Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Дюсекенова Гульмира Габбасовна – учитель начальных классов. Павлодарская область Павлодарский район Красноармейская СОШ Инклюзивное образование. Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить». Жан Ванье. Тема доклада посвящена относительно новому явлению в казахстанской системе образования – инклюзивному обучению детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями. Эта проблема, является актуальной и требующей должного внимания, так как количество детей с врожденными и приобретенными пороками психического , умственного, физического развития с каждым годом растет. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов, детей с ОВР является их обучение. На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов (Е.В. Кулагина, 2009 и др.). К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Однако, в большей или меньшей степени все эти формы имеют свои недостатки. Недостатки обучения на дому: - Социализация. Недостаток общения со сверстниками при домашнем обучении отрицательно влияет на последующую адаптацию ребенка в обществе. Как показывает практика, друзей-соседей оказывается мало для нормального общения. Дети, посещающие школы, обычно имеют больше друзей, быстрее приспосабливаются к социальным условиям различного характера в будущем. - Конкуренция. «Домашний» ученик, конечно, получает максимум информации, проходит процесс обучения в уютной домашней обстановке, к нему организован индивидуальный подход. Но опять же, с точки зрения психологии, эти плюсы могут стать большими минусами. Во-первых, ребенок привыкает к тому, что он получает все внимание преподавателя. В последующем это приведет к возникновению проблем в высших учебных заведениях и даже в рабочем коллективе. Во-вторых, он не учится преодолевать трудности и проблемы социального характера, т.к. находится в «тепличных условиях» родного дома, а это значительно «тормозит» процесс психологического взросления ребенка. - Объективность по отношению к ребенку. В школьном обучении существует опасность, что ваш ребенок останется незамеченным на фоне одноклассников, его таланты не будут до конца раскрыты. Дома же, наоборот, вы рискуете проявлять излишнее снисхождение к ребенку, либо же «сверх строгость». Помните про дисциплину, она обязательно должна присутствовать в домашнем обучении. . В любом случае, какой бы способ образования вы ни выбрали, помните – недостатки есть и у школьного и у надомного обучения. Главное вовремя их обнаружить и свести к минимуму Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление невозможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники. Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида, ребенка с ОВР важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном потенциале. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети – инвалиды учатся толерантному отношению друг к другу. Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Теперь, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и есть инклюзивное образование. Многие дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, живут в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке. Дети с ограниченными возможностями, дети- инвалиды в основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И общеобразовательная организация - это единственная возможность для детей обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир. Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями, дети- инвалиды обучались вместе с обычными детьми по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети. Безусловно, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей. Путь преодоления проблем детей- инвалидов, детей с ОВР– это продвижение идеи инклюзивного (включающего или интегрированного образования), о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Нужно понимать, что у инклюзивного образования должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с любой проблемой в общий класс. Массовый набор детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов невозможен. Очень тяжело объяснять родителям, что не каждый ребенок может учиться в общеобразовательной школе. Родители должны прилагать большие усилия в дошкольном и школьном образовании, чтобы в будущем увидеть своего ребенка в обществе. У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса. Мы должны понимать, что у любого ребенка есть право получить качественное образование. И если ребенок с какими-то серьезными проблемами в рамках образовательного процесса не дает реализовывать права здорового ребенка на образование, значит, нужно думать о том, может ли он учиться здесь? Полезно ли для него и для других детей такое включение? Для определенной части детей общеобразовательная среда иногда бывает чрезмерной. Ребенок с очень серьезными отклонениями в развитии более комфортно будет чувствовать себя в ситуации, где созданы особые условия. Я думаю, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество. Множество проблем стоит на пути детей-инвалидов и детей с ОВР к получению образования по инклюзивному методу. И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни. Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо специальное оборудование. Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей, и без основательной подготовки кадров проблему инклюзива не решить. Сейчас в учебных заведениях появилась кафедра дефектологии. И главной их задачей является качество обучения тех, кто займется на практике коррекционной педагогикой. Мир меняется, и опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также замотивировать, поддержать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи. В Красноармейской школе обучаются дети с ОВР, дети-инвалиды, которые имеют разный диагноз: ДЦП, Синдрон Нунан, Анофтальм слева, Расщелина нёба и специальных программ для детей, включенных в общее образование нет, кроме детей с ОВР . Дети посещают все уроки и выполняют весь государственный стандарт, не включая детей с диагнозом ЗПР т.