Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Горшков Вячеслав Сергеевич. Педагог-дефектолог Статья "Психолого-педагогические особенности профессионально-трудовой деятельности учащихся в специальных школах 8-го вида". Одной из важнейших задач коррекционной школы 8го вида является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, коррекционная школа 8го вида призвана уделять большое внимание развитию у учащихся правильного отношения к труду, вырабатывать необходимые навыки и умения. При обучении школьников с нарушением интеллектуального развития труду воспитатель сталкивается с целым рядом трудностей, обусловленных особенностями их психического развития. Недостаточное развитие психических процессов, практических навыков и умений, особенности строения и мотивации деятельности — все это вызывает необходимость в проведении специальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление недостатков психического развития школьников с нарушением интеллекта. Без такой работы нельзя успешно обучать школьников с нарушением интеллекта труду. В этой связи особую актуальность приобретает изучение психологии трудовой деятельности учащихся коррекционной школы 8го вида. Для того чтобы обучение учащихся коррекционной школы 8го вида труду было успешным, необходимо знать, какими особенностями характеризуется их трудовая деятельность и каковы пути преодоления присущих ей недостатков. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребёнка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьников, более полно использовать резерв его личности, обеспечит в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. Как показал психологический анализ, недостатки трудовой деятельности учащихся коррекционной школы 8го вида имеют своей основой не только особенности их психического развития, происходящего в аномальных условиях, но и недооценку важности развития познавательных способностей, способов и мотивов деятельности в процессе обучения труду. А.Н.Граборов отметил, что труд является основным средством коррекции, наиболее полного и глубокого влияющих на весь процесс развития детей с нарушением интеллекта. Главной задачей психологической подготовке школьников к труду является формирование умений выполнить работу не только индивидуально, но и в коллективе, развитие положительной мотивации труда, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределения. Необходимым условием существования человеческого общества является труд. В отличие от животных, которые только пользуются внешней природой и производят в ней изменения в силу своего присутствия, человек вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. Труд оказывает решающее влияние и на развитие самого человека. «Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, — пишет Маркс, — он (человек. — Б. П.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти». Особенно важно в трудовом воспитании школьника являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношений к труду, как главной ценности. В младших классах игровая деятельность неотделима от трудовой. Игры для малышей – это тоже труд. В первые годы обучения особенно рекомендуется культивировать различного рода коллективные игры – для небольших групп детей. Эти игры способствуют коррекции умственного развития учащихся, формированию обобщенных трудовых умений, необходимых в любом виде деятельности, развитию координации движения и т.д. В школе интернате должна обеспечиваться возможность организации коллективных форм детского труда. Режим дня интерната строится таким образом, что для каждого вида трудовой деятельности выделяется определённое время, которое в зависимости от возраста детей и сезона может меняться. Но одно должно быть неизменным: планомерная организация трудовой деятельности, усложнение её содержание по мере роста и развития детей. На протяжении трех лет работаю над формированием трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта. В первом-третьем классе большое внимание уделяла привитию навыков самообслуживания, усвоению санитарно-гигиенических навыков, умению трудиться в коллективе. Всех ребят по участию трудовых процессах можно разделить на две группы: активные, когда школьник принимает участие в коллективном труде, оказывает взаимопомощь – это Влад, Витя Ф, Игорь, Айвар. Пассивные они выполняют индивидуальную работу без взаимозависимости от коллектива – Витя Х, Вова, Женя. Психология пассивных - минимум участия в общественно полезном труде. Что приводит к несогласию при подведении итогов коллективного труда. Среди школьников с нарушением интеллекта совместная деятельность не всегда приводит к согласию, к возникновению делового общения. Чаще ребята в классе высказывают замечания друг другу о доли участия в коллективном труде. Возникают разногласия. В силу компенсаторных возможностей и пластичности первой системы, способностей развивающегося организма в процессе воспитания происходит развитие наиболее сложных сторон личности школьников с нарушением интеллекта, в частности формируется умение работать и жить в коллективе. Следовательно, первостепенной задача воспитателя является организация детского коллектива. С первых дней пребывания детей в школе веду индивидуальную работу с каждым, стараюсь изучить особенности каждого ребенка. Все это позволило мне добиться положительных результатов в создании детского коллектива, так как коллектив оказывает влияние на поведение человека в целом. Работа воспитателя в коррекционной школе имеет два взаимосвязанных аспекта: формирование и развитие положительных качеств личности школьника с нарушением интеллекта и коррекция его дефекта, связанного с психофизическими отклонениями. Вопросы трудовой деятельности школьников с нарушением интеллекта неразрывно связаны с проблемой личности. Эта связь двоякая. С одной стороны, для того чтобы правильно организовать деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе труда, необходимо знать особенности его личности. Не зная этих особенностей, нельзя добиться успешного усвоения знаний, навыков и умений школьниками на уроках труда. С другой стороны, труд играет исключительно важную роль в развитии личности школьника с нарушением интеллекта, и его надо широко использовать в коррекционно-воспитательных целях. Третьей задачей является изучение проявлений личности школьника в процессе труда в целях совершенствования учебно-воспитательной работы, а также роли труда в развитии его личности. Решение этой задачи имеет важное значение для теории и практики трудового обучения учащихся коррекционной школы. Не маловажную роль играет участие самого педагога, в трудовом процессе, когда своим личным примером вызывает желание трудиться. Включаясь в трудовую деятельность, педагог организовывает и руководит всем процессом, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. В своей практике опираюсь на коллективную форму работы. Зная возможности каждого ребёнка, ставлю перед ним определенную цель, чтобы она приносила пользу всему коллективу. В нашей школе существует много форм коллективной работы – это уборка классов и спален, работа на уборке школьной территории, труд на пришкольном участке. Например, во время уборки школьной территории даю задание каждому конкретно, которое не должно отнимать большого количества времени и приносить пользу. В конце работы подводим итог, даем оценку работы всему классу. После небольшого отдыха переходим к другому виду деятельности. В трудовой деятельности такие ребята как Айвар, Даша, Игорь добиваются значительных результатов, чем в учебе, поэтому повышается их авторитет в классе. Они являются «ядром» в трудовых делах класса. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. В соответствии с только что сказанным мы видим задачу воспитателя не только в том, чтобы показать, какими особенностями характеризуется трудовая деятельность учащихся коррекционной школы, но и в том, чтобы выяснить условия развития ее познавательных компонентов и пути формирования правильного отношения к труду. Коррекционная школа, как и школа массовая, призвана уделять большое внимание трудовому обучению учащихся. Однако наряду с общими задачами коррекционная школа имеет еще и свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых школьников. Процесс трудового обучения, как и любого другого вида обучения, носит двусторонний характер. Он предполагает деятельность учителя и учащихся. В процессе обучения учащиеся усваивают определенные знания, овладевают соответствующими навыками и умениями. Под направляющим воздействием учителя у учащихся формируются необходимые качества личности, развиваются познавательные способности. Проблема психологии труда школьников с нарушением интеллекта предполагает: 1) изучение психологических особенностей трудовой деятельности школьников и 2) изучение психологических особенностей обучения этих школьников труду. В первом случае речь идет преимущественно о деятельности школьников, в другом — о деятельности воспитателя. Для того чтобы в полной мере раскрыть психологические основы трудовой деятельности школьников, необходимо изучение обоих аспектов. Особенности трудовой деятельности школьников с нарушением интеллекта определяются своеобразием их психического развития. Поэтому при анализе трудовой деятельности школьников необходимо показать те стороны их психического развития, которые обусловливают особенности указанной деятельности. Другой задачей является раскрытие путей преодолении недостатков общего психического развития школьника с нарушением интеллекта, приводящих к неадекватным действиям в процессе труда. В связи с этой задачей особое значение приобретают вопросы коррекции и развития школьников в процессе трудового обучения. Для решения этих и других важных для современного производства задач необходимо, прежде всего, решить ряд теоретических проблем. Разработка наиболее рациональных методов обучения труду школьников, изучение процесса формирования трудовых навыков и умений, исследование путей формирования положительных качеств личности у учащихся в процессе труда—важнейшие задачи, стоящие в настоящее время перед психологией труда. Формирование у школьников психологической готовности к труду происходит на протяжении всех лет обучения в коррекционной школе. Таким образом, трудовая деятельность наиболее эффективно способствует развитию личности школьников с нарушением интеллекта. Поэтому очень важно в условиях коррекционной школы обеспечить целенаправленную организацию детского труда. Создание педагогически обоснованной системы трудового воспитания, соблюдение принципа доступности, учет интересов и способностей учащихся к определенным видам труда, соревнований и других видов труда, широкое использование других методов воспитания, ускоряют процесс формирования у школьников положительных качеств личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок меняет свое представление о себе и окружающем мире. Под влиянием трудовой деятельности изменяется самооценка, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Педагог должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления, развиваются способности, умения и навыки. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе. Литература 1. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе / А.Г. Глущенко Кн. для учителя нач. классов.- М.: Просвещение ,1985 – с 117-130- (160с). 2. Воспитательная работа во вспомогательной школе : Пособие для учителей и воспитателей. Под ред. В.Ф. Мачихиной . – М.: Просвещение, 1980.– с.34-37 – (62с.). 3. С.Я. Рубинштейн Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №211 «Дефектология.» - 2 изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979.- с.148-154 –(192с.) 4. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы . -- М.: Педагогика, 2002.- 120с | |
Просмотров: 813 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|