Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Назмутдинов Ризабек Агзамович, Руденко Анастасия Валерьевна Данная статья посвящена проблеме половых и гендерных различий в подростковом возрасте. Подросток, гендер, половые различия, маскулинность, фемининность. Границы подросткового возраста определяются учеными по - разному. Д.Б. Эльконин в качестве границ указывал возраст от 10-11 до 13-14 лет [1]. Л.И. Божович разделяет подростковый возраст на две фазы: первая охватывает период с 12 до 15 лет, вторая - с 15 до 17 лет [2]. Г. Гримм очерчивает подростничество в 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. Согласно периодизации Дж. Биррена, этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст дается в границах 11-15 лет. Ж. Пиаже рассматривал подростничество с 12 до 15 лет. Л.С. Выготский определял границы подросткового возраста в рамках 14-18 лет (Выготский Л.С.). Одной из наиболее распространенных в настоящее время является возрастная периодизация Д.И. Фельдштейна, согласно которой, подростковый возраст охватывает период с 10 до 15 лет. Практически все из перечисленных периодизаций не затрагивают половых различий. Вместе с тем, многие исследователи указывают, что начало подросткового возраста характеризуется интенсивным физическим и физиологическим созреванием, что у девочек начинается и заканчивается в среднем на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков (Филатова А.Ф.). Перейдем к рассмотрению основных специфических особенностей подросткового возраста. Прежде всего, остановимся на рассмотрении ведущей деятельности подростков. Анализ научной литературы показал, что в подростковом возрасте можно выделить, по крайней мере, два вида ведущей деятельности: интимно-личностное общение со сверстниками (Эльконин Д.Б.; Обухова Л.Ф.) и учебная деятельность, как форма общественно - полезного труда (Леонтьев А.Н.; Фельдштейн Д.И.). А.М. Олесик [3], изучая особенности самосознания современных подростков, указала, что чувство взрослости, как возрастное новообразование характерно для младшего подросткового возраста; в то время как старшему подростковому возрасту принадлежит другое важнейшее новообразование - формирование самосознания личности. Приступая к рассмотрению вопроса о половых и гендерных различиях в подростковом возрасте, мы считаем необходимым остановиться на определении основных понятий. И касается это, прежде всего, таких основополагающих понятий как «пол» и «гендер». Мы, вслед за А.Ф. Филатовой, рассматриваем понятие «пол» как родовое, по отношению к гендеру, ибо именно пол является тем комплексом признаков (общесоматических, репродуктивных, поведенческих), по которому индивида определяют как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) [3]. Что касается понятия «гендер», то в психологии, по мнению И.С. Кона, он определяется как любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. Следовательно, это системы ожиданий общества в отношении фемининных и маскулинных ролей. Итак, обратимся к рассмотрению половых и гендерных различий в подростковом возрасте [4,5,6,7]. Анализ научной литературы показал, что у мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Мальчики любят абстрактные аргументы, философские загадки, построенные на игре слов, и нравственные споры об абстрактных принципах. Для них характерна склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность. Для мальчиков, в отличие от девочек, характерна высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях. Девочкам, напротив, присуще индуктивное мышление, постепенное расширение своей базы формирования понятий. Они склонны отталкиваться от конкретных фактов. Их легко обучать практическим навыкам, например устной и письменной речи. Обычно девочки легче, чем мальчики, приводят примеры, особенно на раннем этапе формирования понятий. Они чаще начинают с конкретных случаев, а затем строят общую теорию. По Е.П. Ильину, мальчики имеют преимущество в познании чего -то особенного, более редкого, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю; наименее любимы у них русский и иностранный языки. Девочки предпочитают гуманитарные предметы - историю, литературу; среди нелюбимых предметов у них физика, биология, математика. У девочек доминирует количественный подход к изучению материала. Им свойственна стройность и четкость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и исполнительности. Им присущи интуиция и предусмотрительность, умение анализировать на эмоционально - чувственной основе. Они лучше мальчиков различают цвета и оттенки. У девочек лучше развиты эстетические способности и способности к языкам. Для девочек характерно пристрастие к монологу и повествованию, расчетливость. У них ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются. В целом девочки, по сравнению с мальчиками, лучше слушают, при этом они слышат большую часть сказанного и легче запоминают многочисленные детали из урока или из какого-либо разговора. Это обеспечивает им большую уверенность в сложном потоке разговора. Таким образом, указанные выше различия в когнитивной сфере позволяют заключить, что мальчики и девочки не одинаковы в особенностях восприятия и изучения какой-либо информации. Мы предполагаем, что умение девочек хорошо слушать, их склонность к монологу при объяснении чего-либо позволяет им комфортно себя чувствовать в ситуации субъект - объектного взаимодействия (обучения). Мальчики же, наоборот, меньше слушают, предпочитают диалогичность, требуют доказательств при пояснении материала. Все это способствует большей эффективности их деятельности в ситуации субъект ¬субъектного взаимодействия (обучения). По данным И.С. Кона, самосознание и самооценки мальчиков и девочек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. По И.