Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку
Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.

Учитель начальных классов средней школы-лицея №6 г. Кокшетау
Войтенко Екатерина Васильевна

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский.
Формирование учебной деятельности – процесс многоплановый, сложный и может иметь различные подходы к его осуществлению.
Один из возможных путей содействия этому – вовлечение самих учащихся в оценку и контроль своей учебной деятельности. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
И именно сейчас старое дидактическое правило «Учить детей учиться» как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.
САМОКОНТРОЛЬ - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.
Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Обратимся к тому, как определяют самоконтроль некоторые исследователи.
А.С.Лында считает, что самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? все ли я ответил?
К.Д.Ушинский, подчеркивающий значение самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения.
Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, которые самоконтроль считают одним из ведущих компонентов формирования учебной деятельности.
Авторы,использующие понятие самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями.
В результате работы по формированию самоконтроля в учебной деятельности в процессе обучения русскому языку в начальных классах, рекомендовано внедрение специальной системы управлений действиями учащихся. Система будет способствовать формированию у младших школьников умений самоконтроля, повышению качества знаний, воспитанию ответственности, целеустремленности, самоорганизации обучающихся.
Уже с первого класса дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надо входить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе. Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности.
Формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании таких методов и приемов, как:
• объяснительно-иллюстративный;
• сверка с написанным образцом;
• частично поисковый метод;
• взаимопроверка с товарищем;
• сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Во 2-ом классе формирование самоконтроля я начала с повторения знаний полученных в 1-ом классе. Довожу до сознания детей, что любая работа считается выполненной только тогда, когда она проверена, когда найдены ошибки, если они есть.
На уроке русского языка я использую следующие виды работ:
1. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Работа учащихся по карточке, состоящей из текста, из которого необходимо выписать слова с заданной орфограммой и карточки-ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки – ключа.
Если ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «подглядеть» их. На короткое время приложить проверочный лист, а затем приступить к выполнению работы вновь.
При прохождении темы: «Большая буква в именах, кличках животных, городах» я использую задание самопроверки, на которой записано правило, слева слова с пропущенной орфограммой, справа- ответы и пояснения. Во время работы графы «Ответы» и «Пояснения» закрываются, слева в слова вставляются буквы, после окончания работы сверяют с ответами и пояснениями.
№ Какую букву нужно вставить? Ответы Пояснения
1 Моего друга зовут … аурен (Д д) Д Имена людей
2 Я живу в городе …окшетау (К к) К Название города
3 Брат живет в …понии (Я я Я Название страны
4 …лматинские улицы (А а) а алматинских (улиц много)
Количество ошибок
Номер заданий с ошибками.
Так же на уроках русского языка я стала применять какографические (неверные) написания.
Термин «какография» является антонимом к слову «орфография».
Отсюда и название «какографическое», т.е. умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Целями использования данного приема является:
• проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
• формирование орфографической зоркости учащихся;
• развитие зрительной памяти младших школьников;
• формирование у учащихся самоконтроля.
Например, на уроке русского языка (этап повторения ранее изученного) даю задание: списать с доски в тетрадь предложение. Мы жыли на Улице абая
Вдруг раздается возглас: «А там неправильно!»
- Не может быть! – удивляюсь я.
И тогда дети доказывают то, что:
• в конце предложения ставится точка;
• жи- ши пишутся с буквой и;
• название улиц пишутся с большой буквы.
Это задание позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке, когда дети могут поспорить, порассуждать, сформировать ответ, а не слепо, доверчиво и просто списать с доски. Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя. Я считаю, что нужно использовать этот прием при закреплении и повторении пройденного материала.
«Какография» - утверждал К.Д.Ушинский- употребляемая вовремя и с умением … занятие весьма полезное, но ее должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником».
Еще одним приемом формирования самоконтроля на уроках русского языка являются диктанты.
При проведении диктанта возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией как взаимопроверки, так и самопроверки.
Можно выделить следующие виды диктантов:
1. Диктант с постукиванием (не контрольный). Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
2. Знаковый диктант. Например, при изучении темы «Части речи», диктую слова: бабочка,летать, красивый и т.д., а ученики пишут: сущ., глаг., прил….
Знаковые диктанты я провожу письменно с самопроверкой или взаимопроверкой.
3. Диктант-игра «Кто больше запомнит».
Как слуховой, так и зрительный он проводится по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов.(Слайд)
В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. Учителю важно разобраться в причинах ошибок учащихся.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующие:
- невнимательность, рассеянность, поспешность;
- не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
- орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
- допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
- не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
- работает медленно, не успевает применить свои знания.
Выявить причины орфографических ошибок у учащихся начальных классов можно при помощи тестирования.
Работа с тестами должна занимать не более 15 минут. На этапе обучающих тестовых заданий слабоуспевающим учащимся или к трудным заданиям предлагается разного рода помощь (правила, памятки, слова для справок, алгоритм орфографических действий).
После проверки тестов учителем или взаимопроверки проводится работа над ошибками.
Приемы самостоятельной работы над ошибками:
- самостоятельное исправление учащимися ошибок;
- самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки;
- подбор проверочных слов к данным словам;
- выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания;
- взаимопроверка работ учащихся.
В конце учебного года я провожу итоговую работу по формированию умения самоконтроля.
2 класс Итоговая работа по русскому языку
Ф.И. ученика
Задания
1 Перечисли парные согласные.

2 Правильно ли разделены слова для переноса.
Да Нет Исправь ошибку
Де-ньки.
Вок-зал.
Дево-чка.
И-горь.
Чай-ка.
3 Подбери проверочные слова.
Свеча- _______________.
Число- _______________.
Письмо-______________.
Деревья-______________.



4 Выпиши слова, в которых количество букв больше, чем
количество звуков.

Рысь, льдины, осины, ёжик.
5 Подчеркни имена существительные.
Дети собирали вкусные ягоды.
Оценочный лист

Задания
Оценки
Ученик Учитель
Знаю Не знаю Знает Не знает
1. Знаю парные согласные
2. Умею делить слова для переноса.
3 Умею подбирать проверочные слова.
4 Умею соотнести количество букв и звуков.
5. Умею находить имена существительные.

Данные приемы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении – тут же их исправлять, активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям.
Для успешного обучения русскому языку в начальной школе, необходим систематический контроль над качеством знаний и умений учащихся. Совершенствование системы контроля, позволяет повысить эффективность обучения, так как самоконтроль дает учителю возможность своевременно получать информацию о ходе учебного процесса, об уровне усвоения программного материала. Получение сведений об усвоении материала, необходимо, чтобы процесс обучения велся более грамотно, эффективно и вовремя корректировать учебную деятельность учащегося.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: berta (2018-01-07) | Автор: Войтенко Екатерина Васильевна E
Просмотров: 1048 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru