...Мы думаем, что простые средства неэффективны, и на основании этого или не делаем ничего, или выдумываем бог знает что то, перепрыгиваем через две ступеньки. Простые средства действительно неэффективны, если пытаться решить с их помощью невыполнимые задачи. - Твердых показателей эффективной работы нет, а ощущать большой прогресс хочется. Каждая новинка возникающая совершенно случайно, без анализа положения в конкретной школе, выдается за целое направление в работе. Случай принимается за тенденцию, единичное - за закономерное. Жажда "большого скачка" рано или поздно обязательно превращается в имитацию скачка - возникают образцовые ситуации, клубы, праздники, открытые уроки, которые никак или почти никак не связаны с общими положением дел. Порожденные жаждой больших скачков, сами потом искривляют педагогическое сознание. Они создают ложной образ школы прежде всего у самых педагогов. Ведь организация успеха напоказ идет в ущерб действительному анализу положения дел. - Можно украсить школу, как игрушку, можно сделать ее стерильно чистой, можно добиться от учеников соблюдения формы и скромного внешнего вида, но если при этом в школе не будет учителя умного, знающего и любящего детей, школы не будет, как бы ни восхищалось ею начальство.