С. Кону, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики не любят признавать свои слабости, и они хвастливей девочек (Кон И.С.). Помимо этого, мальчики считают себя умнее девочек, а свою более низкую успеваемость объясняют тем, что девочки более склонны к «зубрежке» и завоеванию хорошего отношения учителей. Однако именно у девочек с возрастом обнаруживается большая ориентация и мотивация к достижениям [8]. В целом по своей природе мальчик более индивидуален, чем девочка. Среди мальчиков есть и отличники, и двоечники; девочки же, как правило, более похожи друг на друга, среди них редко встречаются те или иные крайности. У девочек адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы), они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слезы. Но, несмотря на это, девочки легче адаптируются к меняющимся условиям, быстрее находят свое место при переменах, легче «вписываются» в новую обстановку [69]. Они чаще находятся во власти настроения. В целом чувства у них более оптимистичны. При описании реального Я - образа девочки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем мальчики. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают мальчики. По исследованиям А.Ф. Филатовой [9], при описании своего портрета девочки значительно чаще мальчиков характеризуют свою эмоциональную сферу (вспыльчивая, плаксивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная и т. д.). В самоописаниях мальчиков чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы (сильный, умный, ответственный, верен дружбе, не подвожу друзей, волевой, целеустремленный, настойчивый, занимаюсь спортом). Рассматривая различия в личностной направленности, можно отметить следующее: количество девочек, обладающих гуманистической направленностью личности значительно превосходит количество мальчиков с данным типом направленности. Противоположная картина была выявлена в представленности мальчиков и девочек с эгоистичной направленностью (Егорычева И.Д., Ильин Е.П. и др.). Однако К. Муздыбаев пишет, что предположение о большей эгоистичности мужчин не подтверждается. В разном возрасте соотношения между лицами мужского и женского пола по эгоизму разные: до 19 лет к эгоизму больше склонны мальчики, чем девочки. Говоря о различиях в способах самоутверждении, Д.И. Фельдштейн указывает, что девочкам гораздо труднее, чем мальчикам найти адекватный способ самоутверждения. Если мальчикам удается найти способы самоутверждения, хотя и неоднозначно приветствуемые обществом (мытье машин и т.п.), то для девочек таких способов практически не существует. Таким образом, общество, в которое вступают девочки и для блага которого готовы приложить свои силы, почти ничего им на данный момент не может предложить, однозначно отвергая найденные ими способы самоутверждения (использование косметики, подражание взрослым в поведении и т.п.). В результате это приводит к тому, что пытаясь сохранить свою самоценность, часть девочек меняет свое отношение к обществу. К примеру, 2% девочек в 12-13 лет становятся обладательницами суицидальной направленности. У мальчиков более выраженная склонность отвлекаться на посторонние дела. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам. У них отсутствуют и должные навыки труда, а также не развиты черты характера, необходимые для успешного его осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой свой успех они больше, чем девочки, склонны переоценивать. В этом проявляется их недостаточная критичность (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.). Мальчики больше обращают внимание на фактическую сторону дела, девочки - на личностную (Колесов Д.В.). По данным Е.Н. Андреевой, мальчики чаще используют механизм вытеснения, а девочки гиперкомпенсации. Другими словами, мальчики для поддержания самоотношения на прежнем уровне пытаются «забывать» истинные и неприятные для них причины случившихся событий, подменяя их на ложные, но «безболезненные». Девочки же для ликвидации внешних или внутренних «дефектов», провоцирующих возникновение негативного самоотношения, пытаются реализовать себя в той области, где эти «дефекты» чаще проявляются [10]. Девочки ощущают большую ценность своей личности для себя и для других, чем мальчики. Они предполагают, что способны вызывать глубокие чувства у других людей. Мальчики же испытывают отстраненность и безразличие к собственному Я, они не столь сильно заинтересованы своим внутренним миром. Вместе с тем, они в меньшей степени ожидают положительного отношения от других, но полагают, что лучше понимают себя, чем девочки. По способу воздействия на социальную ситуацию учеными также выявлены половые различия: девочки чаще мальчиков предпочитают силовые способы и личностное воздействие. Мальчикам же более свойственен нормативный способ регуляции. Школьная нормативность вызывает у мальчиков отрицательное, а к концу подросткового периода - нейтральное отношение. Для девочек характерно положительное отношение к школьным нормам. Различия со стороны эмоциональной сферы следующие: у девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - они чересчур обидчивы, могут «ни с того, ни с сего» заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики же чаще становятся более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть спокойно на месте, вертят что-нибудь в руках). Представленный выше материал позволяет предположить, что большая эмоциональность девочек определяет некоторые другие стороны ее личности - они чаще во власти настроения, их самооценка более субъективна, они более склонны к самообвинению и более внушаемы, более обидчивы и не спешат освободиться от эмоциональной зависимости от родителей. У мальчиков несколько иная ситуация. Они более рациональны, а отсюда и более объективная самохарактеристика, принятие своих достоинств и недостатков, стремление к технике и преобразующей деятельности. Девочки более склонны к критическим замечаниям и высказываниям в адрес учителей и товарищей, к жалобам на что-либо [11]. Возможно, это и объясняет их большую, чем у мальчиков, чувствительность к критике. Девочки раньше мальчиков осознают себя в качестве субъектов общения. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. И именно в ситуации общения девочки нередко чувствуют себя увереннее и проявляют в ней большую активность. Девочки-подростки реже испытывают эмоциональное одиночество, чем мальчики, что можно объяснить большей эмоциональной удовлетворенностью отношениями со своим ближайшим окружением. Наличие у мальчиков большей доминантности, независимости объясняет тот факт, что, как показали исследования К. Муздыбаева, А.В. Визгиной и С.Р. Пантелеева, внутренний локус контроля (интернальность), т.е. осознание себя как субъекта, способного влиять на внешние события, имеет для мальчиков (мужчин) большую значимость, чем для девочек (женщин). С возрастом у мальчиков возрастает интернальность, а у девочек - экстернальность. Девочки склонны к переменам и разнообразию в общении. Вместе с тем, они более осторожны и осмотрительны в коммуникации (и в любой деятельности). Девочки обладают способностью к тонкой однообразной работе (вязанию, макраме). Для них характерна большая старательность и послушание и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Компьютер для девочки - средство реальности, способ получения и обработки информации. Девочкам присущи соревновательность в овладении вниманием со стороны противоположного пола, а также культ красоты и женственности с детства (Симонов В.П.). В межличностном общении у девочек высок интерес к самоутверждению среди себе подобных. Статус девочек в группе повышает ее креативность. Однако креативность девочки не связана напрямую с ее успешностью в общении. Креативность же мальчиков более четко распознается другими людьми, позитивно влияет и на их общение, и на статус в группе. Более того, Н.Е. Кузьмина показала, что креативные мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике (Кузьмина Н.Е.). По другим исследованиям, креативные мальчики более тревожны, чем креативные девочки (Ильин Е.П.). В целом, у девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее. Девочки чаще мальчиков говорят о желании иметь друга противоположного пола. В понимании дружбы для мальчиков важно объективное знание человека или интеллектуальная общность, а для девочек в этом вопросе более значимо сопереживание [12]. Итак, обобщив рассмотренные гендерно – половые различия коммуникативной стороны, мы можем следующим образом охарактеризовать мальчиков: они предпочитают групповое общение со сверстниками своего пола, в общении они тверды, суровы, воинственны и решительны, друзей выбирают на основе интеллектуальной общности, интернальны, экстравертированы, стремятся руководить и могут выказывать неподчинение, в ситуации конфликта могут демонстрировать прямую и косвенную физическую агрессию. В свою очередь девочки предстают в следующем свете: они чувствительны к критике, в то время как сами склонны критиковать кого-либо или жаловаться; они раньше мальчиков осознают себя в качестве субъекта общения и раньше задумываются о групповом общении, вместе с тем предпочитая ему общение в диадах; они более сострадательны и человеколюбивы, интровертированы, непостоянны в общении; выбирая друзей, ориентируются на наличие эмоциональной связи; в случае конфликтов демонстрируют преимущественно косвенную вербальную агрессию. Таким образом, мальчики и девочки не являются одинаковыми не только в строении половой системы. Каждый пол имеет свои психологические особенности, однако они практически не учитываются при организации учебной деятельности. Учет половых и гендерных различий в обучении и воспитании позволит создать более благоприятные условия для личностного развития мальчиков и девочек и будет способствовать оптимизации учебного процесса. ЛИТЕРАТУРА: 1.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. - 1971, №4.- С. 6-20. 2.Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] /Л.И. Божович.-М.,1998.-298с. 3.Олесик, А.М. Психологическая характеристика самосознания современного подростка [Текст] : дисс...канд.психол.наук. - М.,- 2002. 4.Сатыбалдина Н.К. Гендерные особенности жизненных ценностей современной молодежи // Вестник Каз НУ. – 2011. - № 3. - С. 19-22. 5.Сагаутдинова М., Ахметов Н., Джакупов С. Становление субъектности личности и «кризис ролей» в современной системе образования // Высшая школа Казахстана. – 1999. - № 3. – С. 134-144. 6.Амирова А.А. Маргинальность в контексте социально – политической модернизации Казахстана. – Алматы, 2003. – 133 с. 7. Сураншиева М. Ценностный аспект взаимодействия человека и мира как общегуманитарная и общепедагогическая проблема // Поиск. – 2004. - № 4. – С. 234-237. 8.Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] / Д.Н. Исаев. - Спб.: Питер, 2010, 512 с. 9.Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст]: учеб.пособие / И.С. Клецина. - СПб.:Питер, 1998.-336с. 10.Андреева, Е.Н. Самоотношение подростков [Текст] / Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2015.- 400 с. 11.Холмс, П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама [Текст] / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. / П. Холмс - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 288с. 12.Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии [Текст] / В.Е. Каган. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с. Источник: http://1.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. - 1971, | |
Просмотров: 499 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|