Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Управление и лидерство один из наиболее современных подходов в образовании.
Способность добиваться результатов остается личной собственностью.
Питер Брук
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, самоопределении, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности (1).
Из числа современных научных подходов, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистких теориях, целью которых является развитие глубокого понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствие с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учащихся. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учащимися в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также осознание того, что восприятие урока может происходить довольно уникальным способом (2). Основное содержание данной теории, дифференцировано на идеях семи модулей, одним из которых является управление и лидерство в обучении.
Школа сегодня, и в этом нельзя не согласиться с мнением И.Д. Фрумина, «не охватывается простой организационной моделью и является необычным и сложным социальным институтом». Это приводит к необходимости разговора о ее специфике как организации и как социального института в условиях перемен. Обсуждение вопросов управления в школах сегодня особенно актуально. Значимой в этих условиях становится роль человеческого фактора, так как в ситуациях перемен необходимы руководители нового качества — лидеры. Быть лидером — значит взять на себя ответственность за дело и его развитие. Лидер несет ответственность за цели, установленные в организации: идеологию, эффективность, управление ресурсами, людьми и деловое управление (3).
Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий. Лидерство же это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее (4). Лидерство – это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно – чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется – изменяется. Для большинства людей перемены – это изменения личностного характера. То есть нам нужно самим задуматься, как управленцам и лидерам, что нам нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены (4).
Модуль «Управление и лидерство в обучении» я понимаю, с позиции- лидер- учитель и лидер- ученик, которые взаимосвязаны друг с другом.

Рассмотрим позицию лидер - учитель. На своих уроках химии, я стараюсь лишь направлять и координировать работу учащихся. Тем самым давая возможность учащимся быть более самостоятельными, открытыми, решительными, и брать ответственность за свою работу и работу в группах. Наблюдая за результатами своей работы, прихожу к выводу, о том, что учащимся хочется самим быть ответственными за свое обучение, и когда урок достигает поставленных целей, я согласна, подтверждая ту мысль, что задача современной школы – учить учащихся как учиться, а не что учить.
Лидеру - учителю важно мотивировать людей на их собственное развитие. Необходимо создавать такие условия работы в своем коллективе, чтобы каждый двигался в сторону доверия. Если мы хотим улучшить качество преподавания для каждого ребенка, нам придется измениться. Но как мы можем улучшить практику преподавания учителей? Мы должны следовать определенной последовательности:
1. Иметь «меню и рецепты» на обучение и преподавание, такие, которые будут отражать согласованные единые действия, ресурсы и подходы.
2. Проводить рефлексию с учителями, говоря об их опыте, практике преподавания.
3. Необходимо поддерживать стандарты, критерии. Учителя и ученики будут лучше работать, если будут знать, что от них требуется. Таким образом, для достижения результата лидер должен делать 3 правильные вещи – осуществлять эффективное, успешное лидерство, четко знать свою цель и обговаривать ее с коллективом и следовать тому, что обучение и преподавание являются самым важным в школе (4).
Позиция лидер - ученик:
- Распределяет роли в группе, задания, проводят оценивание, рефлексию.
- Оказывает помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение.
- Раскрывает способность синтезировать информацию и идеи, умение делать выбор и ставить под сомнение идеи других.
- Развивает умения учиться друг у друга, уважать и ценить мнения каждого ученика, помогает достигнуть взаимопонимания.
- Проводит оценивание учащихся и самооценивание, тем самым повышает мотивацию и самооценку учащихся, что решающим образом влияет на обучение.
- Развивает творческие способности (через использование информационно-коммуникативных технологий, создание проектов, постеров, кластеров, коллажей).
В заключении хотелось бы отметить, что любые изменения идут через культуру, так как улучшение практики преподавания возможно через личностное и профессиональное развитие учителя. Учитель должен повышать свой профессиональный уровень, учиться, как его ученики. Если ты не развиваешься и не работаешь над собой и своей практикой, ты не можешь и не должен работать. Если мы хотим изменить систему образования, изменить свою школу, способствовать ее развитию – мы должны изменить себя – начни изменения в себе.
Список использованных источников:
1. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. Современные технологии в процессе преподавания химии - М.: 5 знания, 2008. - 112 с.
2. www.cpm .kz. Руководство для учителя.- 338 c.
3. Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений - М. 1997.- 120 с.
4. http://collegy.ucoz.ru/publ/67-1-0-11275›.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Анар3832 (2015-02-12) | Автор: Садвокасова Анар Болатовна E
Просмотров: 759 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2025-01-22, 8:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru