Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Назмутдинов Ризабек Агзамович,
Руденко Анастасия Валерьевна

Данная статья посвящена проблеме половых и гендерных различий в подростковом возрасте.

Подросток, гендер, половые различия, маскулинность, фемининность.

Границы подросткового возраста определяются учеными по - разному. Д.Б. Эльконин в качестве границ указывал возраст от 10-11 до 13-14 лет [1].
Л.И. Божович разделяет подростковый возраст на две фазы: первая охватывает период с 12 до 15 лет, вторая - с 15 до 17 лет [2]. Г. Гримм очерчивает подростничество в 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. Согласно периодизации Дж. Биррена, этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст дается в границах 11-15 лет. Ж. Пиаже рассматривал подростничество с 12 до 15 лет. Л.С. Выготский определял границы подросткового возраста в рамках 14-18 лет (Выготский Л.С.). Одной из наиболее распространенных в настоящее время является возрастная периодизация Д.И. Фельдштейна, согласно которой, подростковый возраст охватывает период с 10 до 15 лет.
Практически все из перечисленных периодизаций не затрагивают половых различий. Вместе с тем, многие исследователи указывают, что начало подросткового возраста характеризуется интенсивным физическим и физиологическим созреванием, что у девочек начинается и заканчивается в среднем на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков (Филатова А.Ф.).
Перейдем к рассмотрению основных специфических особенностей подросткового возраста. Прежде всего, остановимся на рассмотрении ведущей деятельности подростков. Анализ научной литературы показал, что в подростковом возрасте можно выделить, по крайней мере, два вида ведущей деятельности: интимно-личностное общение со сверстниками (Эльконин Д.Б.; Обухова Л.Ф.) и учебная деятельность, как форма общественно - полезного труда (Леонтьев А.Н.; Фельдштейн Д.И.).
А.М. Олесик [3], изучая особенности самосознания современных подростков, указала, что чувство взрослости, как возрастное новообразование характерно для младшего подросткового возраста; в то время как старшему подростковому возрасту принадлежит другое важнейшее новообразование - формирование самосознания личности.
Приступая к рассмотрению вопроса о половых и гендерных различиях в подростковом возрасте, мы считаем необходимым остановиться на определении основных понятий. И касается это, прежде всего, таких основополагающих понятий как «пол» и «гендер». Мы, вслед за А.Ф. Филатовой, рассматриваем понятие «пол» как родовое, по отношению к гендеру, ибо именно пол является тем комплексом признаков (общесоматических, репродуктивных, поведенческих), по которому индивида определяют как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) [3].
Что касается понятия «гендер», то в психологии, по мнению И.С. Кона, он определяется как любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. Следовательно, это системы ожиданий общества в отношении фемининных и маскулинных ролей.
Итак, обратимся к рассмотрению половых и гендерных различий в подростковом возрасте [4,5,6,7].
Анализ научной литературы показал, что у мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Мальчики любят абстрактные аргументы, философские загадки, построенные на игре слов, и нравственные споры об абстрактных принципах. Для них характерна склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность.
Для мальчиков, в отличие от девочек, характерна высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.
Девочкам, напротив, присуще индуктивное мышление, постепенное расширение своей базы формирования понятий. Они склонны отталкиваться от конкретных фактов. Их легко обучать практическим навыкам, например устной и письменной речи. Обычно девочки легче, чем мальчики, приводят примеры, особенно на раннем этапе формирования понятий. Они чаще начинают с конкретных случаев, а затем строят общую теорию.
По Е.П. Ильину, мальчики имеют преимущество в познании чего -то особенного, более редкого, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений.
Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю; наименее любимы у них русский и иностранный языки. Девочки предпочитают гуманитарные предметы - историю, литературу; среди нелюбимых предметов у них физика, биология, математика.
У девочек доминирует количественный подход к изучению материала. Им свойственна стройность и четкость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и исполнительности. Им присущи интуиция и предусмотрительность, умение анализировать на эмоционально - чувственной основе. Они лучше мальчиков различают цвета и оттенки. У девочек лучше развиты эстетические способности и способности к языкам.
Для девочек характерно пристрастие к монологу и повествованию, расчетливость. У них ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются.
В целом девочки, по сравнению с мальчиками, лучше слушают, при этом они слышат большую часть сказанного и легче запоминают многочисленные детали из урока или из какого-либо разговора. Это обеспечивает им большую уверенность в сложном потоке разговора.
Таким образом, указанные выше различия в когнитивной сфере позволяют заключить, что мальчики и девочки не одинаковы в особенностях восприятия и изучения какой-либо информации. Мы предполагаем, что умение девочек хорошо слушать, их склонность к монологу при объяснении чего-либо позволяет им комфортно себя чувствовать в ситуации субъект - объектного взаимодействия (обучения). Мальчики же, наоборот, меньше слушают, предпочитают диалогичность, требуют доказательств при пояснении материала. Все это способствует большей эффективности их деятельности в ситуации субъект ¬субъектного взаимодействия (обучения).
По данным И.С. Кона, самосознание и самооценки мальчиков и девочек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. По И.С. Кону, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики не любят признавать свои слабости, и они хвастливей девочек (Кон И.С.). Помимо этого, мальчики считают себя умнее девочек, а свою более низкую успеваемость объясняют тем, что девочки более склонны к «зубрежке» и завоеванию хорошего отношения учителей. Однако именно у девочек с возрастом обнаруживается большая ориентация и мотивация к достижениям [8].
В целом по своей природе мальчик более индивидуален, чем девочка. Среди мальчиков есть и отличники, и двоечники; девочки же, как правило, более похожи друг на друга, среди них редко встречаются те или иные крайности.
У девочек адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы), они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слезы. Но, несмотря на это, девочки легче адаптируются к меняющимся условиям, быстрее находят свое место при переменах, легче «вписываются» в новую обстановку [69]. Они чаще находятся во власти настроения. В целом чувства у них более оптимистичны.
При описании реального Я - образа девочки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем мальчики. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают мальчики. По исследованиям А.Ф. Филатовой [9], при описании своего портрета девочки значительно чаще мальчиков характеризуют свою эмоциональную сферу (вспыльчивая, плаксивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная и т. д.). В самоописаниях мальчиков чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы (сильный, умный, ответственный, верен дружбе, не подвожу друзей, волевой, целеустремленный, настойчивый, занимаюсь спортом).
Рассматривая различия в личностной направленности, можно отметить следующее: количество девочек, обладающих гуманистической направленностью личности значительно превосходит количество мальчиков с данным типом направленности. Противоположная картина была выявлена в представленности мальчиков и девочек с эгоистичной направленностью (Егорычева И.Д., Ильин Е.П. и др.). Однако К. Муздыбаев пишет, что предположение о большей эгоистичности мужчин не подтверждается. В разном возрасте соотношения между лицами мужского и женского пола по эгоизму разные: до 19 лет к эгоизму больше склонны мальчики, чем девочки.
Говоря о различиях в способах самоутверждении, Д.И. Фельдштейн указывает, что девочкам гораздо труднее, чем мальчикам найти адекватный способ самоутверждения. Если мальчикам удается найти способы самоутверждения, хотя и неоднозначно приветствуемые обществом (мытье машин и т.п.), то для девочек таких способов практически не существует.
Таким образом, общество, в которое вступают девочки и для блага которого готовы приложить свои силы, почти ничего им на данный момент не может предложить, однозначно отвергая найденные ими способы самоутверждения (использование косметики, подражание взрослым в поведении и т.п.). В результате это приводит к тому, что пытаясь сохранить свою самоценность, часть девочек меняет свое отношение к обществу. К примеру, 2% девочек в 12-13 лет становятся обладательницами суицидальной направленности.
