Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Как поменять сознание ученика от концепции «меня научат» к концепции «я научусь»? Суть этих слов хорошо отражена в изречении Э. Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть, как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть «верхушку» айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то, как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает, сокрыто от нас, учителей, то, что называется «самопознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». (Флейвелл,1976 г., «Руководство для учителя», с.149). Стать хорошим учителем - это не утопия. Важно-не стоять на месте, взглянуть с другой стороны на сам процесс обучения, начать использовать новые подходы в преподавании и обучении, научить учеников "научиться обучению" (Руководство для учителя, стр.138), развить умение обучаться. Главное для учителя, работающего по новым подходам в преподавании, - это умение строить диалог с учениками, с классом в целом и с каждым в отдельности. В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит не часто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. Как для учителя, так и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной. Прежде чем исследовать на практике эту проблему, для темы исследования я, как учитель математики, изучила историю сократовского метода, который использовался более 400 лет назад до нашей эры. Полдень. Площадь в центре древних Афин почти пуста.. Жара. Когда, наконец, полуденный зной спадает, на площадь постепенно начинает стекаться народ. Идут торговцы, появился и гордый аристократ, окруженный свитой. Каждый на площади занят своим делом. Но вот всеобщее внимание привлекает приземистый, лысый, с большим отвислым животом, бедно одетый старый человек. Поражает его большой выпуклый лоб, какого нет ни у какого в Афинах. Человек, не торопясь, направляется к группе, в которой среди всех выделяется роскошно одетый аристократ. Все уже давно узнали замечательного старца. Это великий спорщик и гениальный собеседник - афинский философ Сократ. Аристократ первым вступает в беседу, надменно обратившись к философу. А тот, как всегда, на вопрос отвечает вопросом. Спор разгорается. Узнав старца, вокруг быстро собираются любопытные, их становится все больше и больше. Никого на площади уже больше ничего не интересует, кроме словесного поединка двух человек. Сократ захватил инициативу, и его доброжелательные, но часто ироничные вопросы вконец запутывают гордеца. Спор заканчивается не в пользу последнего. Посрамленный и разгневанный аристократ, раздвигая толпу, быстро покидает площадь. Сколько было этих словесных поединков, и всегда они завершались победой знаменитого философа. Слава о нем разнеслась далеко за пределы Афин. Что же за чудодейственный метод был у него в руках? В древних источниках мы читаем о магическом действии речей Сократа: «…Ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница». Алкивиад в «Пире» говорит: «Когда я слушаю его (Сократа), сердце у меня бьется гораздо сильнее, а из глаз моих от его речей льются слезы. Необходимо отметить, что знаменитый сократовский вопросно-ответный характер искания истины тоже, вероятно, был одним из моментов, свойственных его философии». По наиболее предпочтительной версии, основоположником диалогической речи обучения следует считать Сократа. Уже древние, начиная с Платона, осознавали: когда учитель читает, а ученик записывает, то обучение проходит в атмосфере господства авторитета учителя. Это чуждо сократовскому пониманию отношений ученика и учителя. Поэтому, для меня, как учителя математики, мышление – «диалог души с самой собой», процесс сосуществования двух – в одном. Один – это некий Сократ, скрыто присутствующий в душе каждого и постоянно задающий вопросы, и второй – отыскивающий на них ответы. Известны слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но они не знают даже этого…”, следовательно, не рассказать, а заставить слушателя самого догадаться, сделать для себя открытие – вот отличительная черта диалогического обучения. Истина, которая зарождается в такой "сократовской" беседе, на самом деле, в некоторой предварительной форме, уже определяет саму беседу. При анализе первого урока я заметила ошибку. На операционном этапе была проведена обучающая дидактическая игра «Карусель». Задача была поставлена четко: по окончанию игры вы поделитесь со мной, какую дополнительную информацию вы получили, выполняя задачи. По итогам данной игры ключи совпали с решением учеников. Можно считать, что цель достигнута. Но ответ на вопрос о дополнительной информации по содержанию задач мы не услышали. Дети пытались