Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Компетентность в формировании благоприятного психологического климата в ученическом коллективе Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьника является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. Психологический климат – это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. Устойчивое состояние класса как группы, которое отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны": Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют. Характеристики благоприятного социально-психологического климата: • В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; • Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; • Детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; • В отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. • В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. • В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьных психологов и администрации. К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: - личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность) - профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость). - ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. Знания о способах формирования психологического климата и управление коллективом является необходимым для педагогов. Эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе: * необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность; * находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела; * формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах; * если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п. * создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу; * привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; * не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; * создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися; * развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; * развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение. Социальный психолог В.Б. Ольшанский характеризует признаки поведения педагога, создающего развивающий климат. 1. Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред. 2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывают подозрительность и недоверие. 3. Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто «навесить ярлык» прогульщика. Если двоечник прекрасно ответил урок, ему поставят «3», когда оценивают личность, но «5», если исходят из фактов. 4. Не приказ, а ориентация на проблему. Если человеку остается лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат. 5. Сослагательность, а не категоричность, скорее, предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство». Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приёмы, в число которых входит применение игр, направленных на сплочение коллектива. Показаны два упражнения, проведенные с коллективом: Упражнение «Поворот в прыжках» Цель: активизация группы, сплочение. Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтоб расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360○. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участник приземлился ранее. Задача – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого. Упражнение «Говорящие руки» Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: 1. Поздороваться с помощью рук. 2. Побороться руками. 3. Помириться руками. 4. Выразить поддержку с помощью рук. 5. Пожалеть руками. 6. Пожелать удачи. 7. Попрощаться руками. Происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между участниками улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Результаты анкетирования: | |
Просмотров: 807 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|