КГУ «ОСШ № 11 г. Темиртау» Доклад учителя истории и обществознания Тюрюшкиной Н.М.
«Пути преодоления неуспеваемости по истории и обществознанию»
В «Послании Президента страны народу Казахстана» Н.А.Назарбаев отмечает: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Без современной системы образования и менеджеров, мыслящих широко, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику». В законе «Об образовании» Республики Казахстан отмечено: «Приоритетными задачами системы образования является: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности».
Для решения этих задач каждому учителю необходимо продумывать все формы, методы и приемы обучения, чтобы они дали существенные положительные результаты. Но несомненным достоинством различных форм обучения является развитие самостоятельности мышления школьников, формирования у них предусмотренных программой умений и навыков.
Исследуя причины низкой успеваемости некоторых учащихся (в результате изучения текущих и четвертных оценок, анкетирования учащихся и родителей, опроса учителей, наблюдений психолога) , самыми основными являются:
- отсутствие интереса к предмету,
- мнение учащихся о ненужности знаний по предмету в жизни,
- непонимание значения многих специфических терминов, маленький словарный запас,
- очень низкая техника чтения, неумение читать вдумчиво, осознанно,
- негативное отношение одноклассников,
- комплексы неполноценностей, замкнутость, страх подростков,
- рассеянность внимания, плохая память,
- отсутствие общих школьных учебных знаний, умений, навыков,
- отсутствие навыков самоогранизации у учащихся,
- частые пропуски уроков, опоздания учащихся,
- неудовлетворительное поведение ребят,
- отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей,
- неподготовленность к уроку ученика: отсутствие школьных принадлежностей, невыполнение
домашнего задания,
- отсутствие или недостаток взаимопонимания между учителем и учащимся,
- повышенные требования учителя,
- однотипные методы проведения учебных занятий,
- игнорирование учителем индивидуальных особенностей обучаемых.
Таким образом, для преодоления неуспеваемости необходимо диагностировать каждого учащегося, для применения индивидуального подхода. Изучив особенности обучаемых, наиболее результативным является разработка и реализация персонального плана развития каждого ученика, в который необходимо включить работу в нескольких направлениях: с учеником, с его родителями или лицами их заменяющими, с классным руководителем, с психологом школы, с классным коллективом или отдельными его представителями. Пример 1. Индивидуальный план развития Жунусовой Мадины – ученицы 6 Б класса: диагностика: заниженная самооценка, слабо развита память и самоорганизация, рассредоточенность внимания, избалованность в семье, нерегулярный контроль со стороны родителей, безнаказанность. Психолог проводит тренинги для повышения самооценки, развития памяти, внимания и навыков учебного труда, а также предлагает рекомендации родителям. Классный руководитель регулярно уведомляет родителей о посещаемости, опозданиях на уроки, результатах учебно-воспитательной деятельности, по мере необходимости беседует с ученицей, учителями-предметниками, вовлекает девочку в общественную жизнь класса. Учитель-предметник разрабатывает индивидуальные задания на урок и для домашнего задания, ведет мониторинг достижений девочки, предлагает различные памятки, алгоритмы, опорные схемы. Родители прислушиваются к советам работников школы, систематически встречаясь с ними, не жалеют времени для общения со своей дочерью, интересуются ее друзьями.
Предметы гуманитарного цикла, в том числе история, обществознание, правоведение, направлены на развитие устной речи, осознанного чтения, аналитической деятельности учащихся,
осмысления историко-социальных процессов, умения сравнивать события, как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении. Современный педагог призван развить познавательные способности ученика, выявить и привлечь личный опыт каждого, помочь ему познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
На практике это выражается в совместной деятельности ученика и учителя в поиске оптимальной формы обучения. Выявление способов учебной работы, предпочитаемой самим учеником, является важным средством развития его индивидуальных способностей. Пример 2. Батишев Даурен – ученик 7Б класса выбирает вид своей работы на уроке: рисунок по изучаемому материалу, Понкратов Евгений - ученик 10 А класса, Абдрахманов Аюб – ученик 7А класса предпочитают разобраться в непонятном при помощи своих сверстников. Левин Яков – ученик 10 А класса с желанием готовит пересказ конкретного текста небольшого объема, обособившись от одноклассников, интересуется значением новых для него понятий.
