Самостоятельная деятельность учащихся
«Главная цель обучения и воспитания -дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу.» К.Д. Ушинский.
В последнее время все чаще стали говорить о том, что важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Об этом говорилось и раньше, но как, вот просто так взять, и решить эту проблему? Думаю никак, если ты хочешь сразу увидеть результат. А вот поэтапно вовлекать, уч-ся, к самостоятельной деятельности, необходимо начать сегодня же. Изучение математики строится с опорой на пройденное ранее, причем изучение должно быть осознанно. Добиться повышения качества образования один учитель не в силах. Поэтому предлагаю некоторые темы давать детям на самостоятельное изучение. Не просто так , как домашнее задание, разберите дома следующий параграф, а конкретно, заранее готовлю текст теоретического материала. Самостоятельное изучение математического материла по учебнику дело сложное. Это зависит, прежде всего, от изложения материала в учебнике. В основном объяснения в учебниках идут сжаты, сокращены и кратки в изложении . В текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы. Ученики не всегда самостоятельно могут восстановить эти «пробелы текста». Поэтому самостоятельное чтение материала приводит к недопониманию прочитанного, тем более неумению применять полученные знания в нестандартных ситуациях. В начальных порах одну тему предлагаю разобрать только 3-4 уч-ся. К нему даю приложение , либо это презентация, где на слайдах приведены задания на применение данной темы, либо это распечатка текста с теоретическим материалом, разработанный учителем. Где прослеживается применение таксономии Блума, т.е. задания постепенно усложняются, от простого к сложному. И на следующем уроке необходимо предоставить возможность этим уч-ся, все рассказать своим товарищам в группе и провести с ними совместную работу по выполнению предложенных заданий. Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» уч-ся была предложена презентация с доказательством теоремы. Записи появляются на экране после нажатия клавиши. Это помогает уч-ся сосредоточиться на некоторых деталях и понять, что откуда следует. Задачи предлагаются с чертежами, обозначениями.(смотрите приложение 1)
Со временем необходимо видоизменять, методы организации самостоятельной работы с тем, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности. Учить составлять план прочитанного, конспектировать, составлять тезис. Приучать уч-ся делать пометки, записи, выписки. При организации самостоятельной работы главное заключается в том, чтобы располагать упражнения в системе, обеспечивающей постепенное повышение степени самостоятельности учащихся. ОБ ЭТОМ В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ
|