Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Непрерывное образование как условие формирования учителя гуманитарного профиля Образование не имеет точки насыщения «Страна, не умеющая развивать знания, вXXI веке обречена на провал» Н.А. Назарбаев Образование на современном этапе сво¬его развития вошло в период основательных качествен¬ных изменений, причем одной из самых приори-тетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных творчески и с энту¬зиазмом эффективно работать в совершенно новых, ди¬намичных условиях современной педагоги¬ческой действительности. Кардинальные изменения со¬циально-экономического уклада жизни казахстанцев приве¬ли к смене методологических приоритетов в образова-нии, возникновению и распространению новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватившей об¬разовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественно новых подходов в подго¬товке учителя, способного на высоком профессиональ-ном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования. Цели таких новых подходов должны состоять в следующем: • расширение общей и становление первоначаль¬ных основ профессиональной культуры будущего учителя; • углубление ориентации студентов на педагогиче¬скую профессию, мотивов и личностного осозна¬ния ими выбора профессии через формирование целостных представлений о гуманистическом и творческом характере педагогической деятельно¬сти, ее специфике и роли в жизни реформирую¬щего себя общества; • обеспечение установки на профессионально-личностное развитие, саморазвитие, самоопреде¬ление и самовоспитание студентов с учетом их индивидуальных особенностей; На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Какая бы его сфера ни затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека ни рассматривались, возникает необходимость выразить свое отношение к таким сторонам образования как: всеохватность, т.е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т.е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации; индивидуализированность, т.е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума. Фактически предстоит ответить на вопрос - всем и всегда ли нужно образовываться и кому это нужно - обществу или личности? А еще точнее, какой формуле следовать: "образование на всю жизнь" или "образование через всю жизнь"? Без ответов на эти глобальные вопросы нельзя решить и вечных проблем, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях. Чем же вызвана объективная необходимость решения проблемы непрерывности образования? Прежде всего динамизмом мирового и общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие и на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности. Как бы то ни было, но идея необходимости обучения "через всю жизнь", трансформированная в теории "непрерывное образование", сегодня принята во всем мире. Непрерывное образование предполагает овладение основами знаний, начиная с дошкольного возраста, в течение всей жизни, включая послевузовское образование и самообразование Особое значение это имеет в сфере педагогического образования, так как учитель, непрерывно учась сам, прививает вкус к учению своим учащимся, являясь главным звеном в цепи непрерывного образования. Непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук. Сущность непрерывного образования В чем сущность непрерывного образования? Прежде всего, необходимо вычленить объект и предмет познания и их характеристики. Объектом данной части исследования мы считаем "непрерывное образование", а предметом - существующие взгляды и подходы к определению понятия "непрерывность образования". Термин "непрерывное образование" в бытовой содержательной интерпретации выглядит, как представляется, весьма упрощенно: своей деятельностью человек всегда влиял на окружающий его мир, а деятельность как таковая была следствием определенного образования, которое приобреталось от предыдущих поколений и служило строительным материалом к созданию образа труженика (учителя, ремесленника, служащего и т.п.). В то же время, изменяя окружающий мир в ходе деятельности, человек, естественно, изменялся сам. Изменялось его отношение к труду и предметам труда, окружающим людям, убеждениям, идеалам и, как следствие, приходило осознание необходимости в совершенствовании своих знаний и умений. " Просматриваются три главных аспекта сущности НО: а) первый, традиционный, когда в НО видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть "конечного" образования (т.е. "образования на всю жизнь"); б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как пожизненный процесс ("учиться всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.); в) третий подход наиболее продуктивный, идею пожизненного образования "пропускает" через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью ("образование через всю жизнь"). Целью НО в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его "окультуривание", как необходимое условие сохранения и развития культуры общества. В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный аспект, при котором НО рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социальную и культурно-историческую ниву. Актуальность исследования В условиях непрерывного образования решается задача подготовки компетентного человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них, без чего невозможен переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры. В основе концепций развивающего (и развивающегося), а также личностно-ориентированного образования, разработанных отечественными психологами, лежат идеи культурно-исторического развития человека (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Их идеи оказали влияние на представления о содержании образования и выдвинули на первый план принцип обновления и системного построения образовательного материала. Педагогические исследования рассматривают проблему личностно-ориентированного образования в контексте непрерывного образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским. Непрерывное образование рассматривается как кардинальное условие развития личности на всех уровнях и ступенях профессионального и жизненного пути. Истоки непрерывного образования Истоки явления "непрерывное образование" можно обнаружить в прошлом. Г.