Необходимым условием успешного обучения является заинтересованность обучающихся в изучаемом предмете. Как известно, «желание – максимум возможностей, а нежелание – максимум причин». Важная задача учителя - пробудить интерес обучающихся. «Познание начинается с удивления обыденному» (Капица). Если учителю удалось заинтересовать ученика, он может рассчитывать на успех. Любознательность помогает человеку открывать для себя новые миры.
Репродуктивный метод обучения – самый распространенный и наиболее изученный метод, меньше всего развивающий мыслительные процессы. Но даже воспроизведение изученного учебного материала в традиционной форме – устного пересказа легко дается не всем ученикам. Прежде всего, рассказчику необходимо понять прочитанное, а для этого надо знать значения всех названных слов. Словарь в конце рабочей тетради и учебника, тренировочные устные и письменные терминологические диктанты помогают тренировать память, развивать навыки применения подходящих слов, синонимов и антонимов, образных выражений в устной речи учащихся. Расширение словарного запаса учащихся повышает заинтересованность детей, облегчает процесс изучения любого материала.
Репродукция может быть представлена не только устным монологом. Иллюстрация к эпизоду или большому знаменательному событию, заполнение контурной карты, составление презентации, инсценировка – это то, чем слабый ученик может демонстрировать свои даже минимальные знания.
Одним из наиболее успешных методов в изучении истории является метод решения проблемных задач. Сегодня под проблемным обучением понимается такая ориентация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся в их решении, в ходе чего и происходит их творческое овладение знаниями, умениями, развитие мыслительных способностей. При решении проблемной ситуации, результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. Проблемное обучение – один из наиболее эффективных методов заинтересованности учащихся изучения программного материала. Пробуждение интереса к теме урока имеет огромное значение в процессе формирования ЗУНов, т.к. начинается активизация познавательной деятельности всех учащихся. При этом решивший проблему, более прочно усваивает материал, повышает свою самооценку, возрастает его авторитет в глазах окружающих. Не маловажный фактор - получение удовольствия от обучения в процессе такой деятельности, позитивный настрой, сохранение здоровья (эмоциональный фон). Пример 3. Артемьев Д. (5 Бкл.), Ператинский А. (6 Б кл.), Свиклан-Свиклинский М. (6 Б кл.), открыто радуются тому, что им удалось сделать на уроке, интересуются, что еще можно сделать для получения более высокой оценки.
Для применения проблемного метода среди слабоуспевающих учеников необходимо предвидеть предстоящие трудности и продумывать дополнительные, подталкивающие к верным действиям, задания, рекомендации, советы. Возможно, объемную проблему разбить на несколько задач, решаемых в определенном порядке: от простой, к более сложной. Вспомогательные вопросы, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся, могут помочь подростку, не утрачивая интереса, опираясь на свой еще небогатый опыт, познать самое главное. Пример 4. Одинцов М. (7 Б кл.).
Коллективные средства обучения, т.е. работа в группах предполагает включение в образовательный процесс всех учащихся на разных уровнях по своему усмотрению, по своим способностям. Взаимовыручка формирует толерантное отношение к менее способным ученикам. Во взаимоотношениях «ученик - ученик», меньше преткновений, чем в деятельности «учитель – ученик», многие ученики чувствуют себя комфортнее.
Современные требования к преподаванию истории ориентируют учителя на необходимость создания в процессе обучения условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка, для активного усвоения каждым учеником способов познавательной деятельности. Это требует от педагога высокого уровня профессиональной компетенции и больших творческих усилий. Зато достигнутый успех побуждает к дальнейшему совершенству.
|