к имеют специальную программу. На переменах они играют ,также ходят на все уроки и даже стараются на уроках подсказывать своим одноклассникам. Дети находятся внутри коллектива, принимая активное участие в различных конкурсах и мероприятиях. Отсутствие комплексов помогает им комфортно чувствовать себя в детском коллективе. Они раскрепощенные, не боятся обращаться за помощью. Участвуют в различных конкурсах Республиканского , областного, районного масштаба и занимают призовые места. Например, учащаяся 7 класса Садвакасова Диана заняла 1 место в конкурсе «Разные – равные» в номинации «Умники», также ученица 3 класса Леонова Ксения активная участника конкурсов рисования. К сожалению, в настоящее время в школе отсутствует специалист (дефектолог, логопед), который должен помогать корректировать какие-то знания ребенку, помогали бы учителям выстраивать правильные взаимоотношения с этими детьми включенных в общее образование. Учителя начальных классов, учителя- предметники отмечают, что в настоящее время дети справляются с государственной программой в зависимости от диагноза. В общем стараются ничем не выделять. Наша задача состоит в том, чтобы они шли с нами на одном уровне, чтобы наши обычные дети не обращали на них особого внимания, чтобы эти дети чувствовали себя равными и ничем не ущемленными. Большие надежды возлагаем на родителей. Доведут ли родители своих детей до конца? Ведь эти дети однозначно требуют к себе повышенного внимания. По словам родителей, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в школе по программе общего образования, они с радостью идут на учебу, понимая, что для них это хороший шанс общения с обычными детьми. Инклюзивное образование только начинает развиваться в Казахстане и пока многие школы не готовы к серьезному реформированию, но медленные шаги они могут и должны делать. Итак, основной принцип инклюзивного образования: «Дети должны учиться вместе». Инклюзивное образование - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Ценности инклюзии: Каждый имеет право высказываться и быть услышанным. Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью. Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни. Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения. Каждый имеет право на полноценную жизнь. Инклюзивное образование: - признает, что все дети могут учиться; - работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей; - является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества; - является динамичным процессом, который постоянно в развитии. Что дает инклюзивное образование: - предлагает новый социальный подход к инвалидности; - приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми; - рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему; - личностное развитие и социальные навыки; - развитие самостоятельности и самоопределения; - развивает равные права и возможности вместо дискриминации. Приведу пример своей практики надомного обучения с учащимся 1 класса по программе ЗПР . Мой ученик был зачислен в 1 класс с диагнозом : РОП ЦНС. ДЦП имипареатическая форма. ЗПР церебрально-органического генеза. Общее недоразвитие речи – 3 уровень. Дислалия рекомендовано обучение на дому. Работа с Романом продолжается уже в течение года . К сожалению встречается множество трудностей и вопросов, с которыми вынуждена справляться самостоятельно. Ясно одно: к данному ребенку необходим индивидуальный подход, особые требования и много внимания. Только в этом случае можно достичь положительной динамики развития ученика. Работа с Романом требует больших временных затрат и системы занятий. Систематически проводится работа над исправлением недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, работа над обогащением словарного запаса, образного и логического видов мышления. На сегодняшний день заметно улучшилось состояние звукопроизношения, устной речи, удалось значительно улучшить коммуникативные способности мальчика. Хотя работа предстоит длительная и трудоемкая, мальчик относится к занятиям положительно, но иногда отрицательно зависит от настроения, всегда охотно выполняет задания устного характера, несмотря на быструю утомляемость, не старается писать. Роман посещает вместе с мамой наша традиционные мероприятия класса, где рассказывает стихи и даже поет. Одноклассники относятся к нему с пониманием, помогают. Всегда рады встрече с ним. Очень жаль то, что Роман не с особым энтузиазмом относится к учебе, но я уверена, это еще связано с тем, что ребенок не осознает значение получения знаний. Возможно обучение в общеобразовательном классе благоприятно скажется на общем развитии моего ученика, если не помешает его диагноз, который не один, а несколько в одном ребенке. По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно. Делать любую работу с душой – залог успеха!!! Список использованной литературы 1. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: Кузгибекова Г.М., 2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» автор: Драпак В.В. 3. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 5. Конвенция «О правах инвалидов» 4.Информационно-методический журнал «Открытая школа».2013г. 5. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья .Опыт коррекционных и интеграционных школ Е. В. Кулагина ГУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа Павлодарского района» Доклад на тему: Инклюзивное образование. Дюсекенова Г.Г.- учитель начальных классов. 2013-2014г. | |
Просмотров: 5590 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|