Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Рефлексия по внедрению и управлению изменениями собственной практики От того, какими будут дети, целиком зависит мир грядущий Р. Рождественский Мир меняется, вместе с ним меняются дети. Моя дочь уже в полтора года пыталась читать. В два с половиной делилась планами, как изменить в корне системы образования и здравоохранения. Сейчас, когда она учится в школе, уже не хочет быть обычным, пассивным получателем готовых знаний. Она готова к сотрудничеству, к экспериментам, творчеству. А мы учителя готовы ли ответить современным чудо - детям на их запросы, стремления и потребности. Надо ли учителю меняться? На курсах по программе «Эффективное обучение» я поняла, что как учитель нового поколения сама должна научиться мыслить по новому, стать адекватной новому поколению искателей знаний. Как повысить уровень мотивации к обучению, как сделать так, чтобы дети с радостью шли в школу и в первом классе, и в пятом, и в восьмом? Я могу и должна изменить свои убеждения, изучить конструктивистские теории и внедрять их идеи в свою практику. Я должна формировать у учащихся навыки метапознания, навыки обучения тому, как учиться. По своему опыту обучения я знаю, что раньше методика преподавания заключалась в механической зубрежке. Да, это давало свои результаты на экзаменах, но как только ученик переступал порог школы, все знания благополучно улетучивались из головы. Сейчас главная моя задача – сделать так, чтобы ученик хотел учиться на протяжении всей жизни, был конкурентно способным и умел сам добывать необходимые знания В связи вышесказанным, в период практики в школе мною были проведены четыре последовательных урока, в ходе которых были выполнены восемь заданий практики. После проведения первых двух уроков, появилась необходимость откорректировать СПП и КСП. Для этого было проведено консультирование с коллегами, внесены изменения. Было решено сократить количество заданий, внедрять больше ИКТ. Коллеги, не смотря на занятость, оказывали необходимую поддержку, отвечали на вопросы, рекомендовали, икали пути устранения барьеров. Я поняла, что работа в сообществе действительно помогла моему профессиональному развитию. Для создания коллаборативной среды на уроке изобразительного искусства в 3 классе была использована групповая форма работы. Стало очевидным, что учащиеся класса не привыкли работать в группе, данная форма работы вызвала у детей совершенно разные эмоции. Среди учеников выделились как индивидуалисты, так и готовые к сотрудничеству дети. Ученики А не с большим желанием работают в группе с учениками С. Ученики С не проявляют себя в группе с учениками А. Так же практически не велось обсуждение в группе, ученики сразу тянули руки и хотели каждый ответить на вопрос, дополняли спикера. Считаю, что эти навыки у детей разовьются, если в системе использовать групповую форму при изучении новой темы. В дальнейшем целесообразно развивать навыки эффективного группового взаимодействия, потому что оно поможет взаимному обогащению учеников. Думаю, что реализовать тот процесс нужно будет через обсуждение сильных сторон групповой работы с учениками, сократические диалоги о взаимодействии и его важности для современного человека. Еще ода задача пока осталась для меня не разрешимой. На внедрение всех семи модулей в один урок уходит много времени. Соскучившиеся за лето по уроку рисования дети, через каждые пять минут спрашивали: «А когда мы будем рисовать?». Я им задание на развитие критического мышления, а они: «Когда мы будем рисовать?». Я видеоролик – опять «Когда?». Где найти в себе такие способности, чтобы соответствовать званию «Эффективный учитель» и удовлетворить учеников в собственно творческой индивидуальной работе? Необходимо разработать такие задания, в которых преломлялись бы идеи модулей. Например, я думаю, что можно использовать виртуальные галереи на основе ресурсов ИКТ, при этом задавать вопросы высокого порядка для обсуждения работы в группе, реализуя диалогическое обучение, при защите своей позиции группа может демонстрировать навыки наблюдения, анализа, вывода, интерпретации, демонстрируя включенные навыки критического мышления. Не малые трудности у меня возникли с постановкой вопросов для обсуждения и своей реакцией на «неверный» ответ. В ходе практики я выявила, что в основном ставлю вопросы низкого порядка, не уделяю особого внимания развитию диалогической беседы учителя и ученика, считая, что отнимет много времени от практической работы, которая является основным видом деятельности на уроке ИЗО. В дальнейшей педагогической практике считаю необходимым пересмотреть свои убеждения и отводить больше времени на диалог учитель-ученик и ученик-ученик, так как диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а так же помогает учителю понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.