Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Сухинина Людмила Николаевна Учитель биологии Полтавская средняя школа Аккайынского района Северо-Казахстанской области Методическая тема «Развитие мышления через выполнение творческих заданий» Мировоззрение формируется вместе с развитием мышления учащихся. Биология в диалектико-материалистическом освещении не только объясняет мир, но и является руководством к действию и преобразованию органического мира. Также содержание биологии дает пищу детскому уму, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, обобщения и решать практические задачи. Этому способствует осмысление фактов, взаимосвязей явлений. Осмысливание проводит к сознательности в усвоении учащимися учебного материала и прочности его запоминания. Сознательные знания учащиеся получают при активном мыслительном процессе, а не путем механического запоминания. Мышление человека неразрывно связано с его мировоззрением. Поэтому воспитание основ диалектико-материалистического мировоззрения неотделимо от развития мышления. Преподавание биологии имеет все данные для систематического развития мышления учащихся. При изучении биологии они знакомятся с конкретными фактами, доступными наблюдению и сравнению, имеют возможность устанавливать взаимосвязи, делать умозаключения. Они знакомятся с биологическими закономерностями и научными идеями. Заранее продуманный ход урока, его структура, логика изложения материала учителем развивают их мышление. Возникновение вопроса у учащихся - это первый признак зарождающейся мысли. Далее следует стимулировать ее развитие, завершить обобщением и закрепить посредством упражнения или на практике. Существует два логических пути мышления: индуктивный и дедуктивный. Они включают в себя необходимые в процессе обучения биологии логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Дедуктивный путь ведет от общих положений, принципов к разъяснению отдельных фактов или подтверждению общих положений фактами. Применяется при анализе и тесно с ним связана. Индуктивный путь ведет от фактов к обобщению, к установлению принципа. Связана с синтезом и способствует обобщающим умозаключениям. В процессе преподавания необходимо развивать у учащихся способность к индуктивному и дедуктивному мышлению, развивать у них умение анализировать и синтезировать при любом методе преподавания. Всякий мыслительный процесс завершается суждением. Суждение – это уже самостоятельное действие, так как им что-то избирается, утверждается или отвергается. Обобщающая мысль движется от единичных фактов, отмечая особенности, сходство или различие между ними, к обобщающему умозаключению, которое становится суждением. Для развития мышления очень важны вопросы, требующие сравнения ранее пройденного материала с новыми, настраивающими на размышление, заставляющие применять знания к объяснению фактов и явлений. Именно сравнение учит и заставляет ученика думать и обобщать, активизирует мысль. Именно в контексте развития мышления следует особо обращать внимание на применение заданий творческого характера: составление кроссвордов, синквейнов, вопросов, лабиринтов, опорных схем; дидактические и интеллектуальные игры- применение легенд, пословиц, стихотворений- подготовка презентаций и другое. Каждый метод преподавания непременно связывают с работой мысли учащихся, что активизирует их учебную деятельность. В своей деятельности я применяю такие формы творческих заданий : - подготовка презентаций, сообщений (тематические, «Ученые-эволюционисты», «Возникновение жизни», «Рациональное питание», «Органоиды клетки» и мн.др.) - составление кроссвордов, - памятки по здоровому образу жизни ( «Берегите глаза», «Шум не для наших ушей», «Уход за полостью рта», «Упражнения для укрепления сердечно - сосудистой системы» и др.), - выполнение нестандартных заданий (макеты органоидов клетки, «витамины – снеговики»,пантомима какого-либо продукта или органоида и др.), - аппликации («Строение цветка», «Рефлекторная дуга», «Строение мозга» и др.), - стихи, поговорки, загадки, - и другие Все эти виды работ носят самостоятельный характер, а этот метод активный и творческий что повышает познание и овладение навыками учебно-познавательной деятельности, самовыражение. Отдельным учащимся или группам можно дать дополнительные задания: подобрать материал по какому-либо вопросу, составить на основании литературы таблицу, схему, статистические данные. Часто предлагаются мини-сочинения на различные темы: «Путешествие капельки», «Встреча с природой», «Отчего вокруг такая красота», «Береги это чудо» и др., рисунки , необычное оформление темы уроки или гербария. Огромный вклад вносит и внеклассная деятельность: «Неделя биологии», «Неделя экологии», «День птиц». На протяжении двух лет учащиеся 10 и 11 классов работали в теплице на прикладном курсе «Прикладная биология с основами почвоведения». Учащиеся были развиты на 6 групп и самостоятельно разрабатывали темы : «Ампельные растения», «Приусадебный участок», «Садовые растения», «Зеленные», «Ампельные растения», «Суккуленты». У учащихся была возможность не только показать свои знания по биологии, но и применить их на практике. Каждая группа составляла план оформления своего участка, засаживала его подходящими растениями, составляла отчет по работе и ее результатах. Сдача и оценка фиксировалась в зачетную ведомость группы. В конце работы курса каждая группа сдавала папку – отчет о проделанной работе, куда входили такие разделы : содержание, фотография группы, сообщение о выращиваемых растениях, дневник наблюдения, плакат по экологии, сообщения о ученых, рефераты, гербарии, сочинение «Войди в лес другом», фотографии и рисунки. Такая самостоятельная работа повысила интерес к предмету и природе, мотивировала учащихся на новые творческие проекты. Еще можно обратить внимания на творческий мини-проект «Витамин», выполненный в фигуре снеговика. Это задание было предложено для закрепления темы «Обмен веществ». Каждому учащемуся был дан конкретный витамин, сведения о котором он должен оформить в виде снеговика. На «ведре» описание заболеваний, вызванных недостатком или переизбытком этого витамина, на «голове» его изображение с научным названием, на «туловище»- продукты, содержащие витамины и его значение для организма. Такие творческие работы помогают развивать аналитическое мышление, находить причинно-следственные связи, расширяют кругозор. Все это ведет к повышению качества знаний. Анализ качества знаний показал: (по графику). Различные приемы, методы и формы организации учебной деятельности, используемые мною, ориентированы на высокую степень самостоятельности и креативности работы учащихся; позволяют развивать личность ученика, более полно реализовывать их творческие возможности, дают простор интеллектуальной и нравственной свободе. | |
Просмотров: 326 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|