Урок №: 21
Тема: Развитие средневековых городов
Гимназия: КГУ «Гимназия № 130» г. Алматы
Имя учителя: А.Е.Райжанова
Дата:
Класс: 7 «Б»
Количество присутствующих: Отсутствующие:
Цели обучения, которые помогает достичь данный урок:
Закрепить и развить понимание роли городов в эпоху раннего средневековья на территории Казахстана
Задачи урока:
Образовательные: Показать причины, которые способствовали территориальному росту городов и росту их населения.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся любовь и уважение к историческому прошлому своего народа и государства, воспитание исторического сознания.
Развивающие: На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию того, что международная торговля по ВШП в 9-нач. 13 в.в. достигла высокого уровня. Развить навыки системного мышления и анализа, уметь находить связи и аналогии. Развивать речь, память, воображение, используя игровые формы деятельности.
Языковые цели:
Делать записи своих выводов. Умение говорить и выражать своё собственное мнение.
Ожидаемые результаты:
Ученик должен: понимать значение новых слов, уметь находить аналогии. Иметь представления о жизни людей эпохи средневековья и их взглядах на окружающее. Понять качественную и культурную новизну городов эпохи средневековья.
Предыдущее обучение:(название параграфа)
Тема:Социально-экономическое значение ВШП для Казахстана.
План
Запланированные
сроки:
45 минут
Запланированные мероприятия
Орг. Момент
Деление на группы
Выполнение задания в группах (Опрос Д.З.) - приём «Проснись мозг!»
Объяснение новой темы:
1. Вступительное слово учителя;
2. Приём «Воображаемая экскурсия» в средневековье;
3. Работа учащихся с диаграммой «Численность населения в городах»
(Выводы учащихся с работой по диаграмме)
4. Работа с диаграммой «Территориальное расширение города». ---Одновременно учитель знакомит с новой терминологией –цитадель, шахристан, рабат
(Выводы учащихся с работой по диаграмме)
5. Работа с картосхемой «Появление новых городов»
6. Рефлексия на основе анализов об изменениях в городской жизни.
7. Опережающее задание. ( 3 ученика рассказывают краткий материал о городах-Отрар, Испиджаб, Тараз)
8. Работа с учебником- стр. 105 последний абзац «Торговля» (читают самостоятельно-2-3 минуты).
(Вывешиваются записи с новыми терминами)
Вопросы учителя---Идёт осуждение прочитанного и знакомство с новой терминологией.
9. Саморефлексия учащихся по завершённому уроку.
10. Самооценивание, взаимооценивание.
11. Д.З. параграф 16, написать эссе Источники
Учебник 7 класса по истории Казахстана, методическое руководство для учителя, ресурсы интернета.
Начало урока
Приветствие учителя
Орг. момент
Середина урока
1. Вступительное слово учителя;
2. Приём «Воображаемая экскурсия» в средневековье;
3. Работа учащихся с диаграммой «Численность населения в городах»
(Выводы учащихся с работой по диаграмме)
4. Работа с диаграммой «Территориальное расширение города». ---Одновременно учитель знакомит с новой терминологией –цитадель, шахристан, рабат
(Выводы учащихся с работой по диаграмме)
5. Работа с картосхемой «Появление новых городов»
6. Рефлексия на основе анализов об изменениях в городской жизни.
7. Опережающее задание. ( 3 ученика рассказывают краткий материал о городах-Отрар, Испиджаб, Тараз)
8. Работа с учебником- стр. 105 последний абзац «Торговля» (читают самостоятельно-2-3 минуты).
(Вывешиваются записи с новыми терминами)
Вопросы учителя---Идёт осуждение прочитанного и знакомство с новой терминологией.
Конец урока
1. Саморефлексия учащихся по завершённому уроку.
2. Самооценивание, взаимооценивание.
3. Д.З. параграф 16, написать эссе
Изучение новой темы:
Сведения для информационного стенда (листы развешиваются на доске по ходу урока)
Здравствуйте многоуважаемые гости нашего урока и многоуважаемые гимназисты!
Сегодня наш урок пройдёт немного в необычной форме. А для начала я хочу рассадить по группам. (Раздаются зелёные, желтые и розовые карточки небольших размеров, а на обратной стороне написаны пожелания. Ребята должны будут выбрать себе любую понравившуюся по цвету карточку).
Учитель: ребята, я хочу попросить вас разделиться на 3 группы по выбранному вами цвету. (Дети рассаживаются по группам).
1 группа – «Испиджаб»,
2 группа – «Тараз»,
3 группа – «Отрар».
Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на предыдущем уроке. (Проверка Д.З. – Тема: ВШП). Вам нужно будет каждой группе выполнить задание. Я «включаю лампочку» (картинка с лампочкой). А что это за лампа? Ответ ученика- Это означает, что сейчас мы должны «включить свой мозг»!
Раздаётся задание каждой группе:
1 группа-Назовите отрицательные стороны функционирования ВШП.
2 группа-Назовите положительные стороны функционирования ВШП.
Расскажите о историческом значении ВШП.
Ответы учащихся. (один ученик с каждой группы зачитывает свою групповую работу).
Учитель: Молодцы, ребята!