У мальчиков более выраженная склонность отвлекаться на посторонние дела. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам. У них отсутствуют и должные навыки труда, а также не развиты черты характера, необходимые для успешного его осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой свой успех они больше, чем девочки, склонны переоценивать. В этом проявляется их недостаточная критичность (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В.). Мальчики больше обращают внимание на фактическую сторону дела, девочки - на личностную (Колесов Д.В.).
По данным Е.Н. Андреевой, мальчики чаще используют механизм вытеснения, а девочки гиперкомпенсации. Другими словами, мальчики для поддержания самоотношения на прежнем уровне пытаются «забывать» истинные и неприятные для них причины случившихся событий, подменяя их на ложные, но «безболезненные». Девочки же для ликвидации внешних или внутренних «дефектов», провоцирующих возникновение негативного самоотношения, пытаются реализовать себя в той области, где эти «дефекты» чаще проявляются [10].
Девочки ощущают большую ценность своей личности для себя и для других, чем мальчики. Они предполагают, что способны вызывать глубокие чувства у других людей. Мальчики же испытывают отстраненность и безразличие к собственному Я, они не столь сильно заинтересованы своим внутренним миром. Вместе с тем, они в меньшей степени ожидают положительного отношения от других, но полагают, что лучше понимают себя, чем девочки.
По способу воздействия на социальную ситуацию учеными также выявлены половые различия: девочки чаще мальчиков предпочитают силовые способы и личностное воздействие. Мальчикам же более свойственен нормативный способ регуляции. Школьная нормативность вызывает у мальчиков отрицательное, а к концу подросткового периода - нейтральное отношение. Для девочек характерно положительное отношение к школьным нормам.
Различия со стороны эмоциональной сферы следующие: у девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - они чересчур обидчивы, могут «ни с того, ни с сего» заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики же чаще становятся более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть спокойно на месте, вертят что-нибудь в руках).
Представленный выше материал позволяет предположить, что большая эмоциональность девочек определяет некоторые другие стороны ее личности - они чаще во власти настроения, их самооценка более субъективна, они более склонны к самообвинению и более внушаемы, более обидчивы и не спешат освободиться от эмоциональной зависимости от родителей. У мальчиков несколько иная ситуация. Они более рациональны, а отсюда и более объективная самохарактеристика, принятие своих достоинств и недостатков, стремление к технике и преобразующей деятельности.
Девочки более склонны к критическим замечаниям и высказываниям в адрес учителей и товарищей, к жалобам на что-либо [11]. Возможно, это и объясняет их большую, чем у мальчиков, чувствительность к критике.
Девочки раньше мальчиков осознают себя в качестве субъектов общения. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. И именно в ситуации общения девочки нередко чувствуют себя увереннее и проявляют в ней большую активность.
Девочки-подростки реже испытывают эмоциональное одиночество, чем мальчики, что можно объяснить большей эмоциональной удовлетворенностью отношениями со своим ближайшим окружением.
Наличие у мальчиков большей доминантности, независимости объясняет тот факт, что, как показали исследования К. Муздыбаева, А.В. Визгиной и С.Р. Пантелеева, внутренний локус контроля (интернальность), т.е. осознание себя как субъекта, способного влиять на внешние события, имеет для мальчиков (мужчин) большую значимость, чем для девочек (женщин). С возрастом у мальчиков возрастает интернальность, а у девочек - экстернальность.
Девочки склонны к переменам и разнообразию в общении. Вместе с тем, они более осторожны и осмотрительны в коммуникации (и в любой деятельности). Девочки обладают способностью к тонкой однообразной работе (вязанию, макраме). Для них характерна большая старательность и послушание и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Компьютер для девочки - средство реальности, способ получения и обработки информации. Девочкам присущи соревновательность в овладении вниманием со стороны противоположного пола, а также культ красоты и женственности с детства (Симонов В.П.).
