Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Способность добиваться результатов остается личной собственностью. Питер Брук Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности (1). Из числа современных научных подходов, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистких теориях, целью которых является развитие глубокого понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствие с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учащихся. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учащимися в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознание того, что восприятие урока может происходить довольно уникальным способом (2). Основное содержание данной теории, дифференцировано на идеях семи модулей, одним из которых является управление и лидерство в обучении. Школа сегодня, и в этом нельзя не согласиться с мнением И.Д. Фрумина, «не охватывается простой организационной моделью и является необычным и сложным социальным институтом». Это приводит к необходимости разговора о ее специфике как организации и как социального института в условиях перемен. Обсуждение вопросов управления в школах сегодня особенно актуально. Значимой в этих условиях становится роль человеческого фактора, так как в ситуациях перемен необходимы руководители нового качества — лидеры. Быть лидером — значит взять на себя ответственность за дело и его развитие. Лидер несет ответственность за цели, установленные в организации: идеологию, эффективность, управление ресурсами, людьми и деловое управление (3). Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий. Лидерство же это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее (4). Лидерство – это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно – чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется – изменяется. Для большинства людей перемены – это изменения личностного характера. То есть нам нужно самим задуматься, как управленцам и лидерам, что нам нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены (4). Модуль «Управление и лидерство в обучении» я понимаю, с позиции- лидер- учитель и лидер- ученик, которые взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим позицию лидер - учитель. На своих уроках химии, я стараюсь лишь направлять и координировать работу учащихся. Тем самым давая возможность учащимся быть более самостоятельными, открытыми, решительными, и брать ответственность за свою работу и работу в группах. Наблюдая за результатами своей работы, прихожу к выводу, о том, что учащимся хочется самим быть ответственными за свое обучение, и когда урок достигает поставленных целей, я согласна, подтверждая ту мысль, что задача современной школы – учить учащихся как учиться, а не что учить. Лидеру - учителю важно мотивировать людей на их собственное развитие. Необходимо создавать такие условия работы в своем коллективе, чтобы каждый двигался в сторону доверия. Если мы хотим улучшить качество преподавания для каждого ребенка, нам придется измениться. Но как мы можем улучшить практику преподавания учителей? Мы должны следовать определенной последовательности: 1. Иметь «меню и рецепты» на обучение и преподавание, такие, которые будут отражать согласованные единые действия, ресурсы и подходы. 2. Проводить рефлексию с учителями, говоря об их опыте, практике преподавания. 3. Необходимо поддерживать стандарты, критерии. Учителя и ученики будут лучше работать, если будут знать, что от них требуется. Таким образом, для достижения результата лидер должен делать 3 правильные вещи – осуществлять эффективное, успешное лидерство, четко знать свою цель и обговаривать ее с коллективом и следовать тому, что обучение и преподавание являются самым важным в школе (4). Позиция лидер - ученик: - Распределяет роли в группе, задания, проводят оценивание, рефлексию. - Оказывает помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение. - Раскрывает способность синтезировать информацию и идеи, умение делать выбор и ставить под сомнение идеи других. - Развивает умения учиться друг у друга, уважать и ценить мнения каждого ученика, помогает достигнуть взаимопонимания. - Проводит оценивание учащихся и самооценивание, тем самым повышает мотивацию и самооценку учащихся, что решающим образом влияет на обучение. - Развивает творческие способности (через использование информационно-коммуникативных технологий, создание проектов, постеров, кластеров, коллажей). В заключении хотелось бы отметить, что любые изменения идут через культуру, так как улучшение практики преподавания возможно через личностное и профессиональное развитие учителя. Учитель должен повышать свой профессиональный уровень, учиться, как его ученики. Если ты не развиваешься и не работаешь над собой и своей практикой, ты не можешь и не должен работать. Если мы хотим изменить систему образования, изменить свою школу, способствовать ее развитию – мы должны изменить себя – начни изменения в себе. Список использованных источников: 1. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. Современные технологии в процессе преподавания химии - М.: 5 знания, 2008. - 112 с. 2. www.cpm .kz. Руководство для учителя.- 338 c. 3. Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений - М. 1997.- 120 с. 4. http://collegy.ucoz.ru/publ/67-1-0-11275›. | |
Просмотров: 759 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|