рассказать правила оформления, каким действием решена задача, операции над действиями. Но важная сторона медали, что: • шестеро учеников из данного класса родились в марте; • в марте запланировано 24 уроков математики; • каждый ученик 5 класса должен 2,5 часа тратить на подготовку к урокам; • в человеке, массой 50 кг- 32 кг воды- дети во внимание не взяли. Значит важно изменить стратегию. Пути решения в данной ситуации вижу в необходимости изменения определения целей, для того, чтобы приучить учащихся видеть не конкретно алгоритмы решения задач, а содержание, которое должно сыграть важную роль в социальной среде. На операционном этапе первого урока был проведен «Мозговой штурм», где ученики должны были обговорить в группе и найти пути решения задачи: В журнале дан рецепт вкусных пирожных. Из одной порции получается 4 штуки. К вам на день рождения придет много гостей и вам нужно увеличить рецепт в 10 раз. Учитель: Что нужно сделать, чтобы увеличить количество продуктов в 10 раз? Дети, с опорой на знания, выход нашли в переводе десятичных дробей в наименованные единицы. Учитель: Данный способ нерациональный. Он отнимает много времени. Как сократить запись и количество времени для решения задачи? Пауза переросла в обсуждение, где решение данной проблемы дети сами нашли в теории и ресурсах интернета. Я постаралась избегать в беседе "вопросов низкого порядка", которые направлены лишь на запоминание, постаралась не терять "контроль над процессом усвоения информации учениками", постаралась стать учителем нового формата. На втором уроке была предложена картинка - мотиватор «Друзей мы любим за содержание». Никита сказал: «Друзей судят по внутреннему миру, и девочки добавили «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей », «Встречают по одежке, а провожают по уму». Это способствовало развитию критического мышления и обогащения метасознания ученика. Анализ краткосрочных научных проектов показал глубокий анализ содержания у многих учащихся, но и были недостатки. Асанали имел формативную оценку, которая поощряла ребенка за участие, а потом были учтены «минусы». Алене была поставлена суммативная оценка с усложнением. Диалог перерос в диспут: «ученик-ученик», «ученик- учитель» "Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении". (Руководство учителя, стр. 144) По исследованию Мерсера выходит, что существует три типа беседы, в которую вовлечены субъекты: беседа-дебаты, кумулятивная беседа и исследовательская беседа. Я научилась их использовать в практике, так как на сегодняшний день моя работа из авторитарного монолога плавно переросла в разные типы бесед. Третий урок был посвящен «Рыбалке». Тренинг «Жизнь-река…» проходил под журчание ручья и показа реки. В продолжение было много высказываний: «…два раза не войдешь», «…не кончится никогда», «…жизнь далека», «…и жизнь одна», «…нет права на ошибку». Тренинг удался. Дети с головой ушли в данную проблему, им было интересно слышать друг друга. Каждый пытался сказать лучше и лучше. Но я предложила продолжить данные высказывания в конце урока. Вывод урока был обобщен учениками «Жизнь-река, а в одной реке можно увидеть разные способы решений, не забывая об истоке - правиле, не теряя время понапрасну». Лист обратной связи был заполнен учащимися, где был дан прогноз качества усвоения нового материала. В послесловии, хочется вернуться к истории и отметить: «Сократовский диалог - это не столкновение двух точек зрения, просто участники пытаются совместно выяснить истину». На основании «Руководства для учителя» (стр. 144 ) можно сделать вывод, что диалог занимает центральное место на уроке. Об этом говорят работы Мерсера и Литлтона. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками, способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. Диалог на уроках математики редко присутствует на всех этапах урока, начиная с эмоционального настроя , заканчивая рефлексией. Цель моего рефлексивного отчета- размышление о формировании диалогового обучения. Увы, о деятельности учителя судят главным образом по результатам единого национального тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Во время практики в школе я проводила наблюдения за работой учащихся в парах и группах. Применяя идею диалогового обучения, я поставила цель создать такую среду обучения учащимся, где они могли бы свободно общаться и выражать свои мысли. В своих исследованиях Л.Выготский показывает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. «Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР» (Руководство для учителя стр. 144). Диалог в обучении необходим, для того, чтобы понять, как обучились наши учащиеся и чему они обучились, используя приемы и методы диалогового обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Организация обучения учеников с использованием ключевых идей модуля позволяет сделать процесс обучения интересным, за счет новизны и необычности такой формы работы, как беседа- дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа, а с другой стороны, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является рефлексия. Использование рефлексии - это средство узнать состояние ученика и тем самым узнать размышление о своем внутреннем состоянии с помощью диалога, одно из лучших этапов урока, для эмоционального состояния ученика и оценивания, и наблюдения учителя. Основное назначение нового подхода состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. Занятия с применением диалогового обучения начала с учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение «лицом к лицу», поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна. Я расставила парты в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе. Учитывая возрастные особенности детей и трудности в преодолении языкового барьера на каждом уроке проводила тренинги-приветствия по кругу «Мы с тобой похожи тем..., где учащиеся находили сходства между собой». Целью таких тренингов я поставила развитие диалогической речи. Специфика преподавания языка сама по себе построена на диалогическом общении учеников-учителей, учеников с учениками, поэтому наблюдая за работой учащихся на разных этапах работы с использованием различных форм, я постаралась понять степень заинтересованности, вовлеченности учащихся в процесс учебы. Знакомство с теорией диалогового обучения дало мне возможность при планировании уроков обращать особое внимание на постановку вопросов. «Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников». (Руководство для учителя, стр. 146). При планировании урока подготовила вопросы и задания для постановки учебной проблемы. После ответов у учащихся возникает диалог: учитель-ученик, где учитель может корректировать, поощрять, похвалить, направлять и таким образом подтолкнуть учеников к саморегуляции, самообразованию и повысить уровень знаний. На каждом уроке я использовала диалог: "Ученик-компьютер", так например, при включении компьютера, он спрашивал пароль. Диалог в дальнейшей работе с техникой, которая выдает различные действия к выполнению. Например: откройте папку " Тест и задания " и тут появляется диалоговое окно "Начать тест", ученики нажимают " ОК" , компьютер задает вопросы, ученик отвечает, и в конце оценивают каждого ученика отдельно и тем самым оценивается индивидуальная работа учащегося. На стадии рефлексии происходил диалог: учитель - ученик, ученик- ученик, здесь диалог между учителем и учеником проходил в виде обратной связи во взаимной беседе по закреплению и расширению материала урока и обсуждение самооценки учащихся. Диалог «ученик-ученик» происходил на этапе взаимооценивания. Применение на уроках диалогового обучения дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Лучшему усвоению материала способствовало взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами. Ученики не стеснялись что-то уточнить, задать вопрос, высказать свою точку зрения. На уроках дети учились умению общаться, спорить, доказывать. Рассуждая, они стремились в своей речи использовать выражения: «я думаю...», «мне кажется, что ученик А ошибся, потому что...». На уроках я старалась выслушивать мнение каждого ученика, организовывала работу так, чтобы дети самостоятельно делали выводы, находили более рациональные способы решения. С первых же уроков я наблюдала большую активность детей, повышенный интерес к учебе. При составлении критериального оценивания дети обменивались мнениями. При самооценивании своей работы, с помощью рубрикаторов, учащиеся сопоставляли поставленную в начале урока цель с результатом, делали выводы, выявляли вслух «плюсы» и «минусы» своей работы. Четыре урока на втором этапе обучения «Практики в школе» недостаточно для реализации и оценивания модуля «Новые подходы» В дальнейшем, я планирую реализовывать данный модуль в своей практике. Планирую изучать дополнительный материал по данному модулю, использовать в практике «Электронный учебник нового формата» Саворовской Татьяны Юрьевны. Не терять связь с тренером, коллегами- единомышленниками. Так как думаю, что это поможет не только в моей педагогической практике, но и в воспитании собственных размышлений и идей. Ценность своего опыта хотелось бы закончить словами Иоганн Вольфганг ГЕТЕ "Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать". | |
Просмотров: 1096 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|