В межличностном общении у девочек высок интерес к самоутверждению среди себе подобных. Статус девочек в группе повышает ее креативность. Однако креативность девочки не связана напрямую с ее успешностью в общении.
Креативность же мальчиков более четко распознается другими людьми, позитивно влияет и на их общение, и на статус в группе. Более того, Н.Е. Кузьмина показала, что креативные мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют большую устойчивость к критике (Кузьмина Н.Е.). По другим исследованиям, креативные мальчики более тревожны, чем креативные девочки (Ильин Е.П.). В целом, у девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.
Девочки чаще мальчиков говорят о желании иметь друга противоположного пола. В понимании дружбы для мальчиков важно объективное знание человека или интеллектуальная общность, а для девочек в этом вопросе более значимо сопереживание [12].
Итак, обобщив рассмотренные гендерно – половые различия коммуникативной стороны, мы можем следующим образом охарактеризовать мальчиков: они предпочитают групповое общение со сверстниками своего пола, в общении они тверды, суровы, воинственны и решительны, друзей выбирают на основе интеллектуальной общности, интернальны, экстравертированы, стремятся руководить и могут выказывать неподчинение, в ситуации конфликта могут демонстрировать прямую и косвенную физическую агрессию. В свою очередь девочки предстают в следующем свете: они чувствительны к критике, в то время как сами склонны критиковать кого-либо или жаловаться; они раньше мальчиков осознают себя в качестве субъекта общения и раньше задумываются о групповом общении, вместе с тем предпочитая ему общение в диадах; они более сострадательны и человеколюбивы, интровертированы, непостоянны в общении; выбирая друзей, ориентируются на наличие эмоциональной связи; в случае конфликтов демонстрируют преимущественно косвенную вербальную агрессию.
Таким образом, мальчики и девочки не являются одинаковыми не только в строении половой системы. Каждый пол имеет свои психологические особенности, однако они практически не учитываются при организации учебной деятельности. Учет половых и гендерных различий в обучении и воспитании позволит создать более благоприятные условия для личностного развития мальчиков и девочек и будет способствовать оптимизации учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. - 1971, №4.- С. 6-20.
2.Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] /Л.И. Божович.-М.,1998.-298с.
3.Олесик, А.М. Психологическая характеристика самосознания современного подростка [Текст] : дисс...канд.психол.наук. - М.,- 2002.
4.Сатыбалдина Н.К. Гендерные особенности жизненных ценностей современной молодежи // Вестник Каз НУ. – 2011. - № 3. - С. 19-22.
5.Сагаутдинова М., Ахметов Н., Джакупов С. Становление субъектности личности и «кризис ролей» в современной системе образования // Высшая школа Казахстана. – 1999. - № 3. – С. 134-144.
6.Амирова А.А. Маргинальность в контексте социально – политической модернизации Казахстана. – Алматы, 2003. – 133 с.
7. Сураншиева М. Ценностный аспект взаимодействия человека и мира как общегуманитарная и общепедагогическая проблема // Поиск. – 2004. - № 4. – С. 234-237.
8.Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] / Д.Н. Исаев. - Спб.: Питер, 2010, 512 с.
9.Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст]: учеб.пособие / И.С. Клецина. - СПб.:Питер, 1998.-336с.
10.Андреева, Е.Н. Самоотношение подростков [Текст] / Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2015.- 400 с.
11.Холмс, П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама [Текст] / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. / П. Холмс - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 288с.
12.Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии [Текст] / В.Е. Каган. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

Источник: http://1.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Вопросы психологии. - 1971,
Категория: Школа, как она есть | Добавил: nazmu1956 (2017-12-31) | Автор: Назмутдинов Ризабек Агзамович, Руде E
Просмотров: 499 | Комментарии: 3 | Теги: фемининность., гендер, половые различия, маскулинность, Подросток | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru