«Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане». Я.А.Коменский. Эссе. Размышления учителя. Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. Общество прогрессирует, если иметь в виду различные технические ноу-хау. Однажды во время классного часа я рассказывала своим четвероклассникам о том, как проводили время их ровесники в таких далёких для них и таких близких для нашего поколения 70-х годах. Признаться, говорила с ноткой ностальгии, ведь речь шла о моём детстве. Замечательное было время! Одним из самых незабываемых воспоминаний остались походы в кино всем двором. Впечатления от кино были настолько яркими, что многие кадры из фильмов просто запечатлелись в памяти. А ещё как захватывающе мы играли в «Казаков – разбойников», «Перекати – поле» и во многие другие, не менее увлекательные игры. Зимой мы сами заливали каток во дворе и раскатывали по нему в здоровенных, не по размеру, коньках. Зарывались в сугробы, кидались снежками – и от всего-всего получали радость, и, прежде всего, радость общения. Мне казалось, что, узнав о том времени, дети должны были задуматься, ведь нет сейчас такой дружбы между ними. Но реакция детей была для меня неожиданной. Посыпались вопросы: - А игровые автоматы тогда были? - А DVD? - А компьютеры? Я ответила, что, разумеется, ничего этого в то время не было. Дети шумно обрадовались: -Какие мы счастливые, что живём в 21 веке! Я рада, что они чувствуют себя счастливыми, но про себя отметила, что ценности кардинальным образом изменились. Нет, тогда мы даже не слышали ни о компьютерах, ни об игровых автоматах. Сотовые телефоны, без которых современный ребёнок просто немыслим, были в то время из области фантастики. Зато мы всем на свете увлекались, крепко дружили, ссорились и опять мирились и, услышав чей-то радостный крик: «Ну, погоди!» начинается!», стремглав бросались домой, и вот уже минуту спустя двор пуст, а из распахнутых дверей балконов раздаётся заразительный детский смех. Говорят, память избирательна и годы спустя вспоминается только хорошее, но ведь статистика не обманывает. Сейчас стало модным представлять школу в новом статусе: лицей, гимназия. Целая плеяда великих людей взросла в лицеях и гимназиях 19 века, их творческое наследие – на века. Да только из наших лицеев не торопятся выходить Пушкины и Чаадаевы, видимо не в названии дело. Свою дружбу, не раз воспетую А.С. Пушкиным, лицеисты пронесли через все невзгоды и испытания. Так было . С годами понятие дружба обретает всё более эфемерные очертания. Статистика говорит о том, что дети разучились общаться друг с другом. Живое общение трансформировалось в виртуальное. Ранее существовавший термин «акселераты» незаметно и плавно перешёл в термин «децелераты». И причин тому множество. Недавно заслуженный учитель, преподаватель русского языка и литературы, поделилась своими переживаниями. 30 лет спустя её пригласили на встречу одноклассников бывшие ученики. Они все её помнили, любили, спустя столько лет вспоминали с благодарностью её уроки, человеческое тепло и понимание. Она их тоже до сих пор помнит каждого. В ответ на признательность своих бывших учеников, она с горечью сказала: « Я осталась прежней, я люблю свою работу, так почему же на уроках литературы сегодняшний девятиклассник позволяет себе сидеть передо мной, развалившись, со жвачкой во рту и грубить». (До боли знакомая картина, не правда ли, учителя?) Нет, она не изменилась. По-прежнему деятельная, с огромным чувством юмора, доброжелательная, ну а педагогического мастерства ей не занимать. Изменились ученики. На место предыдущего поколения учащихся, для которых уважение к учителю существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы сознания привели к девальвации духовности. Нравственные идеалы остались в прошлом, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринципность, равнодушие –вот три кита, ведущие к деградации общества. Почему в век невиданного научно-технического прогресса общество, тем не менее, деградирует? Как остановить деградацию? При таком неутешительном диагнозе общества, какова роль образования в современном обществе и какими качествами должен обладать педагог? Насколько значима роль педагога? Помните фильм режиссёра А.С.Кончаловского «Первый учитель»? Главный герой фильма, красноармеец Дюшен, относится к своей работе, как к своему предназначению, быть учителем – его миссия. С исступлённой жертвенностью он борется за то, чтобы дети могли учиться. Сейчас этот фильм мало упоминается. Может быть, потому, что особая порода революционных «пассионатов», каким был Дюйшен, уже давно не ценится. Если вспомнить происхождение слова «пассионарность», то это пламя, пламенный. По Л.Н.Гумилёву, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения. Если мы заглянем в становление педагогики как науки, то увидим немало учителей – пассионариев. М.Монтень, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Ы.Алтынсарин, список можно продолжать. Все они – выдающиеся педагоги, которые вели просветительскую работу до конца своей жизни. Сократ добровольно выпил чашу с ядом, но не отказался от своих взглядов, остался верен своим ученикам. Януш Корчак последовал с детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь, но тогда это был бы уже не он. Современному педагогу не нужно жертвовать своей жизнью, для того чтобы доказать преданность своему делу. Но разве его каждодневный труд –не подвиг? Да, в наш век современных технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована реалиями дня. Да только, не эти знания делают его современным. Настоящий учитель во все времена обладал теми качествами, которые выделяют его среди остальных. Настоящие учителя – это всегда пассионарии. К сожалению, наметилась тенденция старения учителей. Молодые специалисты, поработав немного в школе, очень быстро находят себе другую работу. И их можно понять. Не секрет, что профессия учителя «съедает» практически всё его свободное время. А как же семья? А требования к учителю с каждым днём возрастают. В школе остаются самые закалённые, люди, отдавшие учительству большую часть своей жизни и не мыслящие себя вне своей профессии. Так может, следует относиться к ним с большим уважением? Да, трудно сегодня в школе. Поэтому, если молодой учитель пришёл в школу и остался в ней навсегда, он - Учитель! И вот он уже корпит над методическими указаниями, штудирует конспекты великих мыслителей, но вряд ли они ему помогут, когда каждый день он начнёт сталкиваться со стеной, возведённой из нежелания учиться, агрессивности, неадекватной реакции на замечания учителя. И только неравнодушный педагог сможет найти ключ к сердцу, завоюет доверие ребят. А если у человека нет внутреннего стержня, нет стремления служить своему делу, нет любви к детям - он никогда не поднимется до понимания того, что учитель – это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем». И такой человек, без сомнения, не задержится в школе. Учителей, посвятивших свою жизнь школе, немало. Несмотря на трудности, они остались верны своему призванию. Они с гордостью могут сказать, что в каждом ученике – частица их души. Они убеждены: от личности учителя зависит многое. Наши дети – это будущее государства, а престиж учителя – инвестиции, которые окупятся сторицей. Может, когда –нибудь, кто-нибудь из учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем. Учитель начальных классов ГУ СОШ №1: Саидгараева Г.И. Казахстан, Карагандинская область, г.Абай
Источник: http://cочинение учителя |