Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Инклюзивное образование в РК
Дюсекенова Гульмира Габбасовна – учитель начальных классов.
Павлодарская область Павлодарский район Красноармейская СОШ
Инклюзивное образование.
Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».
Жан Ванье.
Тема доклада посвящена относительно новому явлению в казахстанской системе образования – инклюзивному обучению детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями.
Эта проблема, является актуальной и требующей должного внимания, так как количество детей с врожденными и приобретенными пороками психического , умственного, физического развития с каждым годом растет.
Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов, детей с ОВР является их обучение. На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов (Е.В. Кулагина, 2009 и др.).
К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Однако, в большей или меньшей степени все эти формы имеют свои недостатки. Недостатки обучения на дому:
- Социализация. Недостаток общения со сверстниками при домашнем обучении отрицательно влияет на последующую адаптацию ребенка в обществе. Как показывает практика, друзей-соседей оказывается мало для нормального общения. Дети, посещающие школы, обычно имеют больше друзей, быстрее приспосабливаются к социальным условиям различного характера в будущем.

- Конкуренция. «Домашний» ученик, конечно, получает максимум информации, проходит процесс обучения в уютной домашней обстановке, к нему организован индивидуальный подход. Но опять же, с точки зрения психологии, эти плюсы могут стать большими минусами. Во-первых, ребенок привыкает к тому, что он получает все внимание преподавателя. В последующем это приведет к возникновению проблем в высших учебных заведениях и даже в рабочем коллективе. Во-вторых, он не учится преодолевать трудности и проблемы социального характера, т.к. находится в «тепличных условиях» родного дома, а это значительно «тормозит» процесс психологического взросления ребенка.

- Объективность по отношению к ребенку. В школьном обучении существует опасность, что ваш ребенок останется незамеченным на фоне одноклассников, его таланты не будут до конца раскрыты. Дома же, наоборот, вы рискуете проявлять излишнее снисхождение к ребенку, либо же «сверх строгость». Помните про дисциплину, она обязательно должна присутствовать в домашнем обучении. . В любом случае, какой бы способ образования вы ни выбрали, помните – недостатки есть и у школьного и у надомного обучения. Главное вовремя их обнаружить и свести к минимуму

Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление невозможно.
Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники.
Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида, ребенка с ОВР важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном потенциале. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети – инвалиды учатся толерантному отношению друг к другу.
Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Теперь, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и есть инклюзивное образование.
Многие дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, живут в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке.
Дети с ограниченными возможностями, дети- инвалиды в основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И общеобразовательная организация - это единственная возможность для детей обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир.
Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями, дети- инвалиды обучались вместе с обычными детьми по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети. Безусловно, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей.
Путь преодоления проблем детей- инвалидов, детей с ОВР– это продвижение идеи инклюзивного (включающего или интегрированного образования), о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные.
Нужно понимать, что у инклюзивного образования должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с любой проблемой в общий класс. Массовый набор детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов невозможен. Очень тяжело объяснять родителям, что не каждый ребенок может учиться в общеобразовательной школе. Родители должны прилагать большие усилия в дошкольном и школьном образовании, чтобы в будущем увидеть своего ребенка в обществе.
У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.
Мы должны понимать, что у любого ребенка есть право получить качественное образование. И если ребенок с какими-то серьезными проблемами в рамках образовательного процесса не дает реализовывать права здорового ребенка на образование, значит, нужно думать о том, может ли он учиться здесь?
Полезно ли для него и для других детей такое включение?
Для определенной части детей общеобразовательная среда иногда бывает чрезмерной. Ребенок с очень серьезными отклонениями в развитии более комфортно будет чувствовать себя в ситуации, где созданы особые условия.
Я думаю, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество. Множество проблем стоит на пути детей-инвалидов и детей с ОВР к получению образования по инклюзивному методу.
И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни. Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо специальное оборудование.
Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей, и без основательной подготовки кадров проблему инклюзива не решить.
Сейчас в учебных заведениях появилась кафедра дефектологии. И главной их задачей является качество обучения тех, кто займется на практике
коррекционной педагогикой.
Мир меняется, и опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также замотивировать, поддержать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи.
В Красноармейской школе обучаются дети с ОВР, дети-инвалиды, которые имеют разный диагноз: ДЦП, Синдрон Нунан, Анофтальм слева, Расщелина нёба и специальных программ для детей, включенных в общее образование нет, кроме детей с ОВР . Дети посещают все уроки и выполняют весь государственный стандарт, не включая детей с диагнозом ЗПР т.к имеют специальную программу. На переменах они играют ,также ходят на все уроки и даже стараются на уроках подсказывать своим одноклассникам. Дети находятся внутри коллектива, принимая активное участие в различных конкурсах и мероприятиях.
Отсутствие комплексов помогает им комфортно чувствовать себя в детском коллективе. Они раскрепощенные, не боятся обращаться за помощью. Участвуют в различных конкурсах Республиканского , областного, районного масштаба и занимают призовые места.
Например, учащаяся 7 класса Садвакасова Диана заняла 1 место в конкурсе «Разные – равные» в номинации «Умники», также ученица 3 класса Леонова Ксения активная участника конкурсов рисования.
К сожалению, в настоящее время в школе отсутствует специалист (дефектолог, логопед), который должен помогать корректировать какие-то знания ребенку, помогали бы учителям выстраивать правильные взаимоотношения с этими детьми включенных в общее образование.
Учителя начальных классов, учителя- предметники отмечают, что в настоящее время дети справляются с государственной программой в зависимости от диагноза. В общем стараются ничем не выделять. Наша задача состоит в том, чтобы они шли с нами на одном уровне, чтобы наши обычные дети не обращали на них особого внимания, чтобы эти дети чувствовали себя равными и ничем не ущемленными.
Большие надежды возлагаем на родителей. Доведут ли родители своих детей до конца? Ведь эти дети однозначно требуют к себе повышенного внимания.
По словам родителей, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в школе по программе общего образования, они с радостью идут на учебу, понимая, что для них это хороший шанс общения с обычными детьми.
Инклюзивное образование только начинает развиваться в Казахстане и пока многие школы не готовы к серьезному реформированию, но медленные шаги они могут и должны делать. Итак, основной принцип инклюзивного образования: «Дети должны учиться вместе».
Инклюзивное образование - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Ценности инклюзии:
Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.
Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.
Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.
Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.
Каждый имеет право на полноценную жизнь.
Инклюзивное образование:
- признает, что все дети могут учиться;
- работает над улучшением образовательных структур, систем и
методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;
- является частью большой стратегии по созданию инклюзивного
общества;
- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Что дает инклюзивное образование:
- предлагает новый социальный подход к инвалидности;
- приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;
- рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;
- личностное развитие и социальные навыки;
- развитие самостоятельности и самоопределения;
- развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Приведу пример своей практики надомного обучения с учащимся 1 класса по программе ЗПР . Мой ученик был зачислен в 1 класс
с диагнозом : РОП ЦНС. ДЦП имипареатическая форма. ЗПР церебрально-органического генеза. Общее недоразвитие речи – 3 уровень. Дислалия рекомендовано обучение на дому.
Работа с Романом продолжается уже в течение года . К сожалению встречается множество трудностей и вопросов, с которыми вынуждена справляться самостоятельно. Ясно одно: к данному ребенку необходим индивидуальный подход, особые требования и много внимания. Только в этом случае можно достичь положительной динамики развития ученика. Работа с Романом требует больших временных затрат и системы занятий. Систематически проводится работа над исправлением недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, работа над обогащением словарного запаса, образного и логического видов мышления. На сегодняшний день заметно улучшилось состояние звукопроизношения, устной речи, удалось значительно улучшить коммуникативные способности мальчика.
Хотя работа предстоит длительная и трудоемкая, мальчик относится к занятиям положительно, но иногда отрицательно зависит от настроения, всегда охотно выполняет задания устного характера, несмотря на быструю утомляемость, не старается писать. Роман посещает вместе с мамой наша традиционные мероприятия класса, где рассказывает стихи и даже поет. Одноклассники относятся к нему с пониманием, помогают. Всегда рады встрече с ним. Очень жаль то, что Роман не с особым энтузиазмом относится к учебе, но я уверена, это еще связано с тем, что ребенок не осознает значение получения знаний. Возможно обучение в общеобразовательном классе благоприятно скажется на общем развитии моего ученика, если не помешает его диагноз, который не один, а несколько в одном ребенке.
По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Делать любую работу с душой – залог успеха!!!

Список использованной литературы
1. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: Кузгибекова Г.М.,
2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» автор: Драпак В.В.
3. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 5. Конвенция «О правах инвалидов»

4.Информационно-методический журнал «Открытая школа».2013г.
5. Кулагина, Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья .Опыт коррекционных и интеграционных школ Е. В. Кулагина

ГУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа
Павлодарского района»

Доклад на тему: Инклюзивное образование.

Дюсекенова Г.Г.- учитель начальных классов.

2013-2014г.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: guldyuseckenowa (2015-02-14) | Автор: Дюсекенова Гульмира Габбасовна E
Просмотров: 5590 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-02-02, 4:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru