Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Мақала бүгінгі күнге өзекті мәселе жас өсперімдер арасындағы патриоттық және азаматтық тәрбиені насихаттау мақсатында «Шығыс ұландары» әскери-патриоттық бағыттағы сыныптарын ашуға арналған. Статья посвящена актуальнейшей на сегодняшний день проблеме поиску новых форм патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения посредством открытия в школах классов «Шығыс Ұландары» с военно-патриотической направленностью. The article is devoted to the most urgent problem of patriotic and civic education of the younger generation by opening classes with military patriotic orientatation «Shygys ulan». [size=17][size=7]Поиск новых форм и методов работы по гражданскому и патриотическому воспитанию казахстанской молодежи.[/size] Б.Е.Дюсебаев[/size] Заместитель начальника лицея по воспитательной работе КГУ «Специализированная военная школа-интернат «Мужской лицей «Жас Улан» имени Ш.Уалиханова» Восточно-Казахстанская область, г.Семей Л.К.Алькеева Руководитель Центра досуга и развития КГУ «Специализированная военная школа-интернат «Мужской лицей «Жас Улан» имени Ш.Уалиханова» Восточно-Казахстанская область, г.Семей Сегодня тема поиска новых форм и методов работы по гражданскому и патриотическому воспитанию казахстанской молодежи - одна из самых актуальных. Не секрет, что на заре независимости в Казахстане был такой момент в системе образования, когда от патриотического воспитания подрастающего поколения почти полностью отказались. В школах упразднили уроки НВП, до минимума сократили классные часы по этой тематике. И лишь глубокое уважение к старшему поколению и, особенно к ветеранам ВОВ сыграло свою решающую роль в том, чтобы в Казахстане не было забыто слово «патриот». Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают на подрастающее поколение большое воздействие, мощное и сильное по своей неотразимости, на её не сформировавшееся сознание, смятенные чувства, неокрепшую волю. Это поколение часто называют потерянным, мертвым, а ведь одна из главных причин - слабая организация досуга молодежи. Как показывают наблюдения, значительную часть свободного времени подростков наполняют электронные средства массовой информации - телевидение, радио, сеть интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в основном не познавательный, а развлекательный характер. Телевидение и интернет зачастую становятся генераторами насилия, что способствует формированию у молодых людей негативных и аморальных установок. По результатам опроса, проведенного АС и П с допризывной молодежью в городах Казахстана в 2012 году, выяснилось, что 30% молодых людей призывного возраста обладают высокой степенью эмоциональной неустойчивости. И именно эти молодые люди очень подвержены чужому влиянию и часто именно они, становятся добычей организованных групп религиозного экстремизма и терроризма. Поэтому сегодня как никогда актуальным становится вопрос о том, как и в каких формах, следует осуществлять гражданское и патриотическое воспитание, что должно стать его методологическим ориентиром. Воспитание молодых людей в духе патриотизма, формирование их гражданской активности - не однодневная, весьма сложная и трудоемкая работа. Патриотизм проявляется не только в совершении подвигов или проявлении героизма - он в первую очередь зиждется на заинтересованности человека в будущности нашей республики, любви и уважении к государственным символам, преданности к своей Родине, почитании народных традиций, приобщении к достижениям мировой и отечественной культуры. По этому поводу Глава нашего государства и Лидер Нации Н. А. Назарбаев довольно емко и четко сказал: «Мы верим, что великие свершения нашего поколения, своими руками создававшего независимое государство, будут достойно продолжены следующими поколениями. Героические подвиги предков, неустанный труд нынешнего поколения и созидательный молодого – вот ключ к построению вечной государственности». За последние годы отчетливо видно, как стремительно растет сеть военно-патриотических и военно-спортивных формирований при школах, расширяются военно-шефские связи, укрепляются нити взаимодействия между военной и гражданской молодежью. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру, на наш взгляд, может внести проект Управления образования Восточного Казахстана по открытию с 2016 года в организациях образования городов и районов классов «Шығыс ұландары», в рамках реализации Комплексного плана «Дарынды мектеп». Опорной школой для этого проекта стало учебное заведение «Специализированная мужская школа-лицей-интернат «Жас Улан» им.Ш.