П. Зинченко (российский специалист по социальной философии, социологии, защитивший в 1990году докторскую диссертацию по теме «Непрерывное образование в советском обществе: формирование концепции и проблемы ее реализации ») считает, что проблема непрерывного образования осмысливалась не столько в форме "понятия", сколько в форме идеи. Причем возведение этой идеи он относит к Библии, Корану, Талмуду. Автор утверждает, что в форме полудогадки, полуидеи эту мысль высказывают Платон и Аристотель. Находит она отражение и в гуманистических взглядах Вольтера, Гете, Каменского, Руссо и др. По утверждению Г.П.Зинченко, термин "непрерывное образование" впервые употреблен в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 г. был опубликован "Доклад Фора", в котором вносилось предложение принять как руководящую концепцию так называемое "непрерывное образование" для будущих нововведений во всех странах мира1. Педагоги и психологи называют современную образовательную парадигму парадигмой саморазвития личности, ибо в этом смысле она является основой образовательно-воспитательного процесса, который органически сочетает в себе необходимость педагогического и организационного саморазвития учащихся и студентов в ходе активного, творческого освоения мира и его культуры в режиме непрерывности. Непрерывное образование сегодня — это процесс целенаправленного формирования разносторонне развитой личности, обеспечивающей поступательный и согласованный характер формирования интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств человека При всей значимости разработки различных аспектов профессионально-личностного развития педагога, в обществе должно иметь место чёткое осознание того, что её осуществление может быть достигнуто при наличии соответствующих социально-экономических и психолого-педагогических условий. Одним из главных условий совершенствования всей образовательной системы в Казахстане является усиление внимания к проблеме непрерывного педагогического образования на качественно новом уровне. Задачи школы непрерывного образования учителей . 1. Индивидуальная работа с учителями в плане повышения квалификации, поддержка инновационно- исследовательской работы учителей, обобщение педагогического опыта. 2. Создание учебно- методического продукта: методических пособий для учителей, учебных материалов для учеников (тетради на печатной основе, сборники задач, оборудование для физических кабинетов, наборы слайдов, видеофильмы и т.п.) 3. Формирование творческих групп учителей, работающих над общей проблемой. 4. Подготовка слушателей к руководству методическими семинарами и творческими группами учителей в городах и районах области. 5. Осуществление непрерывной цепочки в учебном процессе: школа (ученик, учитель) Природа профессиональной деятельности учителя как никогда требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого являются приоритет индивидуально-творческого над алгоритмическим, переход к личностно-ориентированной парадигме. В этой связи возникает необходимость проанализировать теоретические концепции непрерывной подготовки педагогических кадров, выявить наиболее плодотворные, имеющие сегодня важное практическое значение. Особое внимание было уделено исследованиям, в которых представлены результаты личностно ориентированных технологий обучения, гуманитаризации учебного процесса. Приметой нашего сложного времени стал возрастающий интерес к гуманизации образования. Учёные активно отстаивают точку зрения, согласно которой соответствующая природе человека идея гуманистической педагогики не может не возобладать, так как сама гуманная педагогика - это общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и, в конечном счете, преодолевающая этнические, идеологические, классовые различия, что непосредственно связано с профессионально-личностным развитием педагога. Необходимость глубокой гуманитаризации образования. Перед педагогом встает задача раскрывать изучаемые дисциплины не только в предметном аспекте, но и универсально, в многообразии форм их связей, т.е. в их ценностном измерении. Отсюда необходима открытость педагога разным способам осмысления изучаемого, которые он находит в культуре (наука, искусство, философия, религия и т.п.). В результате педагог проявляет себя не только как профессионал-предметник, но и как «человек культуры». Педагог, ориентированный на предельные цели образования, которые заключаются в становлении личности учащегося, осознает недостаточность реализации «знаниевой» установки. Учитель — воплощенное диалектическое противоречие. Будучи специалистом-предметником, он вынужденно односторонен, но «сверхзадача», которая стоит перед ним, диктует необходимость стремиться к универсализму. Осознание себя, своей принадлежности не только к профессиональной общности, но и к культуре - это осознание всех способов смыслообразования. Духовно-практическое начало глубоко заложено в человеческой природе, хотя и не всегда осознается. Чтобы обладать «избытком видение», иметь возможность «доопределять» предмет изучения, делать его целостным и ценностно завершенным, он должен обладать способностью видеть в предмете богатство отношений и относиться к нему не только познавательно, но и эмоциональнее, Автор: Рямбова Валентина Николаевна учитель русского языка и литературы | |
Просмотров: 894 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|