчивого интереса к предмету. Что же сегодня такое инновационное образование? Это такое образование для полноценного развития всех своих участников. « Инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование». В.И. Слободчиков Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования состоит, прежде всего, в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности. Происходит переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Таким образом, современную парадигму образования я понимаю как систему, построенную с учетом ценностей XXI века. Как вижу сегодняшнюю модель образования? Направлена на развивающее образование Модернизация образования в соответствии с требованиями времени Опирается на принципы 1. принцип гуманизации ( отношение к человеку как субъекту) 2. принцип гуманитаризации( общечеловеческие ценности) 3. принцип информатизации ( использование информационных технологий) Достигается через средства. 1. субъективность – признание прав на индивидуальность, самостоятельность, уважение, развитие, творчество. 2. диалогичность – субъект – субъектные отношения между участниками образовательного процесса. 3. развивающая направленность – цель – развитие человека, средство развития – уроки и мероприятия 4. Экзистенциальность – актуализация возможностей правого полушария головного мозга в познавательной деятельности. 5. Интегрированность – системность образования 6. Фундаментальность – ориентация педагогического процесса на исследование.Приводит к конкурентоспособности. В своей практике использую все семь модулей программы второго уровня Кембриджского Университета: 1. Новые подходы в преподавании и обучении. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование информационно- коммуникационных технологий в преподавании. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 7. Управление и лидерство в обучении. Понимание обучения с точки зрения социоконструктивистской теории лежит в основе модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Он включает в себя «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». На моих уроках была только одна форма диалога «учитель-ученик, при этом больше всегда говорила я: хотела скорее донести тему, сама отвечала на поставленные мною же вопросы. Теперь я понимаю, что диалог занимает центральное место на уроке и может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [1] Внедряя новые подходы в преподавании и обучении, я убедилась, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. Мне удается достичь успеха в создании активного класса. На моих уроках ученики разговаривают друг с другом, задают вопросы учителю и одноклассникам, передвигаются по кабинету для работы с другими учениками; пишут, составляют схемы, рисуют для того, чтобы поделиться с другими; объясняют, демонстрируют, делают записи друг для друга; сидят лицом друг к другу, естественны, непосредственны. Педагогика сотрудничества вся направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Поэтому, я считаю, что для достижения благоприятной атмосферы сотрудничества необходимо, чтобы в классе были демократические отношения как между учителем и учениками, так и между учениками. Все эти качества являются важными для формирования функциональной грамотности, ведь ученик, умеющий обучаться, знающий, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействующий с другими людьми и обладающий целым комплексом умений и навыков 21 века, способен жить и действовать в условиях меняющегося мира. Модуль «Обучение критическому мышлению». Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны, так как критическое мышление – это такой подход, в ходе которого каждый осмысливает, оценивает, анализирует и синтезирует информацию, полученную в результате наблюдения, выполнения определенного опыта, а так же при размышлении или рассуждении. Своей задачей при подготовке урока вижу предоставление учащимся необходимой информации для изучения и размышления, критического осмысления, продумывание сценария урока, на котором каждая минута расписана. Обоснованность применения модуля «критическое мышление» в серии последовательных уроков в том, что он лежит в основе чтения, письма, устной речи и слушания, иначе говоря, во всех процессах изучения языка. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Один из приемов – таблица вопросов высокого и низкого порядка может быть использована на любом этапе урока. При выполнении данного задания дети поняли, что вопросы «низкого порядка» требуют односложного ответа, а вопросы» высокого порядка» требуют рассуждении и мышления, также оно способствовало появлению активного диалога. Применение диалогового обучения на уроках эффективно тем, что ученики испытывают меньше стресса. В такой работе можно избежать ошибок, проверить и исправить их вовремя, также выполнить большее количество заданий. Пришла к мнению, что надо чаще использовать этот приём постановки вопросов (таксономия Блума) на уроках. Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Вызов -проблемные ситуации использую на всех этапах процесса ( при объяснении, закреплении, контроле знаний). Овладела методическими приемами создания проблемных ситуаций: 1. различные точки зрения на один и тот же вопрос 2. способ разрешения противоречий. В ходе моей практики я использую частично – поисковый метод, продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, т. е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Заранее продумываю возможные «подсказки» и наводящие вопросы, а потом сама подытоживаю главное, опираясь на ответы учащихся. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Все серии последовательных уроков я разрабатываю с использованием критического мышления: приемы и методы, которые присутствуют на каждых его этапах ( кластеры, постеры, инсерт, дерево предсказаний, бортовые журналы, таблицы, чтение с остановками, стратегии "Fishbone" , "РАФТ", 6 « Шляп мышления» и т.д). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. В начале урока я провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния. (Цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление, картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности применима на разных этапах урока. На этапе защита проектных работ я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up я обычно использую прием «Корзина идей, понятий, имен». На любом этапе урока можно использовать «Диаграмму Венна», прием «Кубик». В старшем звене эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Для осознания пройденного материала использую рефлексию содержания учебного материала. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна. Самый хороший урок, когда задействованы 3 канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Зачем нам нужно это знать? А затем, чтобы помощь ребенку лучше воспринимать информацию. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Оценивание-категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит и делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики, и включает в себя: • Наблюдение; • Интерпретацию полученных данных; • Заключения, которые могут использоваться для определения дальнейших действий» [2] В использование модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» я поняла как много факторов как социальных, когнитивных и эмоционально-психологических играет немаловажную роль в данном виде обучения. И при этом нужно его использовать так, чтобы процесс обучения не навредил, а повысил мотивацию к обучению, привел к позитивному отношению, как к учителю, так и к одноклассникам при этом ученик должен себя чувствовать защищенным, удовлетворенным и успешным. Данный вид оценивания создает ситуацию успеха и может мотивировать учащихся пересмотреть свои взгляды. Я использую разнообразные техники оценивания для обучения, например: «Индекс карточки» с заданиями на 2-х сторонах, которые периодически раздаются ученикам. На одной стороне такой карточки находится задание, например, обобщить в виде схемы («Кластер», «Карта памяти», «Древо предсказаний» и др.) материал по теме; на другой стороне – задание определить, что еще непонятно и сформулировать вопросы на стикерах. На вопросы, записанные на стикерах и размещенные на доске, отвечают другие ученики или учитель. Техника «Одноминутное эссе», в этом случае ребятам предлагаю ответить на вопросы «Что самое главное ты узнал на уроке?», «Что осталось для тебя непонятным?» и др. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Если же нужно оценить работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становятся наблюдателями и оценщиками их работы. В принципе такая форма оценивания меня устраивает, она являлась формативной, помогает ученикам увидеть и оценить результаты своей работы. При применении приема «Зеркальный журнал» необходимо научить учащихся работать в группе. Ведь группа – это объединение, объединившихся вместе людей для совместной работы достижения определенной совместной цели. При этом эффективность группы зависит от слаженной работы и личных качеств самих участников группы. А эффективность оценивания по «Зеркальному журналу» будет в том случае, когда работа в группе будет сплоченная, учащиеся умеют самостоятельно работать, будет присутствовать коммуникабельность в отношениях, которая приводит к высоким результатам группы. При использовании семи модулей в процессе обучения результатом работы в группе является гуманное мировоззрение на оценивание своей деятельности так и деятельности окружающих его людей. Совместная работа в группе с психологической стороны хорошо влияет на каждого ученика. Учащимся очень нравится атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно изучают материал, предоставленный учителем, обсуждают его содержание в кумулятивной или исследовательской беседе. Уместно высказывание Л.С. Выготского: То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы: класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек; каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное; внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.); процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками; выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. [3] Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании стимулирует обучение учащихся и развивает познавательный интерес к изучению предоставленного материала. На всех уроках я применяю модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении». С помощью интерактивной доски показываю детям ситуации, над которыми они должны задуматься, а также презентации к урокам, флипчарты. Использование интерактивной доски позволяет экономить время учителя и даёт возможность учащимся проявить себя. Применяя компьютер и мультимедийные технологии на серии последовательных уроков, я делаю вывод: • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; • они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; • улучшают качество усвоения материала; • позволяют индивидуализировать процесс обучения; • дают возможность избежать субъективности оценки, Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель. Компьютерные программы предоставляют интерес и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников». Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. В Программе утверждается идея обучения талантливых и одарённых учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников, необходимость совершенствования учебных программ, содействующих обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся. Я стремлюсь к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников, имея в виду то, что ученик, не имея обширных знании по моему предмету, может быть одарён в какой-нибудь другой области. Внедрение модуля «Обучение талантливых и одарённых» даёт возможность некоторым ученикам проявить себя, показать скрытые способности. Я использую следующие проекты: Информационные поисковые проекты ( предлагаю сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата). Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». В Программе рассмотрены возможности реализации стратегий эффективного обучения и преподавания в разновозрастных классах. Класс предполагает, что в нём учатся дети одного возраста, но нельзя забывать о том, что у учащихся разный уровень развития. Модуль «Управление и лидерство в обучении». Лидерство является основным для учителя. Поэтому учитель должен постоянно развиваться искать новые пути и стратегии в процессе обучения. Я стараюсь придерживаться своего мнения. Веду наблюдения за успехами учащихся, для чего веду дневник, куда записываю каждый день проведенный в школе, анализирую свою работу. Это помогает мне в совершенствовании своей практики. При планировании своих уроков, я стараюсь включить все семь модулей, которые тесно связанны друг с другом. Уроки получаются интересными и насыщенными. Такие уроки интересны ученикам ,дают мотивацию на активную деятельность. А учитель всегда будет лидером, будет управлять процессам обучения. Этот модуль помогает, как раскрывать управление учителя классом, так и ученика, способного руководить непосредственно группой и умение распределять задачи внутри группы. Независимо от степени обученности, мало кто может поддерживать свои лучшие результаты самостоятельно, поэтому я тесно общаюсь с учителями, окончившими курсы третьего и второго уровня как в школе так и за ее пределами, а также с учителями нашей школы, которые заинтересованы в освоении 7 модулей на уроках. Мы совместно осуществляем Lesson study – одну из форм исследования класса. Это путь улучшения своей деятельности. Учителя делятся своим накопленным опытом, совместно планируют работу на уроках, наблюдают и оценивают друг друга. Занимаюсь «Исследованием в действии», где я на протяжении всех уроков веду наблюдение за отдельными учащимися или целым классом. Я планирую серию последовательных уроков по главам, составляю краткосрочные планы. Еще одним научно-методическим ориентиром в моей педагогической деятельности является менторинг и коучинг. Работая в качестве коуча, я понимаю, что в одиночку не возможно достигнуть эффективных результатов в то время как совместная работа в группе, в сотрудничестве помогает решить массу вопросов, облегчает понимание материала и экономит время. Поэтому в нашей школе организовано профессиональное сообщество учителей школы, чтобы оказать поддержку другим учителям в применении эффективных подходов в образовании. В повседневной суете мы забываем и порой ленимся узнавать что –то новое, хотя прекрасно понимаем, что эффективность работы зависит от уровня собственного вклада в процесс самообразования. Я, как учитель, поняла, что мне нужно совершенствоваться, развивать свой профессионализм. Я благодарна, что попала на курсы по программе Кембриджского университета, где я смогла переосмыслить всю свою педагогическую деятельность. Я думаю, что именно в этом и заключается работа коуча, чтобы каждый учитель смог понять, что все увиденное и услышанное на коуч-занятиях можно применять на своих уроках. В результате я сделала вывод, что я могу контролировать и направлять работу не только детей, но и учителей. Быть коучем очень интересно. Менторинг и коучинг являются весьма эффективными способами в оказании помощи учителям в их развитии и совершенствовании. Компетентный менторинг способствует повышению качества практики преподавания и обучения. Даже если произойдут незначительные изменения в практике преподавания – это заметно изменит ситуацию в классе. Я и мой подопечный хотим вместе продолжить совместное сотрудничество. Мы планируем использовать различные приемы критического мышления на уроках, используя возрастные особенности учащихся. Работая с менти, я сама обогатила свой багаж знаний. Буду продолжать расширять свой кругозор. Используемая литература: [1] (Мерсер и Литлтон,2007). [2](Руководство для учителя стр.173) [3]Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975/ | |
Просмотров: 5034 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|