Сейчас я хочу перейти к следующему этапу нашего урока-новая тема
Посмотрите на карточки на ваших столах, как вы думаете о чём бы они могли нам говорить?
Ответы учащихся: это города средневекового Казахстана.
Учитель: Правильно! Молодцы! А кто из вас догадался как звучит тема сегодняшнего нового урока?
Ответ учащихся: Возможно-средневековые города Казахстана?
Учитель: Правильно! (На доске вывешивается название новой темы)
Сегодня мы совершим путешествие в средневековье. Познакомимся с историей развитие городов, поговорим о застройках городов, о жизни городов в средних веках. О жизни давно минувших дней мы узнаём из материалов археологических раскопок. Археологи, ликуя,
Открывают этот слой,
Храм, дворец и мастерскую
Между пеплом и золой
В.Берестов
(На доске развешиваются картинки с изображением средневекового города, раздать по 1 экземпляру на группу).
Учитель: Представьте, что вы участники археологической экспедиции, занимающиеся раскопками древнего Талхиза, города в Семиречье. Сегодня мы – археологи, убирающие огромную толщу земли, чтобы докопаться до ранних слоёв. Мы знакомимся со слоём, представляющим собой неоценимый материал для изучения времени расцвета городской культуры в 6-8 вв. Раскопки показывают, что город был застроен поквартально.
И если бы мы решили восстановить картину прошлого, мы бы увидели вдоль магистральной улицы несколько кварталов, в которых располагаются по 12-14 жилых домов. В каждом доме – по 5-6 помещений для жилья и хозяйственных надобностей. Дворы обносились глухими стенами и, что самое любопытное, в них мы замечаем загоны для скота и конюшни, а в некоторых домах находим детали юрт.
Учитель: Сделайте выводы из увиденного вами.
Учащиеся: Скорее всего, эти находки говорят, что горожане занимались скотоводством, и летом скот выпасали на жайляу, живя в юртах.
Учитель: Также мы видим новое явление для застройки города - мечеть. С чем связано появление мечетей в городах?
Учащиеся вспоминают, что в 960 году ислам был объявлен государственной религией в государстве Караханидов. Юг Казахстана и Семиречье испытали сильное воздействие мусульманской культуры. И мечети становятся обязательным элементом культовой архитектуры любого города.
Учитель: А теперь мы отложим в сторону наш археологический инструментарий и возьмём в руки схемы и диаграммы, постараемся на основе их изучения сделать выводы о росте и расширении городов.
Работа учащихся с диаграммой «Численность населения в городах»
(Выводы учащихся с работой по диаграмме) (Раздать на группу по 1 экземпляру диаграмму. (Выводы учащихся с работой по диаграмме)
Перед вами количественный состав населения городов. Какие выводы можно сделать на основе этой диаграммы?
Учащиеся: Увеличивается численность населения городов. На графике видно, что самыми крупными и многолюдными городами были Испиджаб(40 тыс. чел.), Отрар (16 тыс. чел.), Тараз (10 тыс. чел.)
Учитель: А теперь рассмотрим эту диаграмму. (раздать по 1 экземпляру на группу) ---на доске развешать новые термины.
Работа с диаграммой «Территориальное расширение города». ---Одновременно учитель знакомит с новой терминологией –цитадель, шахристан, рабат)
(Выводы учащихся с работой по диаграмме) Что вы можете сказать о территориальном расширении города? Какая часть города расширяется?
Учащиеся: Увеличивается площадь рабада по сравнению с другими частями города.
Учитель: Обратим внимание на картосхему . Проанализируйте, в каких частях Казахстана появляются новые города.
Работа с картосхемой «Появление новых городов» (Выводы учащихся)
Рефлексия учащихся на основе анализов об изменениях в городской жизни.
Учитель: На основе анализа данных попробуем сделать выводы об изменениях в городской жизни .
Варианты ответов учащихся:
-появляются новые города;
-увеличивается численность населения городов;
-расширяется рабад;
-новым элементом в застройке городов стали мечети и т.д.
Учитель: Города были не только центром культуры и ремесла, но и важными центрами международной торговли на Великом Шелковом пути.
Опережающее задание. ( 3 ученика рассказывают краткий материал о городах-Отрар, Испиджаб, Тараз).
1. Назым (Испиджаб)
2. Маша (Тараз)
3. Азиза (Отрар)
Работа с учебником- стр. 105 последний абзац «Торговля» (читают самостоятельно-2-3 минуты).
(Вывешиваются записи с новыми терминами)
Вопросы учителя---Идёт осуждение прочитанного и знакомство с новой терминологией
Учитель: Прочитайте в учебнике пункт ‘’Торговля”. Стр. 105 последний абзац. Обратите внимание на доску, вашему вниманию я развешала нов термины, которые вы должны будете запомнить.
Беседа по прочитанному:
Учитель: Как вы думаете, какие из этих монет использовались во внутриобластной торговле, а какие в международной торговле?
- Как вы думаете, какими товарами обменивался город с кочевой степью, землевладельческой округой и торговыми караванами по Великому Шелковому пути?
Саморефлексия учащихся по завершённому уроку.
Самооценивание, взаимооценивание.
Домашнее задание: параграф 16, написать эссе.
Источник: http://история Казахстана |