Уалиханова для одаренных детей» города Семей. Учитывая тот факт что, технические и другие знания можно приобрести в любом возрасте, а общие идеи коллективизма и общие начала морали и патриотизма усваиваются (прививаются) только лишь в раннем юношеском возрасте от 10 лет, обучение в классах «Шығыс ұландары» начинается с 5-го класса. Организация образовательного процесса в классах «Шығыс Ұландары» регламентируется учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий школы. Для обеспечения образовательного процесса выделяются часы из вариативной части рабочего учебного плана по профильному компоненту. Классы «Шығыс ұландары» работают по индивидуальному штатному расписанию, утверждённому директором школы. Во внеурочное время и на основании плана секционной работы осуществляются мероприятия по военно физической подготовке уланов, офицер воспитатель разрабатывает план секционной работы в классах «Шығыс Ұландары». К отличиям классов «Шығыс Ұландары» от других классов общеобразовательной школы можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные этим классам: форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К специфическим атрибутам также можно отнести и Торжественную клятву, которую каждый улан произносит при поступлении в класс «Шығыс Ұландары». В классах назначены командиры взводов и отделений. «Очень хорошая идея создания кадетских классов в средних школах - я думаю, этот опыт нужно и дальше распространять, чтобы почти в каждой школе был такой класс, куда дети хотели бы добровольно пойти заниматься и получить военные навыки. И неважно, какую профессию вы выберете завтра, те навыки, которые сегодня может дать армия, пригодятся вам на всю жизнь. Именно армия, поможет вам твердо стоять на ногах, быть физически крепкими и продвинутыми умственно»- поддержала идею открытия кадетских классов в общеобразовательных школах сенатор Дарига Назарбаева в открытом диалоге с подрастающим поколением казахстанцев на встрече «Бүгінгі патриот - ертеңгі ел қорғаны», прошедшей в Национальном военно-патриотическом центре ВС РК в г.Астана. C момента создания классов «Шығыс ұландары» в области проведена огромная масса патриотических мероприятий при участии командования воинских частей, представителей ветеранских организаций, Управления образования ВКО, опорной школы КГУ «Специализированной мужской школы-лицея-интерната «Жас Улан» имени Ш.Уалиханова для одаренных детей», причем различных по своей форме и содержанию. Это и учебно-практические семинары, для педагогов, работающих в этих классах, и летние военно-полевые сборы юных защитников Родины «Даңқ-2016», военно-спортивная игра «Алау», Зимняя Спартакиада учащихся классов «Шығыс ұландары». Также были проведены дистанционные конкурсы: музейно-исторический конкурс «Мой родной край», где учащиеся классов «Шығыс ұландары» представили доклады и видеопрезентации о достопримечательностях своей малой Родины, конкурс детского творчества «Шаттық-2017», где уланы смогли проявить свои творческие способности, соревнуясь в 6 номинациях. В районах также проводились различные мероприятия военно-патриотической тематики: это тематические викторины, акции и конкурсы «Уроки мужества», КВН, военизированные эстафеты и игр, и другие. Логическим продолжением проводимой военно-патриотической работы стало проведение в г.Усть-Каменогорск Слета юных патриотов и Церемонии принятия Торжественной клятвы, приуроченных 25-летию Независимости Республики Казахстан. Его участников поздравило руководство региона и представители силовых ведомственных структур области, директора учреждений образования. Для работы с учащимися классов «Шығыс ұландары» в 2016 году в поселке Шульбинск ВКО был открыт «Центр патриотического и гражданского воспитания «Улан», в котором ведутся работы по созданию военно-прикладного комплекса «Арлан» с классами идеологической подготовки, специальных дисциплин, тактической подготовки, боевой подготовки, стрелковым тиром, строевым плацем. Введена в эксплуатацию полоса препятствий СВОД (сила, выносливость, долг, отвага), начата работа по созданию спортивной инфраструктуры. Работниками Центра ежемесячно организуются и проводятся мероприятия для уланов, которые проходят на высоком уровне. Военно-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующегося, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - это всё формирует патриотизм. В заключении хотелось бы отметить следующее: классы «Шығыс Ұландары» для нынешней молодежи действительно станут мощной идеологической школой патриотизма, основанной на героических традициях старших поколений казахстанцев. У уланов с раннего возраста формируются важные духовные ценности, которые предъявляет к личности высокоорганизованный воинский коллектив. Они со школьной скамьи знают, что профессию военного красит не только форменная одежда, но и железная дисциплина, правопорядок. В работе с учащимися классов «Шығыс Ұландары» мы следуем формуле патриотизма: «Без единства - нет нации. Без нации - нет государства. Без государства – нет будущего. Каждый из нас – это частица Родины, а вместе мы сила, если сплочены одной целью, одной идеей «Мәңгілік ел». Список литературы: 1. Послания Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2. Павел Володин «Стратегический ресурс XXI века. Патриотизм как главная ценность современной молодежи Казахстана» /Газета «Аргументы и Факты»- 2011 год .-№ 24 3. Мухамеджан Таласов «Сначала - Родина, остальное все потом…» /Журнал «Я люблю Семей!»- 18.10.2013 года -№6. | |
Просмотров: 463 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|