(1, стр 142). Как вариант, я планирую, что на каждом уроке буду разрабатывать и задавать как минимум 3 вопроса высокого порядка. С целью развития саморегуляции учащихся на уроках проводилось наблюдение за учениками группы А и С в различных учебных ситуациях. Исходя из наблюдений было выявлено, что у ученика А более развиты навыки саморегуляции, чем у ученика С. Думаю, что могу на своих уроках использовать опыт учеников, имеющих способности к рисованию, чтобы усиливать мотивацию остальных учеников через использование «Косвенного опыта» (1,с.123). Так на уроках апробируется метод «Просмотр», в ходе которого у учащихся развиваются важнейшие компоненты саморегуляции – самоконтроль, самооценка, рефлексия и самокоррекция. Работа в группе стимулирует потенциал одаренных детей, способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, договариваться, принимать чужую точку зрения, понимать и ценить творчество других. Коллективная деятельность способствует проявлению у одаренных учащихся креативности и лидерских качеств, что обеспечивает положительное отношение к предмету. На уроке использую совместно-индивидуальную форму коллективного творчества. То есть дети вначале работают индивидуально с учётом единого замысла, а на завершающем этапе урока деятельность каждого становится частью общей композиции - задание «Танцовщица». Наблюдая за детьми, увлечёнными коллективной работой замечаю, что каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность в общем деле, значимость личного вклада в результат совместной деятельности. Метод коллективного творчества ставит одаренного ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, стимулирует поиск новых знаний. Анализ результатов анкетирования учащихся подтвердил, что при использовании на уроках метода коллективного творчества повысился интерес к урокам. 70% учащихся с нетерпением ждут уроков коллективного творчества. Дети стали проявлять такие качества, как товарищество, отзывчивость и взаимопомощь, стали более вежливы. Также формируется устойчивый познавательный интерес к предмету, так как учебная деятельность успешна. Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов. Поэтому я на уроках обучаю учеников приемам самооценивания. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих достижений. Дети отмечают своё настроение, реакцию на задание («доволен», «было трудно») в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора или «От кулака до пяти пальцев». В период практики меня удивило, что почти все ученики имеют завышенную самооценку, оценивают себя только на пять баллов, не видят своих точек роста. В дальнейшем считаю необходимым развивать у учеников способность к более детальному самоанализу своих работ. Ведь только когда у учеников разовьется способность к самооцениванию, тогда появится настоящая творческая деятельность. Способность к самооцениванию позволит ученику развивать ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.(1, стр 135) Внедряя ИКТ было выявлено, что обучающие презентации вызывают у учеников меньший интерес, чем работа на интерактивной доске. Уроки, на которых применяется интерактивная доска, особенно актуальны для младших школьников. У учеников этого возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому важно опираться на качественный иллюстративный материал, задействовать слух, зрение, движение, эмоции для восприятия информации, тем самым повышать концентрацию внимания учащихся. Задания в электронном сайте Learning.Аpps.org на перемещение объектов с целью их классификации вызвало у учащихся огромный интерес. Планирую в дальнейшем ежеурочно использовать интерактивную доску при объяснении и закреплении нового материала. При планировании и проведении серии последовательных уроков, я стремилась создать такую образовательную среду, где учащиеся станут активными субъектами процесса обучения, моя роль как учителя – это направлять, организовывать учебный процесс таким образом, чтобы дети сами смогли добыть и усвоить новые знания. Анализируя данную работу, можно сказать, что запланированная работа не была успешной на 100% т.к. учащиеся не готовы данным изменениям, большинство учащихся отмечали в анкетировании, что им комфортней работать в традиционной системе – ученик – учитель, где учитель – это главное лицо, который координирует, направляет, объясняет, спрашивает и оценивает. Это объясняется тем, что за четыре урока ученикам трудно перестроиться из традиционной системы в инновационную. Для того чтобы произошла динамика изменения в лучшую сторону, необходимо работать в данном направлении ежедневно, ежеурочно, формировать свои навыки работы в данном направлении, в корне пересмотреть свои взгляды, идеи в области образования. Понять и выстроить для себя алгоритм действий, который поможет мне принять данные инновации и внедрить их в процесс обучения. С моими изменениями и взглядами будет меняться и сам класс. Дети будут готовы работать группами, проводить формативное оценивание, добывать информацию самостоятельно, обучать друг друга. Результаты практики доказали необходимость в системе, ежеурочно развивать у учеников навыки саморегуляции, критического мышления, выявлять и стимулировать талантливых и одаренных детей, строить подмостки для учеников группы С. Благодаря внедрению конструктивистских теорий, у учеников появится мотивация к изучаемому предмету и возникнет потребность к обучению на протяжении всей жизни. Ведь ни для кого не секрет, что у учеников снижается мотивация к обучению уже к среднему звену. А моя задача, как учителя сделать так, чтобы ученики с радостью шли в школу, хотели и умели добывать знания. Таким образом, на завершающем этапе практики, можно сделать вывод, что на уроках внедрялись идеи программы «Эффективное обучение», чему способствовало создание и своевременная корректировка СПП и КСП. Для того, что бы мои ученики были впереди планеты всей, мне необходимо в дальнейшем непрерывное самообразование и практика по реализации идей программы. Систематическое внедрение всех семи модулей позволит мне добиться проектирования своего урока адекватно потребностям современной молодежи. Список литературы: 1. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 | |
Просмотров: 585 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|